Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:48, реферат
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа.
Всего четверть века назад
слово "экология" было известно очень
узкому кругу людей. Отношения между
обществом и природой интересовали
лишь отдельных философов и
На рубеже 60-70-х годов человечество узнало, что все большее загрязнение воздуха и водных источников, оглушающие городские шумы, бесчисленные свалки мусора, удручающее оскудение природных ландшафтов — отнюдь не локальные явления. Под угрозой находятся практически все естественные оболочки (сферы) нашей планеты, многие фундаментальные равновесия в биосфере Земли и даже за ее пределами. Подрыв этих равновесий чреват необратимыми и пагубными для жизни на планете последствиями.
Во избежаниии этих последствий, В.И. Вернадский предлагает идею о роли разумной человеческой деятельности в природе. Сейчас при разработке теории взаимодействия общества и природы невозможно обойтись без плодотворной прогностической идее Вернадского о становлении ноосферы как процесса сознательного гуманистического преобразования человеком условий своего естественного природного окружения. В условиях обострения глобальных проблем современности, и особенно, экологической ситуации, многие исследователи — представители естественных и гуманитарных наук — для осмысления этих сложных процессов обращаются к наследию Вернадского, пытаясь найти у основоположника материалистической концепции ноосферы ответы на проблемы о месте человека в природе и биосфере, о будущем биосферы и взаимодействия общества и природы о судьбах мировой цивилизации и человечества в целом.
В основании концепции ноосферы Вернадским положены идеи об объективном процессе преобразования человеком природы "в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого", ибо ноосфера понималась им как окружающая человека среда, природное явление, новое состояние биосферы, а созидание ее — как контролируемый и регулируемый процесс обмена веществом и энергией общества с природой, то есть как разумное согласованное с данными науки преобразование природы.
Трудность для Вернадского
как натуралиста и
Ноосфера, согласно Вернадскому
— это преобразованная в
Действительно, современное человечество еще не преодолело опасности возникновения разрушительных войн, расхищения ресурсов биосферы, загрязнения природной среды, итп. Однако современное состояние взаимодействия общества с природой не может быть причиной сомнений в возможности создания ноосферы.
Концепция ноосферы обедняется
и тогда, когда ее становление
связывается только с фактом превращения
человека в геологическую силу способную
принципиально изменить естественную
миграцию химических элементов на планете.
Этого, если следовать Вернадскому,
не достаточно для становления ноосферы.
"Геохимическая активность человека
проявляется не прямо и не непосредственно,
то есть не как чисто биологический
процесс, но неизбежно опосредована
складывающимися между людьми сложными
социальными отношениями". Чтобы
материально техническая
Другая крайность —
попытка связать ноосферу с сугубо
социальными переменами. При этом
из поля зрения выпадают научные и
материально технические
Гуманист Вернадский видел,
что для осуществления перехода
биосферы в ноосферу созданы реальные
объективные предпосылки: произошла
величайшая научная революция, открывшая
путь для безграничного увеличения
материальных и духовных сил человечества,
начался процесс экономического
и социального объединения
Список литературы
Арнольд Тойнби “Цивилизация перед судом Истории”. С-Пб. “Ювента”, “Прогресс”, “Культура”, 1995г.
Освальд Шпенглер “Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Образ и действительность”. Минск “Попурри”, 1998г.
Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры.
Ю. В. Олейников. Экологические альтернативы НТР. Москва, Наука. 1987 г.
Ю. Г. Марков. Социальная экология. Новосибирск. Наука. 1986 г.
А. А. Горелов. Человек — гармония — природа. Москва. Наука. 1990 г.
Взаимодействие общества и природы. Сб. статей. Под ред. Е. Т. Фаддеева.