Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:48, курсовая работа
В этой связи задачей общеобразовательной школы становится формирование интереса и уважения к народной культуре. Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов учащихся, способствующих их разностороннему развитию.
1. Наглядность в обучении, связь с познавательными процессами.
2. Дидактико-методические основы изучения декоративно-прикладного искусства в условиях многоуровневой системы образования.
3. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста и значимость изучения народного искусства в этот период.
4. Вывод
Содержание занятий по декоративно-прикладному искусству должно определяться на основе соответствия содержания предлагаемого объема знаний общим требованиям и задачам учебно-воспитательного процесса; возможности формирования творческой индивидуальности и социальной активности личности в педагогическом процессе; непосредственной взаимосвязи предлагаемого содержания с историческими, культурными, художественными, национальными традициями декоративно-прикладного искусства региона и государства; учета материально-технического обеспечения образовательного учреждения для занятий по предлагаемым видам художественного творчества. |
Необходимо, чтобы при разработке программ рассматривались по меньшей мере две составляющие: это базисный компонент программы, который определяет структуру содержания предмета и выдвигает основные требования к общим и профессиональным компетенциям учащихся, и система учебно-творческих заданий, направленных на выявление и развитие индивидуальных творческих способностей личности. |
В педагогике определена следующая система принципов обучения: воспитывающий характер обучения, научность, систематичность и последовательность в обучении, наглядность, индивидуализация обучения, доступность обучения, сознательность и активность учащихся, прочность усвоения знаний, умений и навыков, связь обучения с практикой. Для декоративной деятельности воспитывающий характер обучения – это формирование личности с развитым интеллектом, с богатым духовным миром и творческим потенциалом, личности, готовой к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Научность обучения требует, чтобы учащимся предлагались для изучения научно обоснованные, проверенные практикой сведения, основы теоретических знаний в области художественного творчества. Кроме того, данный принцип предполагает научно обоснованную, логично построенную программу обучения. Изучение народного искусства предполагает систематичность и последовательность в обучении, что во многом обусловливает успешное развитие мышления обучающегося, его активность в познании окружающего мира. С помощью упорядоченной, стройной, целостной системы усвоенных знаний, умений и навыков ученик раскрывает закономерное, наиболее характерное в явлениях и предметах действительности и благодаря им создает свои произведения искусства. Научно-теоретическое обоснование принципа наглядности в обучении и определении наглядных средств, необходимых в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства, обусловлено тем, что окружающий мир человек познает при помощи органов чувств, приблизительно девять десятых всей информации поступает посредством чувственного восприятия объективно существующей действительности. В качестве средств обучения художественной обработке материалов возможно использование следующей системы наглядных пособий: 1. Предметные наглядные пособия–образцы декоративных изделий: изделия народных мастеров (авторские работы), художественные произведения народных промыслов, предметы крестьянского быта, народные костюмы, натурные объекты (природа, птицы, животные, человек) и т.п. 2. Учебно-методические пособия на печатной основе (таблицы, плакаты, репродукции с картин, открытки, карточки-задания, чертежи и т.п.). 3. Демонстрационные или аудиовизуальные пособия с привлечением телекоммуникационных и информационных технологий, которые используются, как правило, в единстве с другими дидактическими средствами обучения: лекции, беседы, демонстрации моделей, таблиц, репродукций. 4. Особое место в учебно-воспитательном процессе имеет личный пример педагога, демонстрация учителем приемов обработки различных материалов, а также выполнение эскизов, чертежей, проектов, набросков, зарисовок и т.