Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:50, курсовая работа
Цель работы – разработка методики изучения популяций растений в условиях летнего лагеря для повышения эффективности обучения учащихся.
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по проблемам организации и методики проведения научно-исследовательской работы учащихся по биологии.
2. Анализ содержания и структуры понятия «популяция растений».
3. Разработка методики проведения научно- исследовательской работы учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря.
Введение 3
Глава 1. Научно- исследовательская работа школьников 5
1.1.Характеристика научно- исследовательской работы учащихся в школе 5
1.2. Научно- исследовательский лагерь «Юный исследователь» 14
1.3. Популяция растений как объект изучения учащихся 16
Глава 2. Методика научно- исследовательских работ учащихся в условиях летнего лагеря 19
2.1.Формы и методы научно- исследовательской работы в условиях лагеря 19
2.2. Методика научно- исследовательских работ по изучению популяций растений 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения
На таких конференциях ребята на практике ощущают связь разных наук; осознают, что для исследования объектов, будь то лишайники или особенности современного семейного бытования, они пользуются одними научными методами.
При этом решаются и многие другие образовательные задачи: развивается монологическая речь, умение доступно излагать узкоспециализированные дисциплины (биогеохимики должны доходчиво, без нагромождения специальных терминов объяснить фольклористам суть происходящих в бухте процессов).
Необходимо помнить, что, в отличие от «взрослых» конференций, где о достоинствах работы обычно не говорят, а отмечают недостатки и спорные моменты, на детской конференции каждую работу обязательно нужно похвалить (независимо от ее качества). Это необходимо для того, чтобы у ребенка возникло чувство удовлетворения от выполненной работы и желание продолжать избранную деятельность. Неточности методики и анализа, допущенные руководителем - не предмет для обсуждения на детской конференции, их полезно обозначить, а разбор устроить на педсовете.
Конференция - напряженная и длительная часть программы, после нее детям необходима разрядка: праздник с конкурсами, спортивными состязаниями, театральными представлениями, песнями. Вся программа итогового дня обычно занимает 10-12 часов и заканчивается под утро.
Далее следует день отдыха, сборы и отъезд. Важно воспитывать в учащихся аккуратное, бережное отношение к пробам и прочим экспедиционным материалам, которые после итоговой конференции подчас подвергаются забвению.
Наблюдения проводится самые разные:
• агробиологические;
• агрофизические;
• агрохимические и др.
В
опытнической работе с растениями успешно
применяются регуляторы роста растений
(фитогормоны), которые обладают ярко
выраженным действием на растительный
организм. С этой целью проводим
опыты с использованием таких
регуляторов роста как
Опытническая
работа укрепляет связь обучения
учащихся с практикой, воспитывает
интерес к сельскому хозяйству,
пробуждает и развивает у ребят
познавательные интересы, показывает
применение достижений науки в практике
сельскохозяйственного
Экскурсии.
Как
бы хорошо ни изучали мы биологию за
партой, познание законов природы
невозможно без общения с самой
природой. Ребята ждут этого общения,
поэтому парк – любимое место
проведения экскурсий по биологии.
Экскурсии в природу –
Экскурсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Учебная экскурсия - это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Перед
экскурсиями ставятся такие задачи:
обогащать знания учащихся (на основе
непосредственного восприятия, накопления
наглядных представлений и
В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может входить от десяти до сорока учеников.
Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста учащихся [25, с.89].
При работе по созданию цифрового образовательного ресурса (ЦОРа) «Электронная коллекция растений с. Сюля Нюрбинского улуса» полевые работы проводятся в черте села в различных его участках, где много зеленых насаждений; участвуют школьники и руководители полевых работ; следование осуществляется либо пешком (например, в парк) или на автобусе (отдаленные районы города)
Составные части: вступительная беседа, исследовательская деятельность, анализ результатов, рефлексия.
Разделы:
а) подготовка
б) проведение
Подготовка базируется на предварительном изучении возможностей села.
К проведению полевых работ привлекаются педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов».
Цель:
выявление и поддержка
развитие
интеллектуальных, творческих способностей
учащихся, поддержка научно-
развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях
Задачи:
1.
вовлечение в учебную научно-
2.
сбор, изучение и обработка
3. развитие поисковой активности у учащихся;
4.
гармоничное сочетание учебно-
5. экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;
6.
