Ценовая конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на рынке п пути её повышения. Формирование цен на сельскохозяйственную про

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 18:26, реферат

Описание

Фундаментальные изменения структуры мирового рынка ,связанные с переходом группы стран от плановой к рыночной экономики, привели к драматичным последствиям в первую очередь для стран бывшего Советского Союза. Отсутствие последовательных шагов по реформированию внутреннего рынка привело к свертыванию национального производства и сокращению экспорта и как следствие потере сфер влияния этих стран на международных рынках.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….


1.Понятие конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий……………………………………………

2.Конкуренция в сельскохозяйственном производстве……………………. ….

3.Меры повышения конкурентоспособности………………………………….. .

4.Ценообразование на продукцию сельского хозяйства и продовольствие……


Заключение …………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

техно реф.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Украины

Одесский  государственный  экономический университет 
 

Кафедра экономики, организации и учёта в АПК 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

      по курсу «Технология и экономика аграрного сектора» 

на тему « Ценовая конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на рынке п пути её повышения. Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 23 группы ФЭФ

Ненкова М.П.

Проверила:

доц.- Почколина  С.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Одесса-2011

 

Содержание

Введение  …………………………………………………………………………. 

1.Понятие конкурентоспособности. Факторы, влияющие на        конкурентоспособность предприятий……………………………………………

2.Конкуренция в сельскохозяйственном производстве……………………. ….

3.Меры повышения конкурентоспособности………………………………….. .

4.Ценообразование на продукцию сельского хозяйства и продовольствие…… 

Заключение  …………………………………………………………………………

Список  литературы…………………………………………………………………

 

Введение

      В настоящее время термин «конкурентоспособность»  стал одним из наиболее употребляемых  в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

      За  рубежом проблематика конкурентоспособности  занимает одно из центральных мест в экономическом анализе различных видов хозяйственной деятельности различных субъектов. Прежде всего это связано с объективным ростом международной и внутренней конкуренции в течение нескольких последних десятилетий.

      Фундаментальные изменения структуры мирового рынка ,связанные с переходом группы стран от плановой к рыночной экономики, привели к драматичным последствиям в первую очередь для стран бывшего Советского Союза. Отсутствие последовательных шагов по реформированию внутреннего рынка привело к свертыванию национального производства и сокращению экспорта и как следствие потере сфер влияния этих стран на международных рынках.

 

      

1.Понятие  конкурентоспособности.  Факторы, влияющие  на конкурентоспособность  предприятий.

      В условиях рыночной экономики выживаемость любого предприятия, его устойчивое положение на рынке товаров определяется уровнем его конкурентоспособности, то есть способности производить и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. Она характеризует возможности и динамику приспособления фирмы к условиям рыночной конкуренции.

      Важный  аспект конкурентоспособности - наличие  конкурентных преимуществ, то есть уникальных осязаемых и неосязаемых активов, которыми владеет предприятие, которые стратегически важны для бизнеса и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Чтобы предприятие стало лидером на рынке, ему необходимо опережать конкурентов в нововведениях в системе производства и сбыта, в установлении новых цен, снижении издержек. Поэтому конкурентоспособность не является постоянным признаком; преимущество над соперником может утрачиваться со временем как за счет факторов внешней среды, так и за счет внутренних факторов. Внешними факторами конкурентоспособности являются:

      1.                 Финансово-кредитная, инвестиционная  и налоговая политика государства; 

      2.                 Степень конкурентоспособности  рынка; 

      3.                 Величина платежеспособного спроса;

      4.                 Инфраструктура рынка;

      5.                 Протекционистская политика по  отношению к отечественным производителям;

      6.                 Стандартизация и сертификация  продукции; 

      7.                 Уровень информированности о  рыночной конъюнктуре; 

      8.                 Природно-климатические условия.

 

       Внутренние факторы  конкурентоспособности:

      1.    Конкурентоспособность продукции; 

      2.    Финансовое состояние предприятия; 

      3.    Маркетинговая деятельность;

      4.    Организация и управление производством; 

      5.    Инновационная деятельность и технологии;

      6.    Размер предприятия. 

      Конкурентоспособная продукция- это продукция, обладающая более высокими свойствами по сравнению  с аналогами и пользующаяся в  результате повышенным спросом. Конкурентоспособность  продукции - понятие относительное, четко привязанное к определенному рынку и времени сбыта, что особенно характерно для с.-х. товаров). Конкурентоспособность продукции определяется показателями ее качества, ценой, упаковкой, товарным знаком, рекламой и т.д. Важным фактором конкурентоспособности товара, также как и фирмы в целом, является ее маркетинговая деятельность. Она предполагает решение не только относительно пассивной задачи - тщательного изучения требований покупателей и адаптации к ним выпускаемой продукции, Нои активной задачи по формированию и стимулированию спроса на товары фирмы в целях повышения их конкурентоспособности и увеличения продаж. Именно этой цели в первую очередь призвана служить реклама.

      Конкурентоспособность продукции также определяется ценой  товара. Политика цен зависит от задач, которые она призвана решать: обеспечение выживаемости предприятия, максимизация прибыли и т.д. [3]

 

      

2. Конкуренция в  сельскохозяйственном  производстве.

