Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:54, реферат
Недостатки экономической политики государства последнего десятилетия с особо остротой проявились в положении аграрного сектора. Причиной этого стали как отраслевые особенности данной сферы, так и более сложные стартовые условия, сложившиеся к началу экономических реформ, выразившиеся в отставании агропромышленного комплекса от других отраслей народного хозяйства по основным техническим, экономическим и организационным параметрам. В результате при переориентации всей экономики с использованием натуральных ресурсов, имевших приоритетное значение в условиях дефицита, на финансовые ресурсы аграрный сектор оказался в наихудшем положении, его доступ ко всем источникам финансирования оказался резко ограниченным.
Введение……………………………………………………………………
Сельское хозяйство в годы СССР …………………………..
Государственная поддержка цен и экономическое регулирование рыночных отношений в с/х ………………………………………………..
Проблемы с/х в России …………………………………………
Опыт государственного регулирования и поддержки с/х за рубежом (Польша, США)………………………………………………………….
Последствия реформ и причины кризиса с/х …………………………
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………..
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..
Введение
В основе аграрной политики любой страны лежит понимание особой роли аграрного сектора экономики в жизнедеятельности общества. Сельскохозяйственная продукция во всем мире является не просто товаром, она -стратегический товар, одна из основ нормального существования и прогресса общества. Поэтому поддержка агропромышленного производства является важнейшей задачей экономической политики государства.
История убедительно свидетельствует, что как чисто рыночная, так и полностью государственная экономика доказали свою несостоятельность. Поэтому при построении системы государственного регулирования аграрного сектора, одна из основных задач заключается в поиске оптимального сочетания рыночного и государственного начал в достижении главной цели развития общества. Процесс этот не является простым и ставит перед разработчиками государственных программ много трудноразрешимых вопросов.
Бесспорной является ведущая
роль государственного регулирования
в таких сферах, как развитие сельской
инфраструктуры, научно-исследовательские
и проектные работы, образование
и повышение квалификации, информационно-консультационное
обеспечение, регулирование рынка
сельскохозяйственной продукции, внешней
торговли. Государственная система
поддержки цен и доходов
Недостатки экономической
политики государства последнего десятилетия
с особо остротой проявились в
положении аграрного сектора. Причиной
этого стали как отраслевые особенности
данной сферы, так и более сложные
стартовые условия, сложившиеся
к началу экономических реформ, выразившиеся
в отставании агропромышленного
комплекса от других отраслей народного
хозяйства по основным техническим,
экономическим и
Реформирование аграрного сектора экономики России требует осмысления накопленного опыта по освоению рыночных форм, методов и принципов государственного регулирования. Слепое копирование зарубежного опыта без учета российской специфики не приближает, а отдаляет экономику от стабилизации и экономического прогресса в агропромышленном производстве.
Учитывая, что центр тяжести
государственной поддержки
Сейчас многие критически оценивают состояние экономики в период командно-административной системы. Но все ли было так плохо?
На развитие сельского
хозяйства в 1976 - 1980 гг. было направлено
свыше 170 млрд. руб. Оно получило более
27% общего объема капитальных вложений
в народное хозяйство. В деревню
было поставлено большое количество
новой техники: тракторов - 1,8 млн., грузовых
автомобилей - свыше 1,3 млн., зерновых комбайнов
- около 540 тыс., а также машины для
животноводства и кормопроизводства.
Начался переход от механизации
отдельных трудовых операций к комплексной
механизации
За 1976 - 1980 гг. среднегодовой валовой сбор зерна впервые достиг 205 млн.т. В 1978 г. был получен рекордный за всю историю нашей страны урожай зерна - 237,4 млн. т (в 2004 г. валовой сбор зерна (в весе после доработки) составил 78,1 млн. т). Увеличилось производство другой сельскохозяйственной продукции: мяса, молока, яиц, хлопка.
В эти годы последовательно
проводилась аграрная политика. На
укрепление материально-технической
базы агропромышленного комплекса,
в том числе производственной
базы колхозов и совхозов была направлена
1/3 всех капиталовложений. Укрепилась
экономика колхозов и совхозов, получили
развитие подсобные хозяйства
В конце 80-х годов ведущую роль в аграрном секторе играли крупные социалистические предприятия - колхозы, совхозы, межхозяйственные и агропромышленные предприятия, на долю которых приходилось около 3/4 всей продукции сельского хозяйства. Как предполагалось, когда значительное развитие должны были получить крестьянские хозяйства, при уменьшении удельного веса крупных предприятий.
На долю колхозов приходилось около половины всей продукции, производимой в общественном секторе сельского хозяйства, причем в производстве продукции животноводства и ряда технических культур для колхозов являлась преобладающей.
