Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:48, реферат
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа.
Взаимодействие человека и природы
1. Определение культуры
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.
Согласно концепции О.
Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы над временных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию.
Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее.
К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура — показатель уровня практического овладения человеком природой. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в “вещной” форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой только в отношении с живым разумом.
Концепции взаимодействия общества и природы.
Защита окружающей среды
- проблема очень сложная и многогранная,
для ее решения не достаточно одних
только экологических мер. Для того
чтобы решить её, необходимо прежде
всего покончить с бедностью.
Неоценимую помощь в этом деле могут
оказать внешние инвестиции и
экспорт передовых (по крайней мере,
относительно передовых) технологий: создание
новых рабочих мест увеличит благосостояние
жителей, а, следовательно - и благосостояние
государства, и его способность
оплачивать экологические программы.
Местные товары, благодаря дешевизне
рабочей силы и ресурсов, будут
для большинства населения
Важным подспорьем в деле
защиты природы явилось бы развитие
национальной науки и особенно -
технических наук. Многие развивающиеся
страны уже осознали это: создается
система высшего образования, появляются
специалисты высокого класса, но недостаток
финансирования (в 80-х годах развивающиеся
страны расходовали на науку всего
3% общемировых затрат) не позволяет
радикально изменить ситуацию. И главной
задачей стран третьего мира является
не столько проведение исследований,
сколько эффективное
Охрана природы невозможна
без активной помощи государства, и
в этом вопросе нельзя не заметить
позитивных сдвигов: во многих странах
(Индия, Нигерия, Филиппины и др.)
уже действуют государственные
учреждения по экологии, в программах
социально - экономического развития,
принятых рядом развивающихся стран,
появился тезис об эффективности
природопользования. Особенно последовательную
программу проводит Индия. Однако в
большинстве стран Азии, Африки и
Латинской Америки
Использование альтернативных
источников энергии могло бы значительно
снизить остроту энергетической
проблемы, позволив уменьшить потребление
угля и нефти, сократить вырубку
лесов. Азиатские страны, сосредотачивая
30% мирового гидроэнергетического потенциала,
используют его только на 7.5%, Африка,
способная производить 19% мировой
гидроэлектроэнергии, использует свой
потенциал всего на 1.5%. Но вряд ли
стоит переоценивать
Очень серьезным подспорьем для экологии стала бы демилитаризация экономики (особенно это касается стран Латинской Америки). Военные расходы съедают огромную долю национального продукта, требуют большого импорта, а сами военные заводы наносят невосполнимый вред окружающей среде.
Необходимо законодательное регулирование экспорта природных ресурсов и согласованность действий различных государств при проведении экспортной политики. И опыт 1973 года, когда странам-членам ОПЕК удалось заставить развитые государства считаться с их интересами, говорит о многом. Однако, проведение такой политики требует большой взвешенности: можно очень легко потерять старые рынки. После трехкратного повышения цен на нефть страны Запада стали изыскивать внутренние источники, одновременно сокращая потребление энергии, и в 1986 г. цены на нефтепродукты снова упали
Для эффективного использования
природных ресурсов ряд советских
ученых предлагал создать
Создание обширных национальных парков позволит спасти от вымирания многие виды животных. Значительной будет и экономическая отдача: туристов всегда привлекала южная экзотика, а парк сможет им эту экзотику предложить в самом лучшем виде. Опыт некоторых африканских стран позволяет смотреть на это направление с оптимизмом
И, наконец, охрана природы развивающихся стран невозможна без внешней помощи. Возможно, это утверждение покажется оторванным от реальности, однако в настоящее время к пониманию этого приходят и на Западе: для примера можно назвать работы А. Льюиса, Г. Зингера и многих других Экосистема Земли едина, и последствия экологических катаклизмов не ограничатся рамками одного региона: уничтожение тропических лесов повысит содержание углекислого газа во всей атмосфере, кислотные тучи не знают национальных границ, загрязнение мирового океана также отразится на судьбе всего мира, и эти примеры можно продолжить. Если сейчас многие развитые страны, прямо скажем, по-хищнически относятся к Востоку, то через некоторое время неизбежно придет понимание того, что нельзя строить собственное экономическое благополучие за счет других стран: расплата будет неизбежной.
“Глобальные проблемы” человечества.
По ходу развития цивилизации
перед человечеством
В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения , наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно — технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.
Все это привлекло внимание к глобальным проблемам не только политики, но и науки. Сам термин глобалистика вошел в научный обиход на рубеже 60-70 годов. В СССР глобалистика начала развиваться в 80-е годы и, в особенности, с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей. Тогда же сформировалось и само понятие о глобальных проблемах, которые:
во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;
во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в обще планетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.
Это понятие вряд ли можно считать достаточно четким. И не случайно многие авторы довольно по-разному трактуют существо глобалистики. Да и само количество глобальных проблем варьирует в очень широких пределах: от, примерно, десяти до сорока и более. Но если иметь в виду главные проблемы , то их не более десятка:
Проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны;
Экологическая проблема;
Демографическая проблема;
Энергетическая проблема;
Сырьевая проблема;
Продовольственная проблема;
Проблема использования Мирового океана;
Проблема мирного освоения космоса.
Но если в пределах экологической
проблемы отдельно вычленить, скажем,
проблемы обезлесения, опустынивания,
загрязнения атмосферы и
В 80-х годах русский ученый Ю. Н. Гладков классифицировал и выделил, довольно интересным способом, основные положения глобалистики :
Наиболее ”универсальные”
проблемы политического и социально-
Проблемы преимущественно природно-экономического характера ¾ экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана;
Проблемы преимущественно
социального характера ¾ демогр
Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей ¾ региональные конфликты, преступность, технологические аварии , стихийные бедствия и др;
Проблемы чисто научного характера ¾ освоение космоса, исследование внутреннего строения Земли, долгосрочное прогнозирование климата и др;
“Малые проблемы”, опять-таки “синтетического характера”, сопровождающие все развитие человеческой цивилизации ¾ бюрократия, эгоцентризм и т.п.
В соответствии с такой классификацией была составлена и схема взаимосвязей глобальных проблем человечества:
Общие подходы к решению экологических проблем. Гармония между обществом и природой.
Ухудшение экологического положения стало особенно заметно с 60-х годов 20-го века. Именно тогда в печать начали широко проникать сообщения о последствиях применения ДДТ и других пестицидов, резком увеличении выделяемых в атмосферу и гидросферу не усваиваемых природой антропогенных отходов, о дефиците материальных и энергетических ресурсов и тп.
Сейчас у человечества две важнейших проблемы: предотвращение ядерной войны и экологические катастрофы. Сопоставление не случайно: антропогенное давление на природную среду грозит тем же что и применение атомного оружия, — уничтожением жизни на Земле.
История свидетельствует, что и в прежние эпохи обострялись противоречия между человеком и природой и это приводило к экологическим кризисам. Но это были локальные и региональные кризисы. Древние охотники могли, истребив животных перейти на другое место; древние земледельцы и скотоводы могли, если почва истощалась или кормов становилось меньше, освоить новые земли.
Особенностью нашего времени
является интенсивное и глобальное
воздействие человека на окружающую
среду, что сопровождается интенсивными
и глобальными негативными