Жизнь и творчество М.А.Врубеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:31, творческая работа

Описание

Михаил Анатольевич Врубель родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. О его воспитании заботился отец, человек просвещенный, нежно любивший своих детей. О детских годах Врубеля сохранились воспоминания его сестры Анны Александровны, в которых она писала, что ее маленького брата отличали "удивительное спокойствие, кротость, что "его называли в эти годы, в шуту, молчуном и философом". Она говорила, что совсем маленьким мальчиком ее брат жадно слушал музыку(их мачеха была хорошей пианисткой),что, музыка, живопись и театр с ранних лет стали его "жизненной стихией",что потребность творчества проявилась у него, когда ему было пять лет.

Работа состоит из  1 файл

Жизнь и творчество М.А.Врубеля.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

       Михаил Анатольевич Врубель родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. О его воспитании заботился отец, человек просвещенный, нежно любивший своих детей. О детских годах Врубеля сохранились воспоминания его сестры Анны Александровны, в которых она писала, что ее маленького брата отличали "удивительное спокойствие, кротость, что "его называли в эти годы, в шуту, молчуном и философом". Она говорила, что совсем маленьким мальчиком ее брат жадно слушал музыку(их мачеха была хорошей пианисткой),что, музыка, живопись и театр с ранних лет стали его "жизненной стихией",что потребность творчества проявилась у него, когда ему было пять лет.

      Гимнастические годы Врубель в основном провел в Одессе. Со слов сестры мы знаем, что в эти годы он увлекался "историей, по которой пишет сверх нормы большие сочинения на темы античной жизни и средневековья» Он основательно изучает латинский язык и читает в подлинниках Овидия и Горация.

     Казалось  бы, что для такого ребенка  нельзя найти лучше поприща, чем искусство.

Но вот гимназия окончена, а занятия искусством вновь  отодвигаются на несколько лет- в 1874 год Врубель поступает на юридический  факультет Петербургского университета.

     Затем  Врубель отбывает воинскую повинность  и, наконец, в 1880 году(ему уже 24года) его зачисляют учеником Академии художеств.

     Будучи  в Академии, Врубель много и  упорно работает самостоятельно. Он стремиться к глубокому  художественному постижению натуры, к раскрытию её эстетической  ценности. Он объединяется с двумя своими однокурсниками - с Валентином Серовым, который был его младше на девять лет, и с его двоюродным братом Дервизом("мы трое, сообщает Врубель, -единственные, понимающие серьезную акварель в Академии").

    Узнав, что Врубель  нанимает мастерскую двое приятелей – Серов и Дервиз – пристали присоединиться к нему  писать натурщицу в обстановке ренессанса акварелью. Врубелевская  мастерская, а их натура.  Михаил Александрович принял предложение. И вот в промежутках составления эскиза картины и массы  соображений  Врубель говорит в письмах, что их связывает «культ глубокой натуры», что они,»занятые  с утра до вечера изучением натуры, как формы, жадно заглядывающиеся в ее бесконечные изгибы и все-таки зачастую сидящие с тоскливо опущенной рукой перед своим холстом, на котором видишь ещё лоскутки,..не могли вырвать всего так выразиться, к работе; переделывал по десяти раз одно и то же место, и вот, с неделю тому назад вышел первый живой кусок, который меня привел в восторг».

      Интересен  рассказ об одном случае, бывшем в Саратове, где одно время жила их семья. Врубелю тогда было лет восемь-девять."В Саратов была привезена однажды...копия с фрески Микеланджело "страшный суд",рассказывала А.А.Врубель- Отец, узнав об этом, повел брата смотреть её. Брат усиленно повторить просмотр... и, возвратясь, воспроизвел её наизусть во всех характерных особенностях".

О внутреннем мире Врубеля  в академические годы, о его  сомнениях, поисках и открытиях  в искусстве мы знаем многое из его писем к отцу и особенно к сестре, близость с которой он сохранял до конца своих дней.

       Врубель говорит в своих письмах  лишь об одном из своих академических  учителях – П.П. Чистякове,  у которого он стал заниматься  с осень 1882 года. Врубель пишет  о нем с неизменным уважением и признательностью. «Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено». Врубель испытывает постоянную потребность общения с Чистяковым, чтобы у него «хлебнуть подкрепляющего напитка советов и критики».

