Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:37, реферат
Андрей Рублёв – великий русский иконописец. Родился в 60-е годы 14 века. Время жизни Рублёва совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе против татаро-монгольского ига. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. Сего именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублёва крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу.
Андрей Рублёв – великий русский иконописец. Родился в 60-е годы 14 века. Время жизни Рублёва совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе против татаро-монгольского ига. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. Сего именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублёва крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годах. 1405 год – совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца, Андрей Рублёв участвует в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. 1408 год – Андрей Рублёв и Даниил Чёрный руководят работами по росписи Успенского собора города Владимира.
Благовещенский собор Московского Кремля перестраивался в 15 веке, и роспись его не сохранилась. Во владимирском Успенском соборе сохранилась лишь небольшая часть росписей. Дошли до нас также иконы из иконостаса этого собора, экспонирующиеся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее. О предшествующем периоде жизни Андрея Рублёва известно мало. Составленное в 17 веке «Сказание о святых иконописцах» утверждает, что он жил сначала в Троицком монастыре в послушании у Никона. По словам «Сказания», Никон повелел Рублёву написать икону Троицы «в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу». Об остальных крупных работах Рублёва мы знаем из житий Сергия и Никона. Между 1425-1427 годами он вместе с другом и «спостником» Даниилом Чёрным участвовал в создании ныне несохранившихся росписей Троицкого собора Сергиева монастыря. Там Рублёв и скончался в 1430 году.
Для
воссоздания творческого облика
Рублёва очень важны сведения,
сообщённые в 1478 году Иосифу Волоцкому
бывшим игуменом Троицкого Сергиева
монастыря старцем Спиридоном. По
его словам удивительные и прославленные
иконописцы Даниил и его ученик Андрей,
иноки Андронникова монастыря, отличались
такими добродетелями, что удостоились
необычных дарований и
Так же, как Феофан, Рублёв стремится достигнуть воплощения изначальной красоты совершенного человека. Так же, как Феофан, он видит в этой красоте результат творческой деятельности преображенного человеческого духа. Но если для Феофана достижение совершенства означает полное изменение чувственного человека, то для Рублёва этот процесс заключается в освобождении первозданной красоты, скрытой в материальных формах. В противоположность Феофану, в иконах и фресках Рублёва отсутствуют резкие блики, противопоставленные санкирю или охрению. Последовательное наложение тончайших светлых и постепенно светлеющих слоёв охр создаёт совершенно иной эффект. Источник света – внутри, но свет не пробивается сквозь материальную поверхность, а равномерно излучается ею. Он исходит на окружающие предметы и сообщает всему животворную радостную теплоту, которая передаётся зрителю. В пропорциях фигур появляется лёгкость. Движения освобождаются от бремени случайности. Перерождаясь вместе с душой, плоть как бы наполняется светом. Мечта о грядущем торжестве согласия и любви, о восстановлении утраченной гармонии человека и мира обретает в творчестве гениального художника конкретные, зримые формы.
Из
указанных в источниках
Андрею
Рублеву приписывают также
1) некоторые миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, нач. 15 в. [в том числе миниатюры с изображениями евангелистов Матфея, Марка, Луки];
2) две иконы из
Деисуса и семь икон из
3) Звенигородский
чин: три иконы (Христос,
4) икона Богоматери
«Умиление» из Успенского
5) три иконы из
Деисуса (Христос, Иоанн
6) фрагменты фресок
на алтарных столбах
7) фрагменты фресок
на алтарной преграде
8) несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и одна из его Праздничного ряда («Крещение»), ок. 1428;
9) маленькая иконка «Спас в силах» нач. 15 в. (Государственная Третьяковская галерея).
Из
всего перечня несомненно принадлежащими
Андрею Рублеву можно считать
только миниатюры евангелия Хитрово,
Звенигородский чин и икону «Богоматерь
«Умиление» из Владимира, а также
— с известной долей
Образы и стиль
Андрей
Рублев воспринял традиции классицизма
византийского искусства 14 в., которое
он знал по работам греческих мастеров,
находившихся в Москве, и особенно
по созданиям Феофана Грека
Образы
Андрея Рублева в целом адекватны
образам византийского
Почти
все персонажи погружены в
состояние безмолвного
Классическое
чувство композиции, ритмов, всякой
отдельной формы, воплощенное в
ясности, гармонии, пластическом совершенстве,
у Андрея Рублева столь же безупречно,
как у греческих мастеров первой
трети 15 века. При этом некоторые
черты классической системы Андрей
Рублев как будто специально приглушает:
округлость формы не подчеркивается,
иллюзионистические моменты (например,
анатомически верная передача суставов)
отсутствуют, благодаря чему объемы
и поверхности кажутся
Истоки
присущей Андрею Рублеву созерцательной
глубины восприятия — в духовной
ситуации позднего 14 в., при Сергии Радонежском,
и раннего 15 в., при его учениках.
Это было время сильнейшего
Творчество
Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет
национальной школы русской живописи,
оригинальной по отношению к Византии.
Оно оказало огромное влияние
на все русское искусство
Феофан Грек попал в Новгород, очевидно, в 70-е годы 14 века. До этого он работал в Константинополе и близлежащих к столице городах, затем переехал в Каффу, откуда, вероятно и был приглашен в Новгород. В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу в Новгороде - расписал фресками церковь Спаса-Преображения.
Достаточно сравнить старца Мельхиседека из этой церкви с Ионой из Сковородского монастыря, чтобы понять, сколь ошеломляющее впечатление должно было произвести искусство Фаофана на его русских совремнников. Персонажи у Ф-на не только внешне не похожи друг на друга,- они живут, проявляют себя по-разному. Каждый персонаж Ф-на - незабываемый человеческий образ. Через движения, позу, жест художник умеет сделать зримым “внутреннего человека”. Седобородый Мельхиседек величественным движением, достойным потомка эллинов, придерживает свиток с пророчество. В его позе нет христианской покорности и благочестия.
Феофан Грек мыслит фигуру трехмерно, пластически. Он отчетливо представляет себе, как располагается тело в пространстве, поэтому, несмотря на условный фон, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем. Большое значение Ф-н придавал передаче в живописи объема. Его способ моделировки эффектен, хотя на первых взгляд кажется эскизным и даже небрежным. Основной тон лица и одежды Феофан кладет широкими, свободными мазками. Поверх основного тона в отдельных местах - над бровями, на переносице, под глазами - резкими, меткими ударами кисти он наносит светлые блики и пробела. С помощью бликов художник не только точно передает объем, но и добивается впечатления выпуклости формы, чего не достигали мастера более раннего времени. Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Феофана приобретают особую трепетность, подвижность.
В искусстве Ф-на всегда незримо присутствует чудо. Плащ Мельхиседека так стремительно охватывает фигуру, как если бы обладал энергией или был наэлектризован.
До наших дней почти не дошли
иконы работы Ф-на. Кроме икон
из иконостаса Благовещенского
собора в Московском Кремле, мы
не знаем достоверно ни одной
его станковой работы. Однако
с большой долей вероятности
Феофану можно приписать