Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:10, реферат
Лабораторный практикум является необходимым, очень важным дополнением к теоретическому курсу ботаники. Основная его задача – углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, выработка навыков самостоятельной исследовательской работы. В процессе выполнения лабораторных работ студенты знакомятся с особенностями анатомического и морфологического строения организмов, изучают разнообразие растений и грибов различных систематических групп.
ЛАБОРАТОРНЫЙ
ПРАКТИКУМ ПО БОТАНИКЕ
Лабораторный практикум является необходимым, очень важным дополнением к теоретическому курсу ботаники. Основная его задача – углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, выработка навыков самостоятельной исследовательской работы. В процессе выполнения лабораторных работ студенты знакомятся с особенностями анатомического и морфологического строения организмов, изучают разнообразие растений и грибов различных систематических групп.
Лабораторные работы по курсу способствуют формированию у студентов следующих умений и навыков работы:
-
использования современного
-
изготовления и изучения
Студент должен уметь использовать знания, полученные в ходе теоретического обучения, при анализе полученных в ходе лабораторной работы результатов.
В
ходе лабораторных работ студент выполняет
письменную входную контрольную работу,
участвует в обсуждении темы занятия (устный
опрос). Такой контроль позволяет определить
степень усвоения теоретического материала.
Оформление результатов производится
в альбоме.
Материалы
и оборудование для
проведения лабораторного
практикума
Для проведения лабораторных занятий используется следующее оборудование
ОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень,
объем и содержание лабораторных
работ представлены ниже.
Перечень лабораторных работ
Установочная сессия
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
МОДУЛЬ 1. ЦИТОЛОГИЯ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ | 2 | |
Органоиды растительной клетки. | 1 | |
Запасные вещества. Включения. | 1 | |
МОДУЛЬ 2. АЛЬГОЛОГИЯ | 8 | |
Синезеленые, эвгленовые и золотистые водоросли | 1 | |
Диатомовые и желто-зеленые водоросли | 1 | |
Бурые водоросли. | 1 | |
Динофитовые и криптофитовые водоросли | 1 | |
Красные водоросли | 1 | |
Зеленые водоросли | 2 | |
Харовые водоросли | 1 | |
ИТОГО: | 10 |
1 семестр:
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
МОДУЛЬ 3. МИКОЛОГИЯ | 12 | |
Слизевики и хитридиомицеты | 2 | |
Оомицеты и зигомицеты | 2 | |
Аскомицеты | 2 | |
Лишайники | 2 | |
Базидиомицеты. | 2 | |
Телиобазидиомицеты | 2 | |
ИТОГО: | 12 |
3 семестр
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
МОДУЛЬ 4. ОСНОВЫ ГИСТОЛОГИИ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ. | 4 | |
Образовательные и основные ткани | 1 | |
Первичные, вторичные и третичные покровные ткани | 1 | |
Механические ткани | 1 | |
Проводящие ткани и проводящие пучки | 1 | |
МОДУЛЬ 5. ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ. | 4 | |
Типы и формы корневых систем. Строение корня | 1 | |
Морфология стебля. | 1 | |
Анатомия стебля | 1 | |
Морфология и анатомия листа. | 1 | |
МОДУЛЬ 6. СИСТЕМАТИКА ВЫСШИХ СПОРОВЫХ И ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ | 9 | |
Печеночные мхи. | 1 | |
Листостебельные мхи. | 2 | |
Плауновидные. | 1 | |
Хвощевидные. | 1 | |
Папоротниковидные. | 2 | |
Голосеменные. Строение на примере сосны. | 2 | |
МОДУЛЬ 7. ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ | 5 | |
Строение цветка | 2 | |
Соцветия | 1 | |
Плоды и семена | 1 | |
Разнообразие цветковых растений | 1 | |
ИТОГО: | 22 |
Содержание
лабораторных работ
МОДУЛЬ
1. ЦИТОЛОГИЯ РАСТИТЕЛЬНОЙ
КЛЕТКИ
Лабораторная работа 1. Органоиды растительной клетки.
Изучить строение и правила работы с микроскопом, технику изготовления временных препаратов.