п. Принцип индивидуализации обучения предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, опережающее развитие личности на уровне его потенциальных возможностей. Реализация данного принципа возможна через отбор форм, методов, приемов обучения, через определенное содержание образования, а также через преобразование системы обучения. Для осуществления индивидуального подхода важно выделить «развиваемые» и «воспитуемые» качества личности. Развиваемые качества субъективны, базируются на природных задатках и заложены с рождения в каждом человеке. Воспитуемые качества объективны, целиком зависят от социальных условий, поэтому важно учитывать и индивидуальные интересы учеников, и уровень их подготовки, и возрастной аспект, и фактор полового различия, и тип темперамента, и характер, и способности, и многое другое. Принцип доступности не означает упрощенности, легкости обучения, напротив, он предполагает гибкость и мобильность с учетом индивидуальности. Насыщенность содержания, достаточно большой объем информации, высокий уровень сложности, быстрый темп изучения программного материала должны способствовать поддержанию умственной, эмоциональной и волевой активности личности, созданию условий для проявления познавательных и творческих возможностей. Не менее важно правильно наметить переходы от работы педагога со всем коллективом к работе индивидуальной, чередование самостоятельной работы учеников и их работы под непосредственным руководством преподавателя (общий этап – дифференцированная самостоятельная работа – общий этап и т.д.). Необходимо также научить обучающихся самостоятельному планированию предстоящей работы, выполнению намеченного плана, самоконтролю, умению дать оценку своему труду. В зависимости от дидактических целей и содержания декоративной деятельности ее формы могут быть различными: массовые, групповые и индивидуальные. Но независимо от формы организации занятий необходимо учитывать следующие факторы: деятельность должна приносить радость и эмоциональное удовлетворение, а форма деятельности должна пробуждать и усиливать интерес к ней, желание участия; – выбор тех или иных форм и конкретного содержания декоративной деятельности должен быть добровольным для учеников в рамках предлагаемого учебного процесса, с учетом их личностных качеств и индивидуальных интересов; - декоративная деятельность должна вызывать интеллектуальный и эмоциональный отклик учащихся как в процессе занятий (инициативность, –активность, увлеченность, сосредоточенность, внимание), так и после ее завершения (длительность последействия); – деятельность должна быть социально значимой, обучающимся необходимо видеть важность и полезность своего труда; – ученикам необходимо ощущать реальный результат своей деятельности на каждом этапе выполнения задания. Поскольку усвоение опыта декоративной деятельности, в процессе которой развиваются творческие способности личности, достигается в результате целенаправленного обучения, то необходима особая его организация с помощью специально создаваемых педагогических ситуаций, требующих от учащихся творческой деятельности на доступном им уровне. Эти ситуации конструируются посредством предъявления учащимся проблем и проблемных задач. Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что система обучения различным видам декоративно-прикладного искусства имеет в своей основе: 1. Комплексность – использование разнообразных средств воздействия на личность, т.е. выбор форм и методов обучения, наиболее приемлемых для различных видов творческой деятельности, а также комплексное планирование заданий (последовательность, объем, количество, определение оптимального времени на выполнение каждого вида заданий) и введение элементов творческого содержания. 2. Непрерывность, преемственность, доступность – постепенное, согласно с процессами интеллектуального, психологического и физиологического развития личности знакомство с различными видами художественной обработки материалов, последовательное развитие творческих способностей обучающихся, опирающееся на их социальный опыт, на ранее сформированные компетенции и целенаправленно подводящее к новой ступени освоения национального культурного наследия. выполнение каждого вида заданий) и введение элементов творческого содержания. 3. Многообразие и вариативность позволяют использовать традиционные и нетрадиционные формы работы, экспериментировать и творчески перерабатывать имеющиеся программы с учетом конкретных условий педагогической деятельности. 4. Интегрированность – связь художественной обработки материалов с изобразительным искусством, трудом, черчением, устным и музыкальным народным творчеством, искусством дизайна, экологией, информационными и телекоммуникационными технологиями и т.д., глубоко продуманная и четко проведенная межпредметная связь обогащают и углубляют знания, повышают уровень компетентности и профессионализма. Декоративно-прикладное искусство, основываясь на народном художественном творчестве, несет в себе идеалы добра и гуманизма. Органично входя в повседневную жизнь людей, оно передает огромный духовный потенциал народной культуры, связывает человека с окружающим миром.
6.2. ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» Н.В. Ефремичева к.п.н. статья: «Дидактико-методические основы изучения декоративно-прикладного искусства в условиях многоуровневой системы непрерывного образования». «Образование и общество» № 1 2009г.
| ||
3. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста и значимость изучения народного искусства в этот период.