Далее следует остановится на личном подсобном хозяйстве (ЛПХ), органической составной части АПК, на долю которого приходилось валовой и 10-12% товарной продукции сельского хозяйства. При этом следует учитывать, что ЛПХ может использовать землю, неудобную для общественного хозяйства, недоступную для обработки крупной машинной техникой. Экономическое значение ЛПХ заключается в том, что оно обеспечивает значительную часть потребностей в продуктах питания самих сельских жителей (до 80% продукции потребляется внутри деревни) и отчасти горожан, особенно в картофеле (до 60%), фруктах, овощах (более 30%). Не менее важны социальные аспекты личного подсобного хозяйства. Оно служит важным источником дополнительного дохода колхозников (до четверти всех доходов), способствуя преодолению исторически сложившегося разрыва в оплате труда между городом и деревней, позволяет полнее использовать трудовые ресурсы села, особенно людей старших возрастов и подростков, играет важную роль в трудовом и нравственном воспитании подрастающего поколения, приучая его к сельскохозяйственному труду. Поэтому одним из важных направлений аграрной реформы было создание таких экономических условий и нравственно-психологического климата на селе, когда каждая семья вела бы подсобное хозяйство, участвуя в решении продовольственной проблемы.
Перспективным направлением в развитии ЛПХ является усиление интеграционных связей с общественным производством, в частности, заключение договоров колхозов, совхозов, потребкооперации с сельскими жителями на выращивание и закупку скота и птицы, излишков молока и других продуктов, производимых в подсобном хозяйстве. Договоры должны были предусматривать обеспечение ЛПХ молодняком скота и птицы, кормами, агро- и зоотехническим обслуживанием. Сельские жители могли бы при этом получить кредит под продукцию, производимую по договору. Таким путем решались бы противоречия между общественным производством и личным подсобным хозяйством.
Главная задача ЛПХ состояла в улучшении ассортимента потребляемых продуктов питания, в первую очередь за счет овощей и фруктов. Большое развитие получило коллективное садоводство и огородничество, охватывающее на начало 1988 г. 14 млн. семей.
Центральное место в системе
мероприятий по совершенствованию
аграрных отношений занимал
Вхождение сельского хозяйства
России в рыночную экономику требует
с одной стороны разработки концепции
аграрной и продовольственной политики
и с другой, обоснование принципов
государственного регулирования в
отрасли. Они базируются на особенностях
сельского хозяйства, его материально-
Объемы производства в сельском хозяйстве невозможно быстро изменить, поскольку это связано как со специализацией и воспроизводством, так и с действием факторов интенсификации производства. Таким образом, требуется значительный период времени для приспособления сельского хозяйства к новому уровню цен. Деньги вкладываются в одном году, а отдача будет только через 2-5 лет. В этой связи необходимо учитывать данный принцип при инвестировании сельского хозяйства.
Столкновение на рынке двух малоэластичных субъектов - приводит к непропорционально большим колебаниям цен. Например, увеличение поставок на рынок продукции на 1% приводит к изменению цены на несколько процентов. Ценовой механизм не может полностью выполнить свою главную функцию - регулятора спроса и предложения. Таким образом, производство продовольствия не является саморегулирующим и требуется внешнее вмешательство в целях защиты интересов производителя (сельское хозяйство) и потребителя (покупателя). И здесь в качестве основного регулятора должно выступить государство.
В сельском хозяйстве наблюдается
высокая потребность в
Без государственного вмешательства
невозможно решить задачи по поддержанию
сельскохозяйственного
Повышение потребностей сельского
хозяйства в инвестициях при
переходе к индустриальным методам
производства существенно ограничивает
воспроизводство в отрасли и
ведет к снижению уровня доходов
населения, занятого в сельском хозяйстве.
Если будут действовать только рыночные
силы, то уровень доходов сельского
населения будет существенно
ниже, чем в городе. Для сглаживания
этих диспропорций требуется вмешательство
государственных сил. И здесь, как
показывает практика многих стран, в
том числе США, малоэффективной
является поддержание паритета цен
на продукцию сельского хозяйства
и продукцию промышленных предприятий,
поставляющих материальные ресурсы
для сельского хозяйства. Наиболее
приемлемым является принцип паритета
доходов сельского и городского
населения, через комплекс мер, таких
как налогообложение, государственная
поддержка пенсионной службы, поощрение
развития в сельской местности промышленности
и возможности занятости
Важнейшей проблемой в развитии рыночных отношений является вопрос о земле, землевладении, землепользовании. Государственное регулирование земельных отношений должно быть направлено на более эффективное использование и сохранность сельскохозяйственных угодий. Государство должно взять на себя затраты на землеустроительные и мелиоративные работы, поскольку финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий явно недостаточно. Объектом государственного регулирования должна стать и экономическая сохранность земельных угодий.
Центральной проблемой взаимоотношений
рынка и государства является
экспорт и импорт продовольствия.
Принцип свободной торговли и
принцип аграрного
Сохранение продовольственной безопасности страны;
Поддержание внешнеторгового баланса с ограничением импорта и субсидированием экспорта;
Сохранение и развитие отечественного сельского хозяйства как
одной из важных отраслей экономики в целом.
Широкое вмешательство государства в экономику, в весь производственный и социальный механизм сельского хозяйства требует значительных затрат. В Австрии уровень государственной поддержки сельскому хозяйству в процентах от стоимости продукции составляет 44%, в Канаде - 35%, Финляндии - 72%, Швеции - 47%, Японии - 72%, Швейцарии - 76%, в Европейском союзе - 38%, США - от 27 до 40%. Реально фермер в этих странах получает за счет рыночных платежей только часть цены, большая часть дохода идет за счет государственных источников.
Информация о работе Государственная поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию