Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:48, курсовая работа
В этой связи задачей общеобразовательной школы становится формирование интереса и уважения к народной культуре. Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов учащихся, способствующих их разностороннему развитию.
1. Наглядность в обучении, связь с познавательными процессами.
2. Дидактико-методические основы изучения декоративно-прикладного искусства в условиях многоуровневой системы образования.
3. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста и значимость изучения народного искусства в этот период.
4. Вывод
Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков, народную эстетику.
Народное декоративно-прикладное искусство существовало задолго до возникновения самой эстетической науки и профессионального искусства. Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства.
Основным источником народного творчества служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совершенство форм.
Образы родной природы воплощались в предметах, имеющих практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках для детей (например, глиняная игрушка-свистулька или хохломская деревянная посуда, лаковая роспись Палеха или ткачество, или кружевное дело...)
Многие виды декоративно-прикладного искусства прекратили играть свою практическую роль, так как известно, что их из этой сферы вытеснила массовая фабричная продукция.
Среди множества промыслов выделялись подлинно художественные центры, в искусстве которых сконцентрирован талант и мастерство нескольких поколений.
Прежде всего к ним относятся Гжель, Скопин, промыслы дымковской, филимоновской, каргопольской керамической игрушки.
Широкой популярностью пользуется фарфор Гжели. Этот гончарный район Подмосковья издавна славился хорошей керамикой. Большие запасы качественных глин, удобное расположение деревень у Касимовского тракта и близость к Москве создали благоприятные условия для развития в Гжели керамического промысла. Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал, Сибирь кирпичом, изразцами, аптекарской посудой, бытовой керамикой, глиняными игрушками. На протяжении XVIII-XIX веков гжельскими мастерами были освоены все основные виды художественной керамики - майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор.
В наше время художественные традиции старинного промысла успешно развиваются.
Производственное объединение «Гжель» экспортирует в зарубежные страны - Чехословакию, Францию, США и другие более 40 наименований изделий.
Лучшие образцы гжельского народного творчества представлены в ведущих музеях страны: в Санкт-Петербурге, Москве, в историко-художественном музее-заповеднике Загорска Московской области.
Произведения гжельских мастеров можно четко разделить на два вида: посуда и малая пластика. Из посуды характерны квасники, кувшины, блюда, вазы, чайники. А малая пластика представлена фигурками животных и людей, сказочных персонажей, птиц, зверей.
У каждого мастера во все времена была своя манера обобщения и детализации формы, понимания ее пропорций. Но технология изготовления изделий, характер орнаментации всегда' остались неизменными, и это в искусстве старинного промысла стало главной традицией.
- Скажите, ребята, какие виды керамики были освоены гжельскими мастерами?
- Майолика, фарфор, полуфаянс, фаянс.
Знакомство с особенностью гжельской росписи.
Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.
Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да, прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самый излюбленный узор - гжельская роза.
Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет,
есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках: кумганы -подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др.
Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные - веселые, красивые.
Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
III. Практическая работа над росписью.
- Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы посмотрели, пофантазируйте, придумайте свои узоры росписи любого предмета кухонной утвари, опираясь на основные принципы
использования стилизованных цветов, растений и т. п.
Задание. Нарисовать по памяти воображаемый предмет быта (кувшин, квасник, блюдо) и расписать его под «гжель».
IV. Итоговая часть.
1. Выставка лучших выполненных работ.
Анализ выставленных работ.
Подведение итогов.
Выставка лучших работ «Кобальтовый цветок».
Домашнее задание: подготовить сообщение по теме «Глиняная игрушка»; выполнить из пластилина или из теста фигурку игрушки.[8]
Используемая литература:
1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод.пособие / Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А. Поровской, -- М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.—272 с.: ил.—(Воспитание и доп. Образование детей).
2. ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» Н.В. Ефремичева к.п.н. статья: «Дидактико-методические основы изучения декоративно-прикладного искусства в условиях многоуровневой системы непрерывного образования». «Образование и общество» № 1. 2009г.
3. «Искусство в школе» № 1. 2008г. « О состоянии и возможностях художественного образования.» А. Мелик-Пашаев
4. Методические основы преподавания декоративно- прикладного творчества: учебно- методическое пособие/ С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; Под науч. ред. С.В. Астраханцевой.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.-347с.
5. Нестеренко А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: Учебное пособие/ Науч.ред. Т.И.Баклановой.-М.: МГУКИ, 2008.-209 с.: с илл.
6. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев [и др.] под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 256 с.
7. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990.
8. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998, стр. 200-207.
9. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Парунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: педагогическое общество России, 1999, стр. 92-98.
[9]
10. Статья под ред. Л.В. Кудашкиной Федеральный перечень УМК для преподавания предмета «Изобразительное искусство». «Начальная школа» 2004г. № 9.
11. Статья. Л.В. Косогорова к.пед. наук, доцент, зав. кафедрой декоративно-прикладного творчества МГУКИ.
«Роль народного художественного творчества, как части отечественного культурного наследия, в духовно-нравственном воспитании личности.»
12. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы; Учебн. Для проф.учеб.заведений.- М.: Высш. шк., 1992.-159с.
13. Учебник для студентов высших учебных заведений в 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. – М., 1995, стр.133-135.
14. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985, стр. 110-141.
15. Шпикалова Т. Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации.- М.,1988.
36
[1] 9. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Парунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: педагогическое общество России, 1999, стр. 92-98.
[2] 13. Учебник для студентов высших учебных заведений в 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. – М., 1995, стр.133-135.
14. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985, стр. 110-141.
[3] 10. Статья под ред. Л.В. Кудашкиной Федеральный перечень УМК для преподавания предмета «Изобразительное искусство». «Начальная школа» 2004г. № 9.
15. Шпикалова Т. Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации.- М.,1988
[4]4. 9. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Парунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: педагогическое общество России, 1999, стр. 92-98.
[5]5. 8. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998, стр. 200-207.
[6]7. 5. Нестеренко А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: Учебное пособие/ Науч.ред. Т.И.Баклановой.-М.: МГУКИ, 2008.-209 с.: с илл.
[7] 11. Статья. Л.В. Косогорова к.пед. наук, доцент, зав. кафедрой декоративно-прикладного творчества МГУКИ.
«Роль народного художественного творчества, как части отечественного культурного наследия, в духовно-нравственном воспитании личности.»
[8] 4. Методические основы преподавания декоративно- прикладного творчества: учебно- методическое пособие/ С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; Под науч. ред. С.В. Астраханцевой.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.-347с.
12. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы; Учебн. Для проф.учеб.заведений.- М.: Высш. шк., 1992.-159с.
[9]