Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:31, творческая работа
Михаил Анатольевич Врубель родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. О его воспитании заботился отец, человек просвещенный, нежно любивший своих детей. О детских годах Врубеля сохранились воспоминания его сестры Анны Александровны, в которых она писала, что ее маленького брата отличали "удивительное спокойствие, кротость, что "его называли в эти годы, в шуту, молчуном и философом". Она говорила, что совсем маленьким мальчиком ее брат жадно слушал музыку(их мачеха была хорошей пианисткой),что, музыка, живопись и театр с ранних лет стали его "жизненной стихией",что потребность творчества проявилась у него, когда ему было пять лет.
Михаил Анатольевич Врубель родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. О его воспитании заботился отец, человек просвещенный, нежно любивший своих детей. О детских годах Врубеля сохранились воспоминания его сестры Анны Александровны, в которых она писала, что ее маленького брата отличали "удивительное спокойствие, кротость, что "его называли в эти годы, в шуту, молчуном и философом". Она говорила, что совсем маленьким мальчиком ее брат жадно слушал музыку(их мачеха была хорошей пианисткой),что, музыка, живопись и театр с ранних лет стали его "жизненной стихией",что потребность творчества проявилась у него, когда ему было пять лет.
Гимнастические годы Врубель в основном провел в Одессе. Со слов сестры мы знаем, что в эти годы он увлекался "историей, по которой пишет сверх нормы большие сочинения на темы античной жизни и средневековья» Он основательно изучает латинский язык и читает в подлинниках Овидия и Горация.
Казалось бы, что для такого ребенка нельзя найти лучше поприща, чем искусство.
Но вот гимназия окончена, а занятия искусством вновь отодвигаются на несколько лет- в 1874 год Врубель поступает на юридический факультет Петербургского университета.
Затем
Врубель отбывает воинскую
Будучи
в Академии, Врубель много и
упорно работает
Узнав, что Врубель нанимает мастерскую двое приятелей – Серов и Дервиз – пристали присоединиться к нему писать натурщицу в обстановке ренессанса акварелью. Врубелевская мастерская, а их натура. Михаил Александрович принял предложение. И вот в промежутках составления эскиза картины и массы соображений Врубель говорит в письмах, что их связывает «культ глубокой натуры», что они,»занятые с утра до вечера изучением натуры, как формы, жадно заглядывающиеся в ее бесконечные изгибы и все-таки зачастую сидящие с тоскливо опущенной рукой перед своим холстом, на котором видишь ещё лоскутки,..не могли вырвать всего так выразиться, к работе; переделывал по десяти раз одно и то же место, и вот, с неделю тому назад вышел первый живой кусок, который меня привел в восторг».
Интересен рассказ об одном случае, бывшем в Саратове, где одно время жила их семья. Врубелю тогда было лет восемь-девять."В Саратов была привезена однажды...копия с фрески Микеланджело "страшный суд",рассказывала А.А.Врубель- Отец, узнав об этом, повел брата смотреть её. Брат усиленно повторить просмотр... и, возвратясь, воспроизвел её наизусть во всех характерных особенностях".
О внутреннем мире Врубеля в академические годы, о его сомнениях, поисках и открытиях в искусстве мы знаем многое из его писем к отцу и особенно к сестре, близость с которой он сохранял до конца своих дней.
Врубель говорит в своих
Надежда Ивановна Забела и
Михаил Александрович
Он не отходил от нее ни на шаг. Каждое утро появлялся у сестры, где она жила, и терпеливо ждал появление своего кумира. Намерения его с самого начала были абсолютно серьезными. Казалось, для себя он все решил сразу и бесповоротно.
Дождавшись свою богиню, он уже до конца дня с ней не расставался, следовал за ней повсюду – в магазины, на прогулки, на репетиции. Спектакли. Очень скоро последовало предложение руки и сердца. Надежда Ивановна загадала, если удастся новая задуманная Врубелем картина, где он попытается изобразить ее в одной из ролей, она согласиться. Картина удалась, и это означало, что в жизни и творчестве художника появилась Муза, ибо судьба подарила ему источник вдохновения, радости и счастья.
Михаил Александрович даже как-то сказал сестре своей невесты, что, если бы она отказала ему, он лишил бы себя жизни.
Свадьбу сыграли в Женеве, в Швейцарии 28 июля 1896 года, а вскоре молодожены уже едут в Харьков, где у Надежды Ивановны были гастроли. В этом сезоне Врубель впервые соприкоснулся с миром театра, который очаровал его раз и навсегда.