Отроческий или подростковый период детства охватывает время от 11 до 14 лет. В поведении подростка появляется новое отношение к обучению. Это связано с самооценкой, самостоятельность мышления, независимостью в выборе способа поведения. Подростки принимают лишь то, что лично им кажется разумным и целесообразным. Вообще, оценка и самооценка – доминирующее звено, своеобразный стержень психической жизни подростка. Завышенность самооценки объясняет причины противоречия в характере. В 12-13 лет интенсивно развивается самосознание, стремление к определению своего места в мире, осознание собственной значимости. В психологическом плане это связано с сознательным проявлением собственной индивидуальности. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, в первую очередь это относится к родителям. Другая психологическая тенденция развития личности в эти годы связана с максимализмом и однозначными нравственными оценками, разграничения на «черное» и «белое», максималисткой уверенностью в том, что есть некая нравственная и человеческая непогрешимость, к которой нужно стремиться. Нравственно неустойчивая психика ребенка легко поддается «развоспитанию» и дурным влияниям. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я». Возникает потребность познать себя и стремление открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность, лишающую подростка спокойной душевной жизни. Диапазон полярных чувств у подростков чрезвычайно велик. Поскольку у подростков очень сильна нравственная неустойчивость, период становления требует объективности всепонимающего взгляда. В этом возрасте подростки склонны к обобщению, анализу теоретических знаний и собственным выводам. неустойчивость закономерна, характер формирующейся личности в | ||
Можно сказать, что именно в этот период определяются интересы к профессии, и создается стойкая потребность в творчестве как способе выражения, а также появляется осмысленный интерес к жизни других этнических групп. В качестве особенностей разных народов подросток отмечает уникальность истории, специфику бытовой и материальной культуры. Интерес к художественно-творческим видам деятельности приобретает индивидуальную, персональную окрашенность. Знание психовозрастных особенностей школьников помогает выстроить цели и задачи образования, подобрать содержание, формы и методы работы с детьми. Школьникам надо обеспечить увлекательность процесса занятий. Игра при включении в нее новых компонентов – «сценичности», публичности и др.- обеспечивает преемственность образования детей школьного возраста. В отличие от рассудочно-познавательной деятельности, в том числе и учебных форм познания, духовная деятельность связана не только с отражением их объективных качеств, но и с переживанием их ценности и значимости для человека. Донести их до школьников, сделать доступными для переживания - главная задача художественного образования. [6]/7
| ||
4. Вывод Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, а также опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные. Принцип индивидуализации обучения предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, опережающее развитие личности на уровне его потенциальных возможностей. Реализация данного принципа возможна через отбор форм, методов, приемов обучения, через определенное содержание образования, а также через преобразование системы обучения. Для осуществления индивидуального подхода важно выделить «развиваемые» и «воспитуемые» качества личности. Развиваемые качества субъективны, базируются на природных задатках и заложены с рождения в каждом человеке. Воспитуемые качества объективны, целиком зависят от социальных условий, поэтому важно учитывать и индивидуальные интересы учеников, и уровень их подготовки, и возрастной аспект, и фактор полового различия, и тип темперамента, и характер, и способности, и многое другое. Для привлечения внимания учеников и поддержания интереса к занятиям педагогу важно умело сочетать наглядный показ приемов художественной обработки материалов с интересным, содержательным рассказом о народном искусстве, с демонстрацией изделий народных мастеров, что позволит раскрыть удивительный мир красоты и гармонии, вобравший в себя многовековые традиции художественного творчества.[7] Немаловажную роль как было мною выяснено играют и наглядные средства обучения, при помощи которых возможно комплексное воздействие на обучаемого. Что помогает развивать воображение, художественные мысли и начинает формировать национальное самосознание, а также проявлять индивидуальность.
|
(6 класс)
Цель урока: продолжить ознакомление декоративно-прикладным искусством нашей страны на примере Гжели;
- ознакомление с Гжельским фарфором на конкретных примерах; историей возникновения и особенностями росписи;
- выполнить роспись.
Задачи урока:
-Обучающие – расширить знания о народном декоративно-прикладном искусстве;
активировать творческое воображение, ознакомить с особенностями росписи Гжельского фарфора, углублять представление о разнице реальных и декоративных цветов, передача характерного стиля, совершенствование техники работы с акварелью.
-Развивающие - развивать чувство композиции;
-формировать графическое умения в рисовании кистью декоративного мотива:
-развивать художественный вкус;
-содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей.
- Воспитательные – воспитать интерес и любовь к искусству своего народа;
- чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиции;
- воспитывать уважение к людям труда;
- воспитывать трудолюбие, воспитание аккуратности;
- увидеть прекрасное в произведениях народного творчества.
Материалы и оборудование:
Фильмоскоп, магнитофон (кассеты с записью песен «Золотое кольцо», «Иван Купала») наглядные пособия, выполненные от руки ; ваза и тарелка, выполненные под Гжель; диапозитивы.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Тема нашего урока «Цветы и птицы Гжели».
Сегодня урок я хочу начать стихами-
В Гжели любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
И пошла о Гжели слава,
Заслужив на это право.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
О древней гжельской посуде
Поведем сейчас рассказ.
Мы отравимся с вами в путешествие в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще М.В.Ломоносов сказал: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которая нигде не видел я белизною превосходные».
Изделия Гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслось не только в нашей стране, но и рубежом. И стали гжельскую посуду называть «лучшею из всех делаемых в России».
Еще в 14 веке на гжельской земле была обнаружена особая глина, пригодная для приготовления керамических изделий. Благодаря этой находке, сложилось гончарное производство. Почти все жители 30 окрестных деревень работали у гончарного круга и лепили из глины сначала игрушки, а со временем разнообразную посуду. Изделие расписывали цветами, птицами, жанровыми сценками, украшали скульптурами.
Возможно, что само название села, давшего имя всей округе, как-то связано с обжигом керамики – измененное «жгель».
Вторая половина 18 века – расцвет творчества мастеров Гжель. Здесь стали делать нарядные кувшины, квасники, чашки с росписью по светлой глазури с преобладанием 3-4 цвета, зеленого, желтого, лилово – коричневого.