      Конкуренция в сельском хозяйстве формируется  одновременно по двум направлениям: между хозяйствами с различными формами собственности и хозяйствования и между всеми товаропроизводителями за наиболее выгодные экономические условия деятельности и финансовые результаты. Конкуренция между хозяйствами с различными формами собственности пока проявляется незначительно. Увеличение земельных наделов и рост поголовья скота способствует превращению их в товарные хозяйства, но пока в конкурентной борьбе за рынки сбыта их место не значительно. Повышению конкурентоспособности сельскохозяйственного производства региона будут способствовать интеграция сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, создание инфраструктуры рынка продукции (хранилища, холодильные хозяйства, транспортное обслуживание); совершенствование региональной структуры производства (в том числе определение оптимальных зон и концентрации производства сахарной свеклы, подсолнечника, мяса, молока для удовлетворения потребностей области); государственная поддержка развития социальной сферы на селе.

      Особое  влияние на формирование конкуренции в сельском хозяйстве оказывает взаимоотношения между хозяйствами-производителями сельскохозяйственной продукции и предприятиями переработки. Конкуренция между ними проявляется на рынке сбыта продукции, в установлении цены на продукцию сельского хозяйства, которая для перерабатывающего предприятия является сырьем. Судить об этом можно по величине доли закупочной цены в розничной цене продукта. Конечно такой уровень цен на сельскохозяйственную продукцию не позволяет сельскохозяйственным предприятиям окупать затраты на ее производство, и они вынуждены его сокращать, особенно производство продукции животноводства.

      Такие условия не способствуют повышению  конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, так как они негативно  сказываются на развитии производства. [2] 

3. Меры повышения  конкурентоспособности.

      Ситуация, сложившаяся в настоящее время  в агропромышленном производстве, требует  выработки четких мер, направленных на повышение его конкурентоспособности, включая демонополизацию промышленных перерабатывающих предприятий. Среди этих мер особую актуальность приобретают задачи, связанные с созданием и функционированием многоукладной экономики, ориентированной на рынок коллективных и частных производителей с развитой сетью кооперации и агросервиса. В отношении ценового регулирования и государственной финансовой поддержки аграрного сектора производства основным принципом должен быть аграрный протекционизм, обеспечивающий эквивалентность товарного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, конкурентоспособность национальных производителей на мировом рынке и социальную защиту работников сельского хозяйства. В настоящее время такого эквивалентного обмена нет, цены на продукцию сельского хозяйства низкие и темпы их роста значительно отстают от темпов роста цен на промышленную продукцию и услуги. Значительно ниже мировых и средние цены реализации сельхозпродукции. Так, цена реализации зерна составляет не больше 35 % от мирового уровня, цены реализации скота не достигают и 40 % от мировых цен. Конечно уровень себестоимости продукции животноводства не позволяет отечественным предприятиям кон курировать на мировом рынке, но производство зерна вполне конкурентоспособно. При осуществлении ценовой политики в АПК в ближайшее время необходимо обеспечить государственную поддержку сельхозпроизводства, сохранить и увеличить дотации. Но вместе с тем требуют серьезного реформирования формы и методы контроля за ценами. Нам представляется, что система цен в АПК должна состоять из различных их видов:

      • Свободные цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения  на рынках;

      •         Гарантированные цены, которые поддерживают государство с

      помощью установления приемлемого уровня цен  или дотаций;

      •         Залоговые цены, по которым осуществляются залоговые операции и

      оплачивается  продукция по залогу.

      Гарантированные и залоговые цены должны быть известны заранее и контролироваться в  зависимости от роста цен на материально-технические  ресурсы и услуги для села.

      Цены  должны оказывать влияние на формирование региональной структуры сельхозпроизводства, способствовать формированию межрегионального обмена продукцией. Государственное регулирование аграрных рынков и рыночных цен может осуществляться в формах государственных закупок сельхозпродукции и продовольствия или государственных залоговых операций в соответствии с государственными программами. Оно может установить фиксированные минимальные гарантированные цены, залоговые ставки и целевые цены для государственных закупок, залоговых операций и распродажи продукции. Государство способно поддерживать рыночные цены методами товарных интервенций (закупок и распродаж) на свободных товарных рынках, регулировать импорт и экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Для сбалансированности цен в АПК следует предусматривать совершенствование экономического механизма взаимоотношений непосредственных сельскохозяйственных товаропроизводителей с заготовителями, перерабатывающими предприятиями торговлей путем перехода от неэффективных форм контроля за уровнем рентабельности в перерабатывающей промышленности к введению и поддержанию паритетных коэффициентов соотношения цен на сырье и конечную продукцию в перерабатывающих отраслях.

      Для таможенной защиты внутренних регулируемых свободных цен на с.-х. продукцию  нужно создать систему ценового регулирования внешнеэкономической деятельности. Она должна включать взимание пошлин и компенсационных сборов, установление пороговых цен и защитных обменных курсов при пересечении границ страны. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей может осуществляться в форме субсидирования, льготного кредитования, налогового и инвестиционного стимулирования. Финансовую поддержку агропромышленного комплекса следует осуществлять по следующим направлениям:

Информация о работе Ценовая конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на рынке п пути её повышения. Формирование цен на сельскохозяйственную про