      

       Надежда Ивановна Забела и  Михаил Александрович познакомились   в декабре 1895 года в Петербурге. Она была там на гастролях  с труппой московской Частной  оперы С.И. Мамонтова, его вызвали заменить заболевшего художника К.Коровина. Н.И. Забеле было тогда 27 лет, она была, что называется, девушкой на выданье, в театре на нее возлагали большие надежды, Михаил Врубель,39-летний художник был известен только в кругах специалистов. В тот день репетировали оперу Хампердинка «Гензель и Гретель». Лишь только на полутемной сцене молодая солистка театра Надежда Забела пропела несколько фраз, был  объявлен перерыв. Свет  в зале несколько притушили, а за кулисами стало совершенно темно. Надежда Ивановна что-то вполголоса обсуждала с певицей Т.С.Любатович, исполнительницей роли Гензеля. Вдруг неожиданно из  темноты выскочил невысокий мужчина, склонился к рукам девушки и, целуя их,  горячо и восторженно прошептал: «Прелестный голос!». От неожиданности Надежда Ивановна вздрогнула, отшатнулась и вырвала руки – он ее просто испугал. Наш художник Михаил Александрович Врубель, - поспешила исправить неловкое положение Любатович,  - человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Врубель выпрямился, поднял голову и посмотрел Забеле прямо глаза. Его лицо озарилось чудесной, мягкой улыбкой. Это была любовь с первого взгляда. 

      Он  не отходил от нее ни на  шаг. Каждое утро появлялся  у сестры, где она жила, и терпеливо  ждал появление своего кумира. Намерения его с самого начала были абсолютно серьезными. Казалось, для себя он все решил сразу и бесповоротно.

Дождавшись свою богиню, он уже до конца дня с  ней не расставался, следовал за ней  повсюду – в магазины, на прогулки, на репетиции. Спектакли. Очень скоро последовало предложение руки и сердца. Надежда Ивановна загадала, если удастся новая задуманная Врубелем картина, где он попытается изобразить ее в одной из ролей, она согласиться. Картина удалась, и это означало, что в жизни и творчестве художника появилась Муза, ибо судьба подарила ему источник вдохновения, радости и счастья.

Михаил Александрович  даже как-то сказал сестре своей невесты, что, если бы она отказала ему, он лишил  бы себя жизни.

Свадьбу сыграли  в Женеве, в Швейцарии 28 июля 1896 года, а вскоре молодожены уже едут в Харьков, где у Надежды Ивановны были гастроли. В этом сезоне Врубель впервые соприкоснулся с миром театра,  который очаровал его раз и навсегда.

 Впоследствии  его работы оформлению сцены,  его декорации к спектаклям жены будут вызывать восхищение и зрителей, и критиков, а пока он начал с малого – с тщательнейшей разработки и создания костюмов для супруги и не только сценических, но и повседневных. Как художник – постановщиц спектаклей, Михаил Александрович по роду своей деятельности был обязан разрабатывать фасон сценических костюмов действующих лиц, но «создание» для своей жены домашних платьев!.. И даже это ещё не все. Он приложил руку и к домашней утвари, мебели. Девиз виз его  жизни, который он оправдывал каждым своим вдохом, - « Il vera nel bella»  ,что в переводе с итальянского означает «Истина в красоте».Красоте, гармонии он поклонялся и истово служил.

 В 1901 году, через  пять лет после бракосочетания  Михаила Александровича и Надежды  Ивановны, у них родился сын. Ребенок был долгожданным и поэтому желанным. Но что-то магическое и болезненное, казалось, уже тяготеет над супружеской четой Врубелей. Маленький Савва появился на свет с огромными синими глазами и…раздвоенной верхней губой. Говорят, что мальчик был очень мил, и эта неправильность поражала лишь в первый миг, а потом забывалась, но на такого тонкого ценителя всего прекрасного, на такого поклонника гармони, каким был Врубель, это произвело сильнейшее впечатление.

     В 1889 году Врубель переезжает в  Москву. С этого времени наступает пора его творческого расцвета. Он прекрасно владеет многими жанрами искусства. Это и станковая картина, и книжная иллюстрация, и монументально-декоративное панно, и театральная декорация. Врубель много рисует с натуры, увлекается майоликой. Художник неустанно совершенствует свое мастерство, он уверен, что "техника-это язык художника",что без нее он не сможет рассказывать людям о своих чувствах, об увиденной им красоте. Выразительность его произведений ещё более возрастает благодаря динамичной живописи, мерцающему, словно драгоценность, колориту, одухотворенному рисунку.

   Одной из  центральных  тем в творчестве Врубеля становится навеянная поэмой М.Ю.Лермонтова тема Демона. Захваченный высокой романтикой поэмы, он иллюстрирует ее("Тамара гробу",1891)и создает близкие лермонтовским по духу, силе выразительности и мастерству образы центральных героев. В то же время художник наделяет их чертами повышенной экспрессивности и надломленности, которые вскоре станут печатью его времени. В течение более десяти лет Врубель снова и снова возвращается к образу Демона. Его эволюция - своеобразная трагическая исповедь художника. Он представляет сете этого злобного духа небес прекрасным, гордым, но бесконечно одиноким. Сначала могучий, в расцвете сил, еще верящий, что он обретет на земле счастье("Демон сидящий",1890), Демон позднее изображается непокоренным, но уже сломленной верой, с разбитым телом, распростертым среди холодных каменных гор("Демон поверженный",1902).В его горящих гневом глазах и упрямо сжатом рте ощущаются и мятежный дух и трагическая обреченность.