Впоследствии его работы оформлению сцены, его декорации к спектаклям жены будут вызывать восхищение и зрителей, и критиков, а пока он начал с малого – с тщательнейшей разработки и создания костюмов для супруги и не только сценических, но и повседневных. Как художник – постановщиц спектаклей, Михаил Александрович по роду своей деятельности был обязан разрабатывать фасон сценических костюмов действующих лиц, но «создание» для своей жены домашних платьев!.. И даже это ещё не все. Он приложил руку и к домашней утвари, мебели. Девиз виз его жизни, который он оправдывал каждым своим вдохом, - « Il vera nel bella» ,что в переводе с итальянского означает «Истина в красоте».Красоте, гармонии он поклонялся и истово служил.
В 1901 году, через
пять лет после бракосочетания
Михаила Александровича и
В 1889 году Врубель переезжает в Москву. С этого времени наступает пора его творческого расцвета. Он прекрасно владеет многими жанрами искусства. Это и станковая картина, и книжная иллюстрация, и монументально-декоративное панно, и театральная декорация. Врубель много рисует с натуры, увлекается майоликой. Художник неустанно совершенствует свое мастерство, он уверен, что "техника-это язык художника",что без нее он не сможет рассказывать людям о своих чувствах, об увиденной им красоте. Выразительность его произведений ещё более возрастает благодаря динамичной живописи, мерцающему, словно драгоценность, колориту, одухотворенному рисунку.
Одной из центральных тем в творчестве Врубеля становится навеянная поэмой М.Ю.Лермонтова тема Демона. Захваченный высокой романтикой поэмы, он иллюстрирует ее("Тамара гробу",1891)и создает близкие лермонтовским по духу, силе выразительности и мастерству образы центральных героев. В то же время художник наделяет их чертами повышенной экспрессивности и надломленности, которые вскоре станут печатью его времени. В течение более десяти лет Врубель снова и снова возвращается к образу Демона. Его эволюция - своеобразная трагическая исповедь художника. Он представляет сете этого злобного духа небес прекрасным, гордым, но бесконечно одиноким. Сначала могучий, в расцвете сил, еще верящий, что он обретет на земле счастье("Демон сидящий",1890), Демон позднее изображается непокоренным, но уже сломленной верой, с разбитым телом, распростертым среди холодных каменных гор("Демон поверженный",1902).В его горящих гневом глазах и упрямо сжатом рте ощущаются и мятежный дух и трагическая обреченность.
Природа была щедра к Михаилу Александровичу Врубелю. Она наделила его блестящими колористическими способностями, редким даром монументальности, он прекрасно рисовал, поистине удивительный полет фантазии. Творчество Врубеля глубоко содержательно и сложно. Его всегда волновали высокие идеалы и большие человеческие чувства. Он мечтал "будить душу от мелочи будничного величавыми образами",Его искусство, чуждое равнодушию, всегда романтически взволнованно и одухотворенно.
Но идеалы
Врубеля развивались в суровых
условиях окружающей жизни.
Ещё в академии Врубель, призывая к "живому" отношению к классическому наследию, мечтало "величавой" живописи будущего, обогащенной всеми достижениями прошлых веков и нового времени.
Живое и творческое восприятие лучших традиций русского и мирового искусства сказалось у Врубеля в его академических рисунках и акварелях на античные и библейские темы. Особенно хочется указать на его акварель "Обручение Марии с Иосифом"(1881), в которой при всей оригинальности композиции и художественного языка бесспорно чувствуется глубокая связь с библейскими эскизами великого Александра Иванова, искусство которого Врубель высоко чтил.
В 1884 году
Врубель бросил Академию. Он принял
предложение археологомА.В.
Начался киевский
период творчества Врубеля.
Эти изучения принесло замечательные плоды - Врубель воспринял высокий строй великого древнего искусства и создал в Кирилловской церкви несколько фресок исключительной художественной ценности.
Позже, в
1887 году, Врубель работал над эскизами
для росписи Владимирского
В Киеве Врубель начал работать над «заветными» темами: он пишет «Гамлета и Офелию»(1888), он мучается над образом Демона, который пройдет с ним через весь его творческий путь
Врубель начал работу над «Демоном» в 1885 году. Через год он так описывает «Демона» отцу: «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый».
Зимой 1902 года
Надежда Ивановна сообщила
Врубель почти не спал ночами его характера изменился совершенно. Всегдашняя мягкость, покладистость и добродушие сменились злобой и агрессивностью. Он совершенно не выносил уже чужого мнения и при каждом удобном случае буквально лез в драку. Его обуяло какое-то странное и болезненное красноречие, он, не переставая, говорил о собственной гениальности, неповторимости, говорил, не останавливаясь ни на минуту. На окружающих это производило очень тяжелое впечатление.
Жить с ним становилось уже невозможно. В апреле того рокового года Надежда Иванова приняла решение отвезти маленького Саввочку в Рязань к рок родственникам, но сопровождавшему их Врубелю стало совсем плохо, и его пришлось прямо с поезда отправить в психиатрическую клинику.
В этой несчастной поездке мальчик простудился, заболел и умер.
Эстетические
открытия МА Врубеля,
Врубель
обладал необыкновенной