ознакомление учащихся с
Календарный график работ
№ | Мероприятие | Примечание |
1 | Открытие площадки. Цели, работы задачи | |
2 | Суть исследовательской деятельности | |
3 | Работа на приусадебном участке | |
4 | Ознакомление с растениями на стационарных площадках. | |
5 | Изучение видового состава трав | |
6 | Интеллектуальный марафон. «Следопыт» | |
7 | Отработка методик исследования | |
8 | Разработка маршрутов для исследования видового состава растений. Работа с литературой. | |
9 | Работа на приусадебном участке. | |
10 | Камеральные исследования растений. Подсчет собранного материала (колосков, листьев) | |
11 | Работа на стационарных площадках. | |
12 | Мероприятие «Здоровье в твоих руках» | |
13 | Работа на приусадебном
участке.
Работа с гербариями |
|
14 | Водные ресурсы с. Сюля. | |
15 | Однодневный поход | |
16 | Обработка данных растений в компьютере | |
17 | Эстафета служб 01,02,03 | |
18 | Работа на приусадебном участке | |
19 | Отчет об исследовании | |
20 | Подведение итогов. |
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ:
1. определение целей и темы
Тема: «Древесные формы растений села Сюля Нюрбинского улуса»
Цель: сбор информации о древесных формах растений села
Задачи: 1. Определить, в каких частях села произрастают различные виды деревьев
2. Дополнить список растений и определить незнакомые
3.
Собрать наглядный материал о
растениях (фотографии
2. выявление объектов изучения
Экскурсия в лесхоз по определению списка растений. Растения являются объектами изучения.
1. По содержанию - одноплановые (растения)
2. По функциональному значению - основные
3. По степени сохранности – не охраняемые
3.
изучение и накопление
Составление описания видовых характеристик изучаемых растений, сбор информации по плану.
4.
составление карточек
Составляется картотека изучаемых растений
Видовое название (русское и латинское), семейство
Ответственный за сбор информации об объекте
Источники информации
Место и время фотографирования
Место и время сбора гербария
5. организация консультаций
В процессе составления описания объектов оказание консультативной помощи.
Консультация специалистов по определению растений. Полезно составить словарик с определениями наиболее употребительных терминов
6. составление маршрута
Полевые работы будут осуществляться в наиболее озелененных частях села.
7. объезд или обход маршрута
Предварительно совершается объезд города, помечаются места, где будут проводиться работы, также проводится обход этих мест с целью определения удобства для полевых работ, удаленности от проезжей части и безопасности.
8. сбор оборудования
Необходимо: цифровые фотоаппараты, ноутбук, оборудование для сбора гербария, планшеты (писать), картотека для внесения недостающих данных
9.
составление методической
Схема методической разработки:
Элементы маршрута
Объекты исследования
Продолжительность
Перечень основных вопросов
Организационные указания
Методические указания
В графе "Методические указания" приводятся рекомендации о том, каковы должны быть последовательность и характер анализа объектов, какие методические приемы, способы следует применять, излагаются различные варианты исследовательской деятельности в зависимости от характера группы, а также даются советы по сбору наглядного материала.
10. проведение пробной работы и её анализ
Так как полевые работы осуществляются с целью исследования и сбора информации, то пробная работа служит для того, чтобы увидеть возможные трудности и в процессе анализа найти способы их избежать.
В
данном случае выход в природу
проводится с целью установить специфику
фотографирования объектов, сформулировать
основные требования к фотографиям,
выяснить КАК сделать фотографию, чтобы
она соответствовала этим требованиям.
ПРОВЕДЕНИЕ ПОЛЕВЫХ РАБОТ
Место проведения: парк, сквер, другие озелененные части города. Место должно быть достаточно удалено от проезжей части дорог, надежно защищено от движения транспорта и потока пешеходов, находиться в стороне от опасных зон строительных и реставрационных работ.
Организационный момент.
Основные пункты: вступительная беседа о месте проведения экскурсии, красотах родной природы, сообщение цели, сообщение плана работы (объекты распределены заранее), какие трудности нас ожидают и как их избежать, сообщение правил техники безопасности, регламент деятельности
Организация исследовательской работы.
За каждым учащимся закреплен растительный объект, о котором он собирает информацию. Следовательно, каждый учащийся в начале полевой работы выделяет объект из окружающей среды (находит «свое» растение), фотографирует его части (кору, листья, цветы, плоды, если есть, внешний вид) и собирает гербарий. Для нахождения объекта учащийся пользуется описанием, которое сам составлял. При определении незнакомых растений привлекается руководитель или специалист со станции юных натуралистов, также используется определитель высших растений.