Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:50, курсовая работа
Цель работы – разработка методики изучения популяций растений в условиях летнего лагеря для повышения эффективности обучения учащихся.
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по проблемам организации и методики проведения научно-исследовательской работы учащихся по биологии.
2. Анализ содержания и структуры понятия «популяция растений».
3. Разработка методики проведения научно- исследовательской работы учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря.
Введение 3
Глава 1. Научно- исследовательская работа школьников 5
1.1.Характеристика научно- исследовательской работы учащихся в школе 5
1.2. Научно- исследовательский лагерь «Юный исследователь» 14
1.3. Популяция растений как объект изучения учащихся 16
Глава 2. Методика научно- исследовательских работ учащихся в условиях летнего лагеря 19
2.1.Формы и методы научно- исследовательской работы в условиях лагеря 19
2.2. Методика научно- исследовательских работ по изучению популяций растений 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения
•Четвёртый этап – контрольный.
•Пятый – заключительный – подведение итогов и оформление результатов.
Задачи, сроки и план исследования
должны соответствовать
Не менее важным является и умение представить результаты своего исследования на публике, приведём несколько моделей защиты исследовательской работы:
I. “Классическая”.
Устное выступление сосредоточено на принципиальных вопросах:
1.
тема исследования и ее
2.
круг использованных
3.
новизна работы (изучение малоизвестных
источников, движение новой версии,
новые подходы к решению
4. основные выводы по содержанию реферата.
II. “Индивидуальная”.
Раскрываются личные аспекты работы над рефератом:
1.
обоснование выбора темы
2. способы работы над рефератом;
3.
оригинальные находки,
4. личная значимость проделанной работы;
5.
перспективы продолжения
III
“Творческая” защита
1.
оформление стенда с
2.
демонстрацию слайдов,
3.
яркое, оригинальное
Основным
отличительным признаком
Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. Мы сталкивались с тем, что на одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах. Суть реферативной работы - в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.
Научный (исследовательский) подход является одним из способов познания человеком окружающего мира (наряду с религиозным способом, познанием через искусство и др.). Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.
Что же должно присутствовать в исследовательской работе?
Во-первых, должна быть сформулирована цель исследования. Очень часто, читая текст, трудно понять, зачем он написан. В некоторых художественных произведениях по авторскому замыслу развязка, объясняющая цель написания романа или рассказа, наступает только в конце. В исследовательских же работах композиция и структура стандартны, от этих стандартов (или правил) нельзя отступать (как, например, в футболе нельзя играть руками).
Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений (для иллюстрации возьмем гипотетический пример из области наук о Земле - изучение кислотности воды в водных объектах N-ro заповедника. Все, сказанное ниже, может быть применено и для любой гуманитарной области).
В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. В нашем примере гипотезой исследования может быть зависимость кислотности воды от глубины водоема. Такое предположение определяет и выбор водоемов для отбора проб (мелкие и глубокие).
После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели - не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определить их кислотность с помощью индикатора, назовем его условно «лакмусовой бумажкой»).
В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам и ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед». Написание литобзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада.
Использованные в нашем примере правила отбора и определения кислотности воды являются методикой исследования, ее описание должно присутствовать в работе (в какие банки отбирается вода, с берега или с лодки, с какой глубины, ночью или днем, сразу ли используется «лакмус», каким образом определяется его цвет (на глаз или с помощью цветового клина), как записываются результаты). Докладчик должен отдавать себе отчет, в каких границах применима данная методика и какова ее устойчивость (например, возможные последствия использования недостаточно чистых банок):
Далее представляются собственные данные. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных), которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики, полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее наглядная форма представления данных - графическая. Поставьте себя на место читателя, которому за время прочтения работы (а это 5-10 минут), нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, и постарайтесь максимально облегчить восприятие текста.
Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, и отвечать на поставленные вопросы.
Исследовательская работа и доклад по ней - совершенно разные жанры научного творчества. Выступая с докладом нельзя зачитывать всю работу, перегружать его лишними данными. Действительно, для освещения сути работы хватает и 10 минут, предусмотренных регламентом выступлений. Все остальное, если у аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы или в кулуарах. Главная задача докладчика сочно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством яркого, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала. Доклад - личностная форма содержательного общения ученых, докладчик должен донести до слушателей свою индивидуальность в исследовании, и тогда вся работа становится более понятной [3, c.15].
Не следует забывать о правилах этики, принятых в научном мире. Участники любой конференции - прежде всего коллеги, познающие наш сложный мир рука об руку. Поэтому главным в отношениях ученых должно быть взаимное уважение. Иногда неосторожный, непродуманный поступок может обидеть других (например, выход из аудитории во время доклада).
Исследовательские работы школьников лишь первый шаг в науке, а настоящее, самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования.
Научно – исследовательский лагерь учащихся Сюлинской школы был образован в 2003 году. Лагерь функционировал на базе научно производственного стационара Института северного луговодства.
Цель:
выявление и поддержка
развитие
интеллектуальных, творческих способностей
учащихся, поддержка научно-
развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях
Задачи:
1.
вовлечение в учебную научно-
2.
сбор, изучение и обработка
3. развитие поисковой активности у учащихся;
4.
гармоничное сочетание учебно-
5. экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;
6.
ознакомление учащихся с
По школьной программе учащиеся изучают с 5 по 11 класс предмет «Основы северного земледелия». Предмет дает основы сельскохозяйственных знаний по земледелию и механизации, в которой летом учащиеся полученные знания применяют на полевых опытах.
Научные сотрудники Института работают по проекту «Школа ВУЗ Наука», в которой организуются лекции, практические работы для школьников и учителей.
По результатам работы учащиеся участвуют на НПК «Шаг в будущее» и 1 республиканском молодежном научно – практическом семинаре «Растения Якутии: биоразнообразие, популяции, интродукция».
Лагерь работает на три сезона (июнь-август) охватывает 15 учащихся. Учащиеся занимаются по графику:
I
сезон - лекционные занятия по
усвоению теоретического
II
сезон – исследовательская
III
сезон – анализ
Темы научных докладов:
«Структура изменчивости
«Онтогенетическая стратегия и тактики пырея ползучего, бекмании восточной».
«Ценопопуляционная характеристика ячменя короткоостого».
«Изучение условий выгонки декоративных луковичных растений».
«Хаарыан хампа куох ойуурум…»
«Сравнение сортов по скороспелости, урожайности, устойчивости к болезням и вредителям».
«Изучение сортов картофеля».
ПОПУЛЯЦИЯ (от лат. populus - народ масса), совокупность особей одного вида, совместно живущих на определенной территории, связанных между собой отношениями родства (потоком поколений), системой внутренних взаимоотношений и отграниченных от др. подобных совокупностей. В настоящее время существует два подхода к исследованию популяция: генетико-эволюционный и эколого-демографический.
Понятие популяция возникло в связи с развитием генетики в начале XX в. Этот термин введен В. Иохансеном в 1903 г. для обозначения естественной смеси особей одного вида, неоднородной в генетическом отношении. Генетический подход в определении популяция был преобладающим долгое время (вплоть до 40 х годов). Популяционная генетика изучала т. н. менделевские популяция, которые образованы организмами, размножающимися половым путем.
Изучение изменчивости видов растений и животных в пределах ареала привлекло внимание исследователей к представлению о популяция как системе организмов одного вида (Н. И. Вавилов, В. Л. Комаров и др.).
В
ботанике понятие популяция