Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:10, реферат
Лабораторный практикум является необходимым, очень важным дополнением к теоретическому курсу ботаники. Основная его задача – углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, выработка навыков самостоятельной исследовательской работы. В процессе выполнения лабораторных работ студенты знакомятся с особенностями анатомического и морфологического строения организмов, изучают разнообразие растений и грибов различных систематических групп.
Рассмотреть видоизменения листа в связи с выполнением функций защиты, прикрепления, накопления различных веществ, вегетативного размножения и др.
Объекты: листья разных видов растений, гербарий – постоянные препараты срезов листьев сосны, камелии, ковыля, ириса, листья алоэ.
МОДУЛЬ
6. СИСТЕМАТИКА ВЫСШИХ
СПОРОВЫХ
И ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ
Лабораторная работа 24 Печеночные мхи.
Рассмотреть основные характерные черты класса печеночных мхов – Marchantiopsida. Изучить и зарисовать внешнее и внутреннее строение маршанции многообразной, органы размножения, используя гербарий и постоянные препараты. Составить схему жизненного цикла. Отметить черты приспособления к рассеиванию спор.
Объекты:
гербарий маршанции многообразной (Marchantia
polymorpha), постоянные препараты срезов
через антеридиальный и архегониальный
диски, препарат спорогона.
Лабораторная работа 25. Листостебельные мхи.
Рассмотреть основные характерные черты класса Листостебельные мхи – Bryopsida. Изучить и зарисовать внешнее строение сфагнового мха и политрихума, используя гербарий. Сравнить представителей подклассов зеленых мхов.
Зарисовать особенности анатомического строения стебля и листа этих мхов, используя временные и постоянные препараты. Отметить особенности строения гиалодермы сфагнума.
Зарисовать органы полового размножения, строение спорофита (спорогона). Отметить черты приспособления к рассеиванию спор.
Объекты:
гербарий кукушкиного льна (Polytrichum
commune) и сфагнума (Sphagnum
sp.), постоянные препараты поперечного
среза стебля и листа, верхушек женского
и мужского гаметофитов, спорогона политрихума;
временные препараты листа сфагнума.
Лабораторная работа 26. Плауновидные.
Рассмотреть основные характерные черты отдела плауновидные – Lycopodiophyta. Изучить и зарисовать внешний вид плауна булавовидного и селягинеллы. Отметить общие и отличительные черты. Зарисовать поперечные срезы стебля, отметив расположение тканей.
Изучить и зарисовать строение стробилов селягинеллы и плауна. Составить схему жизненных циклов, обсудив явление равноспоровости и разноспоровости.
Объекты:
гербарий плауна булавовидного (Lycopodium
clavatum) и селягинеллы (Selaginella
selaginelloides), постоянные и временные препараты
среза стебля, колосков, спор.
Лабораторная работа 27. Хвощевидные.
Рассмотреть основные характерные черты класса Equisetopsida (хвощевые) на примере хвоща полевого. Изучить и зарисовать внешний вид весенних и летних побегов, особенности анатомического строения. Зарисовать строение стробилов хвоща, споры.
Объекты:
гербарий хвоща полевого (Equisetum arvense),
постоянный препарат поперечного среза
стебля, продольного среза стробила, фиксированные
колоски, споры.
Лабораторная работа 28. Папоротниковидные.
Рассмотреть основные характерные черты отдела папоротникообразные (Polypodiophyta) на примере щитовника мужского. Зарисовать внешний вид спорофита и гаметофита щитовника, анатомическое строение стебля (корневища) орляка. Изучить и зарисовать сорус папоротника, выделить приспособления к распространению спор.
Рассмотреть особенности жизненного цикла разноспорового папоротника сальвинии плавающей. Зарисовать внешний вид растения, органы бесполого размножения.
Объекты:
гербарные и фиксированные
Лабораторная работа 29. Голосеменные. Строение на примере сосны.
Рассмотреть основные характерные черты отдела голосеменные (Pinophyta) на примере сосны обыкновенной. Зарисовать побег с женскими и мужскими шишками. Рассмотреть и зарисовать продольные срезы через мега- и микростробил. Приготовить временный препарат микроспор (пыльцы). Ознакомиться с особенностями строения семени.
Объект:
гербарий сосны (Pinus
sylvestris), мужские и женские шишки, семена,
пыльца; постоянные препараты шишек.
МОДУЛЬ 7. ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ
Лабораторная работа 30. Строение цветка
Обсудить значение околоцветника, возможные пути его формирования и эволюции. Рассмотреть различные типы околоцветников: простой и двойной, актиноморфный и зигоморфный, со свободными и сросшимися долями, с циклическим и круговым расположением частей. Зарисовать примеры.
Рассмотреть различные типы андроцея. Познакомиться с разнообразием тычинок и пыльцевых зерен. Сделать рисунки. Рассмотреть и зарисовать поперечный разрез пыльника. Обсудить функции и связанные с ними особенности строения отдельных структур.
Рассмотреть различные типы гинецея по наличию срастания плодолистиков. Рассмотреть типы завязи. Сделать рисунки.
Рассмотреть
и зарисовать поперечный разрез завязи.
Изучить анатомическое строение
семяпочки – мегаспоры
Объекты:
фиксированные и живые цветки
представителей разных семейств, постоянный
препарат поперечного разреза через завязь.
постоянный препарат поперечного разреза
пыльника
Лабораторная работа 31. Соцветия
Ознакомиться с разнообразием соцветий. Рассмотреть классификацию соцветий. Зарисовать примеры простых и сложных моноподиальных (неопределенных) соцветий, симподиальных (определенных) соцветий. Составить схемы.
Объекты:
фиксированные и живые соцветия представителей
разных семейств, гербарий.
Лабораторная работа 32. Плоды и семена
Ознакомиться с разнообразием плодов. Рассмотреть группы коробочковидных, ореховидных, ягодовидных, костянковидных плодов. Сравнить сложные плоды и соплодия. Сделать соответствующие рисунки.
Ознакомиться
с разнообразием семян
Объекты:
фиксированные и свежие плоды, пророщенные
семена фасоли и пшеницы (ячменя), продольный
и поперечный срез через зерновку пшеницы
на уровне зародыша (тотальные препараты).
Лабораторная работа 33. Разнообразие цветковых растений
Рассмотреть и сравнить характерные признаки основных семейств цветковых растений.
Объекты: гербарные экземпляры представителей различных семейств