   Природа была щедра к Михаилу Александровичу Врубелю. Она наделила его блестящими колористическими способностями, редким даром монументальности, он прекрасно рисовал, поистине удивительный полет фантазии. Творчество Врубеля глубоко содержательно и сложно. Его всегда волновали  высокие идеалы и большие человеческие чувства. Он мечтал "будить душу от мелочи  будничного величавыми образами",Его искусство, чуждое равнодушию, всегда романтически взволнованно и одухотворенно.

   Но идеалы  Врубеля развивались в суровых  условиях окружающей жизни. Желая  уйти от ее кричащих противоречий, художник старался замкнуться  в мире отвлеченных образов. Однако, будучи большим художником, он все же не мог отгородиться от действительности. Его искусство отражает  ее, несет в себе черты эпохи.

   Ещё  в  академии Врубель, призывая к  "живому" отношению к классическому  наследию, мечтало "величавой"  живописи будущего, обогащенной всеми достижениями прошлых веков и нового времени.

   Живое и  творческое восприятие лучших  традиций русского и мирового  искусства сказалось у Врубеля  в его академических рисунках  и акварелях на античные и  библейские темы. Особенно хочется указать на его акварель "Обручение Марии с Иосифом"(1881), в которой при всей оригинальности композиции и художественного языка бесспорно чувствуется глубокая связь с библейскими эскизами великого Александра Иванова, искусство которого Врубель высоко чтил.

   В 1884 году  Врубель бросил Академию. Он принял  предложение археологомА.В.Прахова переехать в Киев и возглавить там работы по реставрации живописи в древней Кирилловской церкви. Речь шла не только о восстановлении фресок, но и создании новых произведений взамен утраченным.

   Начался киевский  период творчества Врубеля. Прежде  чем приступить к выполнению  порученной работы, Врубель стремился  постичь своеобразие стиля византийской  и  древнерусской монументальной  живописи. Он изучает в  Киеве  мозаики  и фрески Софийского собора, изумительные мозаики – создания древнерусских мастеров – в соборе Михайловского Златоверхого монастыря, едет в Венецию, чтобы познакомиться с мозаиками собора св. Марка.

 Эти изучения  принесло замечательные плоды  - Врубель воспринял высокий строй великого древнего искусства и создал в Кирилловской церкви несколько фресок исключительной художественной ценности.

   Позже, в  1887 году, Врубель работал над эскизами  для росписи Владимирского собора  в Киеве.

 В Киеве Врубель  начал работать над «заветными» темами: он пишет «Гамлета и Офелию»(1888), он мучается над образом Демона, который пройдет с ним через весь его творческий путь

Врубель начал работу над «Демоном»   в 1885 году. Через  год он так описывает «Демона» отцу: «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый».

 Зимой 1902 года  Надежда Ивановна сообщила сестре, которая приехала к ней в  Москву, ужасающую новость:»Мне кажется,  что мой муж сходит с ума!».

   Врубель почти  не спал ночами его характера изменился совершенно. Всегдашняя мягкость, покладистость и добродушие сменились злобой и агрессивностью. Он совершенно не выносил уже чужого мнения и при каждом удобном случае буквально лез в драку. Его обуяло какое-то странное и болезненное красноречие, он, не переставая, говорил о собственной гениальности, неповторимости, говорил, не останавливаясь ни на минуту. На окружающих это производило  очень тяжелое впечатление.

  Жить с ним  становилось уже невозможно. В  апреле того рокового года  Надежда Иванова приняла решение отвезти маленького Саввочку в Рязань к рок родственникам, но сопровождавшему их Врубелю стало совсем плохо, и его пришлось прямо с поезда отправить в психиатрическую клинику.

В этой несчастной поездке  мальчик простудился, заболел и умер.

     Эстетические  открытия МА Врубеля, стремившегося  к единству разных искусств, во  многом определили своеобразие  русского модерна .

     Врубель  обладал необыкновенной способностью  проникать в эстетическую сущность  каждого материала-стекла, майолики, терракота, драгоценных камня, ткани. В результате упорных поисков он создал фантастически красивую палитру майолики, достиг  единства объема и цвета в керамических скульптурах. Акварельные  эскизы Врубеля вдохновили Ваулина на разработку в абрамцевской мастерской  рецептов восстановительных глазурей  с металлическим и перламутровым оттенком. Ему удалось передать трепетность  колорита, слияние цвета и света  врубелевских эскизов. Врубель создал целый ряд поэтических скульптур - «Девушка с цветами на голове», «Египтянка», образы русской сказки-«Весна»,»Купава», «Садко», «Берендей».  Изучая народные изразцы, Врубель открыл новые художественные приемы в монументальной керамике.  В его камине «Микула Селянинович и Вольга» колористическое и пластическое начала слились в своеобразную орнаментальную мозаику.

Информация о работе Жизнь и творчество М.А.Врубеля