Значение принципа наглядности в обученни декоративно-прикладному искусству в среднем звене общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание

В этой связи задачей общеобразовательной школы становится формирование интереса и уважения к народной культуре. Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов учащихся, способствующих их разностороннему развитию.

Содержание

1. Наглядность в обучении, связь с познавательными процессами.
2. Дидактико-методические основы изучения декоративно-прикладного искусства в условиях многоуровневой системы образования.
3. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста и значимость изучения народного искусства в этот период.
4. Вывод

Работа состоит из  1 файл

Значение принципа наглядности в обученни.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мыш­ление своих предков, народную эстетику.

Народное декоративно-прикладное искусство существовало за­долго до возникновения самой эстетической науки и профессио­нального искусства. Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства.

Основным источником народного творчества служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое воспри­ятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совер­шенство форм.

Образы родной природы воплощались в предметах, имеющих практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утва­ри, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках для детей (напри­мер, глиняная игрушка-свистулька или хохломская деревянная по­суда, лаковая роспись Палеха или ткачество, или кружевное дело...)

Многие виды декоративно-прикладного искусства прекратили играть свою практическую роль, так как известно, что их из этой сферы вытеснила массовая фабричная продукция.

Среди множества промыслов выделялись подлинно художест­венные центры, в искусстве которых сконцентрирован талант и мастерство нескольких поколений.

Прежде всего к ним относятся Гжель, Скопин, промыслы дым­ковской, филимоновской, каргопольской керамической игрушки.

Широкой популярностью пользуется фарфор Гжели. Этот гон­чарный район Подмосковья издавна славился хорошей керамикой. Большие запасы качественных глин, удобное расположение дере­вень у Касимовского тракта и близость к Москве создали благо­приятные условия для развития в Гжели керамического промысла. Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал, Сибирь кирпичом, из­разцами, аптекарской посудой, бытовой керамикой, глиняными игрушками. На протяжении XVIII-XIX веков гжельскими мастерами были освоены все основные виды художественной керамики - майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор.

В наше время художественные традиции старинного промысла успешно развиваются.

Производственное объединение «Гжель» экспортирует в зару­бежные страны - Чехословакию, Францию, США и другие более 40 наименований изделий.

Лучшие образцы гжельского народного творчества представле­ны в ведущих музеях страны: в Санкт-Петербурге, Москве, в историко-художественном музее-заповеднике Загорска Московской области.

Произведения гжельских мастеров можно четко разделить на два вида: посуда и малая пластика. Из посуды характерны квасни­ки, кувшины, блюда, вазы, чайники. А малая пластика представле­на фигурками животных и людей, сказочных персонажей, птиц, зверей.

У каждого мастера во все времена была своя манера обобщения и детализации формы, понимания ее пропорций. Но технология изготовления изделий, характер орнаментации всегда' остались не­изменными, и это в искусстве старинного промысла стало главной традицией.

-   Скажите, ребята, какие виды керамики были освоены гжель­скими мастерами?

-   Майолика, фарфор, полуфаянс, фаянс.

Знакомство с особенностью гжельской росписи.

Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промы­слов Московской области, центром которых была бывшая Гжель­ская волость.

Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да, прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получи­лась роспись!

Самый излюбленный узор - гжельская роза.

Иногда она изобра­жена крупно, широкими мазками. А иногда  напи­сана тоненькой кисточ­кой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Быва­ет и так: самой розы нет,

есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отли­чаются от других. Это квасники - декоративные кувшины с кольце­видным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках: кумганы -подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кув­шины, кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др.

Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они не­обычные - веселые, красивые.

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

 

III.              Практическая работа над росписью.

-              Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы посмотрели, пофантазируйте, придумайте свои узоры росписи любого предмета кухонной утвари, опираясь на основные принципы
использования стилизованных цветов, растений и т. п.

 

Задание. Нарисовать по памяти воображаемый предмет быта (кувшин, квасник, блюдо) и расписать его под «гжель».