Ознакомиться с основными структурными элементами клетки (клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды). Зарисовать строение клеток кожицы лука, отметить ядро, цитоплазму, вакуоль, клеточную стенку.
Рассмотреть движение цитоплазмы в клетке на примере листа элодеи. Зарисовать, отметить хлоропласты, обозначить ротационное движение цитоплазмы.
Рассмотреть и зарисовать хромопласты в клетках мякоти томата или арбуза.
Рассмотреть и зарисовать клетки традесканции с лейкопластами.
Объекты:
эпидерма чешуи лука (Allium
cepa), элодея (Elodea
canadensis), мякоть томата (Solánum
lycopérsicum) или арбуза (Citrullus lanatus), лист
традесканции (Tradescantia).
Лабораторная работа 2. Запасные вещества. Включения.
Рассмотреть различные типы крахмальных зерен. Зарисовать простое, сложное и полусложное крахмальные зерна клубня картофеля, простые крахмальные зерна в семенах пшеницы и гороха, сложное зерно овса. Обозначить образовательный центр, слоистость (эксцентрическая, концентрическая).
Рассмотреть типы кристаллов оксалата кальция в клетках различных растений. Зарисовать друзы в плодах шиповника, рафиды в клетках ряски, одинарные и двойные кристаллы в клетках сухой чешуи лука.
Объекты:
клубни картофеля (Solanum
tuberosum), замоченные семена гороха (Pisum
sativum), овса (Avena sativa), пшеницы (Triticum
durum), сухая чешуя лука (Allium
cepa), плоды шиповника (Rosa canina), ряска
(Lemna sp.).
МОДУЛЬ 2. АЛЬГОЛОГИЯ
Лабораторная работа 3. Синезеленые. эвгленовые и золотистые водоросли.
Изучить особенности строения прокариотической клетки на примере цианобактерий. Выделить черты сходства и различия с клетками других живых организмов.
Рассмотреть разнообразие морфологического строения синезеленых водорослей, определить типы талломов (коккоидный, нитчатый, колониальный). Зарисовать представителей разных классов, отметить вегетативные клетки, слизь, гормогонии, акинеты, гетероцисты.
Зарисовать ризоподиальный и сифональный типы строения таллома золотистых водорслей.
Изучить особенности строения клеток наиболее часто встречаемых представителей эвгленовых водорослей. Отметить характерные структуры монадной клетки: жгутик, стигму, ядро, пластиды, пелликулу.
Объекты:
живые и фиксированные
Лабораторная работа 4. Диатомовые и. желто-зеленые водоросли
Изучить особенности строения клеток диатомовых водорослей. Зарисовать схему строения панциря центрических и пеннатных диатомей. Отметить створки (эпитеку и гипотеку), шов, поясок.
Познакомиться с видовым разнообразием.
Изучить особенности строения клеток и разнообразие Xantophyta. Зарисовать сифональный тип строения таллома. Рассмотреть и зарисовать органы размножения вошерии. Отметить ризоиды, оогоний, антеридий.
Объекты:
живые и фиксированные
Лабораторная работа 5. Бурые водоросли.
Изучить и зарисовать представителей бурых водорослей с разным типом строения – гетеротрихальным и паренхиматозным. Обозначить участки таллома, выполняющие разные функции.
Рассмотреть и зарисовать жизненные циклы и органы размножения эктокарпуса и ламинарии. Зарисовать одногнездные и многогнездные спорангии эктокарпуса.
Рассмотреть особенности строения и жизненного цикла представителей порядка фукусовые (Fucales). Зарисовать общий вид фукуса, рассмотреть и зарисовать женские и мужские скафидии (концептакулы). Обозначить парафизы, оогонии, антеридии.
Объекты:
фиксированные представители и
гербарный материал эктокарпуса (Ectocarpus),
ламинарии (Laminaria), фукуса (Fucus),
постоянные препараты скафидиев фукуса.
Лабораторная работа 6. Динофитовые и криптофитовые водоросли
Изучить особенности строения клеток динофитовых и криптофитовых водорослей. Зарисовать основные структурные компоненты панциря динофлагеллят.