В 19 веке в Гжели активно развивается производство фаянса и фарфора.
Современный гжельский фарфор называют декоративным, подарочным. Главное назначение – радовать людей, украшать жилище.
Особенностью гжельского фарфора является сочетание разных оттенков синего цвета на белом фоне.
- А теперь ребята познакомимся поближе с работами мастеров. Перед вами витрина производственного объединения «Гжель». Рассмотрите, что здесь выставлено. Что объединяет эти изделия?
- Белоснежные фарфоровые посуды, расписанные бело – синий цвет.
- Сами гжельцы считают, что небо у них как нигде синее – синее. Вот и перенесли они эту синеву на белый фарфор.
- А теперь зайдем в цех. Здесь работают скульпторы, которые придумывают красивую форму для посуды и художницы расписывают изделие.
- Посмотрите, на чем лепит скульптор?
- На столике.
- Что вы видите на столе художника?
- Что уже расписано? Как вы думаете, для чего предназначена эта тарелка?
Гжельский фарфор создают сегодня несколько художников и много мастеров – исполнителей. Одни мастера по образцу художника делают форму и заливают в них раствор, другие помещают изделие в специальную печь для обжига. Но, самый интересный цех – живописный. Здесь мастера расписывают изделие после первого обжига.
По белому фону квасника рука мастера ведет кисточку с синей краской – кобальтом. То сильнее, то слабее нажимает художник на нее. Рождаются волшебные узоры. Сначала рисунок кажется черным, но после обжига он становится синим. Всего одна краска, а какая нарядная, праздничная получается роспись!
-Обратите внимание, как художники выполнили розу, георгины, пионы, ромашки.
У этой кружки – затейливая ручка. Что можно рассказать про рисунок, которым художник украсил кружку? Как можно назвать этих петушков?
- Петушки – драчуны.
- А вот коробочка для мелочей. Кого она напоминает?
- Большую и добрую рыбу.
-А этот кувшин?
-Веселого петушка.
Делают в Гжели и корпуса для часов. Форма у них не простая. Причудливая. Расписаны они узорами снизу доверху. Посмотрите на эти часы. Как бы вы назвали эти часы?
-Часы – теремок, часы – карусель.
А теперь зайдем в другой цех. Здесь работают дети. Посмотрите, как дети расписывают узорами свою лепку.
Как вы думаете, им нравится такое занятие? А хотите, и вы научится рисовать гжельские узоры и украшать ими свои изделия?
- Хорошо ребята! Гжельские мастера нам дали свои работы. Вы должны расписать их. Работы должны быть выполнены аккуратно. Но, сначала я ознакомлю вас наиболее часто встречающимися узорами.
Посмотрите на эту таблицу.
Под рукой, как над мостом
Точки нарисуй рядком.
А эти завитушки – шустрые подружки.
Нарисую я кружок, длинный тонкий стебелек
Раз мазок, два мазок – получается цветок.
Это синяя травка, нежная травка, муравка.
Нарисуем сеточку, словно тетрадь в клеточку.
Давайте повторим. Из какого материала делается гжельский фарфор?
-Из белой глины.
-Какие цвета применяются?
-Белый и синий.
-Что делают из глины мастера?
-Самовары, чайники, чашки, тарелки, подсвечники....
-Главное назначение этих изделии, какое?
-Радовать людей, украшать жилища.
-Представителями, каких профессии вы познакомились?
-Скульпторы, художники.
-Ребята вы то же можете стать мастерами Гжели. После школы вы можете поступить в училище при производственном объединении «Гжель», где вас обучат тонкостям гжельской росписи.
-А теперь ребята приступайте к работе. Что бы веселее было работать, я включу магнитофон.
У нас получаются неплохие работы. Посмотрите, ребята!
-Итак, ребята, сегодня на уроке мы ознакомились Гжелью и выполнили роспись чайника. С работой вы справились, из вас получится хорошие художники.
Урок окончен. Всем спасибо! Можете идти.
Конспект урока по рисованию на тему:
Синие цветы Гжели. Гжельская роспись. (6 класс)
Цели :
1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.
3. Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).
Оборудование: альбом, акварель или гуашь, карандаш, ластик.
Зрительный ряд: презентация,
1. Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением.
2. Схемы-таблицы с изображением гжельских узоров.
3. Художественные материалы.
План урока.
1. Беседа об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью (сопровождается презентацией).
2) Знакомство с особенностью гжельской росписи.
3) Постановка художественной задачи.
4) Практическое выполнение задания.
5) Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка рисовальных принадлежностей.
И. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы... Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.
Глиняная посуда - керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.
Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика. Фаянсовая посуда - из белой глины.
А вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины.
Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. Ребята, мир, в котором сегодня живет человек и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках целостности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Внимание его устремляется на все, что рождает ощущение переходящих ценностей.