IV.              Итоговая часть.

1. Выставка лучших выполненных работ.

Анализ выставленных работ.

Подведение итогов.

Выставка лучших работ «Кобальтовый цветок».

Домашнее задание: подготовить сообщение по теме «Глиняная игрушка»; выполнить из пластилина или из теста фигурку игрушки.[8]

 


Используемая литература:

1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод.пособие / Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А. Поровской, -- М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.—272 с.: ил.—(Воспитание и доп. Образование детей).

2. ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» Н.В. Ефремичева к.п.н.  статья: «Дидактико-методические основы изучения декоративно-прикладного искусства в условиях многоуровневой системы непрерывного образования». «Образование и общество»  № 1. 2009г.

3. «Искусство в школе» № 1. 2008г.  « О состоянии и возможностях художественного образования.» А. Мелик-Пашаев

4. Методические основы преподавания  декоративно- прикладного творчества: учебно- методическое пособие/ С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; Под науч. ред. С.В. Астраханцевой.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.-347с.

5. Нестеренко А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: Учебное пособие/ Науч.ред. Т.И.Баклановой.-М.: МГУКИ, 2008.-209 с.: с илл.

6. Педагогика профессионального образования  : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев [и др.] под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 256 с.

7. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред.       В.Д. Шадрикова. – М., 1990.

8.  Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998, стр. 200-207.

9. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Парунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: педагогическое общество России, 1999, стр. 92-98.

[9]

10. Статья под ред. Л.В. Кудашкиной   Федеральный  перечень УМК для преподавания предмета «Изобразительное искусство». «Начальная школа» 2004г. № 9.

11. Статья. Л.В. Косогорова к.пед. наук, доцент, зав. кафедрой  декоративно-прикладного творчества МГУКИ.

«Роль народного художественного творчества, как части  отечественного культурного наследия, в духовно-нравственном воспитании личности.»

12. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы; Учебн. Для проф.учеб.заведений.- М.: Высш. шк.,  1992.-159с.

13. Учебник для студентов высших учебных заведений в 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. – М., 1995, стр.133-135.

14. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985, стр. 110-141.

15. Шпикалова Т. Я. Народное искусство в художественном  образовании и эстетическом  воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации.- М.,1988.

 

 

 

36

 



[1] 9. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Парунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: педагогическое общество России, 1999, стр. 92-98.

 

[2] 13. Учебник для студентов высших учебных заведений в 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. – М., 1995, стр.133-135.

14. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985, стр. 110-141.

 

[3] 10. Статья под ред. Л.В. Кудашкиной   Федеральный  перечень УМК для преподавания предмета «Изобразительное искусство». «Начальная школа» 2004г. № 9.

15. Шпикалова Т. Я. Народное искусство в художественном  образовании и эстетическом  воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации.- М.,1988

[4]4. 9. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Парунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: педагогическое общество России, 1999, стр. 92-98.

 

[5]5. 8.  Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998, стр. 200-207.

 

[6]7. 5. Нестеренко А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: Учебное пособие/ Науч.ред. Т.И.Баклановой.-М.: МГУКИ, 2008.-209 с.: с илл.

 

[7] 11. Статья. Л.В. Косогорова к.пед. наук, доцент, зав. кафедрой  декоративно-прикладного  творчества МГУКИ.

«Роль народного художественного творчества, как части  отечественного культурного наследия, в духовно-нравственном воспитании личности.»

 

[8] 4. Методические основы преподавания  декоративно- прикладного творчества: учебно- методическое пособие/ С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; Под науч. ред. С.В. Астраханцевой.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.-347с.

12. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы; Учебн. Для проф.учеб.заведений.- М.: Высш. шк.,  1992.-159с.

 

[9] 

 


Информация о работе Значение принципа наглядности в обученни декоративно-прикладному искусству в среднем звене общеобразовательной школы