Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:54, реферат
Недостатки экономической политики государства последнего десятилетия с особо остротой проявились в положении аграрного сектора. Причиной этого стали как отраслевые особенности данной сферы, так и более сложные стартовые условия, сложившиеся к началу экономических реформ, выразившиеся в отставании агропромышленного комплекса от других отраслей народного хозяйства по основным техническим, экономическим и организационным параметрам. В результате при переориентации всей экономики с использованием натуральных ресурсов, имевших приоритетное значение в условиях дефицита, на финансовые ресурсы аграрный сектор оказался в наихудшем положении, его доступ ко всем источникам финансирования оказался резко ограниченным.
Введение……………………………………………………………………
Сельское хозяйство в годы СССР …………………………..
Государственная поддержка цен и экономическое регулирование рыночных отношений в с/х ………………………………………………..
Проблемы с/х в России …………………………………………
Опыт государственного регулирования и поддержки с/х за рубежом (Польша, США)………………………………………………………….
Последствия реформ и причины кризиса с/х …………………………
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………..
Поддержание равновесия между спросом и предложением, защита отечественного производителя и проведение структурных и социальных преобразований на селе может носить как экономический, так и административный характер.
Ведущая роль в системе
государственного регулирования сельского
хозяйства отводится
Ценовое регулирование или
государственная поддержка
Система регулирования цен ставит следующие цели:
Стабилизация цен с их колебанием в относительно узком коридоре;
Поддержанию цен производителей
сельскохозяйственной продукции, позволяющих
вести расширенное
Регулирование объемов и структуры производства при помощи системы цен.
Схема государственного регулирования
цен сводится к установлению верхних
и нижних пределов колебания цен
и условной цены, которую должно
поддерживать государство. При этом
может происходить скупка или
продажа нескоропортящейся
В этой связи государство может применять дополнительные нерыночные механизмы корректировки действия ценового механизма. Это может осуществляться путем введения прямого планирования объемов производства. В практике применяются два варианта:
Ограничение посевов данной
культуры и вывода земли из севооборота
с соответствующей
Введение прямого квотирования объемов производства.
В структуре финансовой помощи
сельскому хозяйству
В тоже время реализуемая сельскохозяйственная продукция облагается системой сборов, таких как реклама товара, поддержание контроля качества продукции, финансирование прикладных научных исследований и др. однако размер налоговых сборов в структуре помощи сельскому хозяйству весьма незначителен. Например, в Австрии он составляет - 4%, в ЕС - 1%, в Финляндии - 5%, в США - 1%.
Важной формой государственного регулирования рыночных отношений сельского хозяйства является система прямых выплат или субсидирования производителей. Как правило, целевые государственные субсидии могут выдаваться на производственное строительство, покупку техники, переоборудование животноводческих помещений, удешевление кредита.
Прямые государственные выплаты устанавливаются или в расчете на гектар земли или на голову скота в неблагоприятных условиях производства. Целью таких выплат является компенсация отрицательного влияния земельной ренты и повышение издержек производства. Прямые платежи в структуре финансовой помощи составляют в ЕС - 22%, в США - 23%, в Норвегии - 53%.
Широкое развитие в этой связи должна получить сельская кредитная кооперация и создание сельскохозяйственных кооперативных банков. Кооперативные банки призваны играть важную роль в аккумулировании свободных денежных средств населения, кредитования сельского хозяйства и развитии социальной инфраструктуры села.
Важнейшим аспектом государственного регулирования является страхование урожаев и поголовья скота. Государственные органы страхования должны возмещать ущерб, нанесенный сельскохозяйственным предприятиям в результате стихийных бедствий, болезней, пожаров.
Государственное регулирование
имеет не только экономический, но и
административно-контрольный
Государственная поддержка сельских товаропроизводителей должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов и местных бюджетов в соответствии с уровнем принимаемых решений. Механизм поддержки на разных уровнях не должен препятствовать работе предприятий и нормальному функционированию рынка.
Прямая государственная
поддержка направлена на стимулирование
эффективности
Бюджетные дотации выплачиваются для возмещения затрат, не покрываемых по объективным причинам реализационными ценами на продукцию, произведенную в основных зонах товарного производства. В свою очередь бюджетные компенсации должны выплачиваться для обеспечения минимального уровня эффективного потребления отдельных средств производства, удорожание которых не компенсируется повышением цен на сельскохозяйственную продукцию.
Таким образом, с помощью
дотаций и компенсаций
Основными рычагами государственного регулирования являются ценовая, кредитная политика, бюджетные ассигнования, налоговая система и защита товаропроизводителей (схема №2).
В целях стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции государство может осуществлять закупочные и товарные интервенции а также залоговые операции. Закупочные интервенции проводятся в форме организации закупок и проведении залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Товарные интервенции представляют собой организацию распродажи сельскохозяйственной продукции из федерального и регионального продовольственных фондов.
Участие государства в залоге сельскохозяйственной продукции осуществляется в форме:
Выделения бюджетных ресурсов;
Предоставления кредитов;
Компенсации затрат по хранению
и обработке
Закупочные интервенции
проводятся тогда, когда рыночные цены
на продукцию опускаются ниже минимального
уровня или если товаропроизводители
не могут реализовать свою продукцию
в связи с сокращением спроса
на нее. Товарные интервенции осуществляются
в том случае, когда на рынке
наблюдается дефицит
Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции выступают рыночные или договорные цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения. Наряду с рыночными, применяются гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию. Они используются тогда, когда средние рыночные цены ниже гарантированных или если реализация продукции осуществляется непосредственно государству.
Гарантированные цены рассчитываются на основе целевой цены и устанавливаются органами государственной власти. Они должны обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов в размерах, обеспечивающих расширенное воспроизводство на предприятиях. Перечень сельскохозяйственной продукции, объем ее реализации, уровень гарантированных цен и порядок их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Целевые цены применяются
для обеспечения паритетного
соотношения цен на промышленную
и сельскохозяйственную продукцию,
а также для покрытия расходов,
связанных с взиманием налогов,
уплатой процентов по кредитам и
других платежей. Целевые цены используются
в качестве основы для установления
гарантированных цен на сельскохозяйственную
продукцию, залоговых ставок при
залоге продукции, а также при
расчете дотаций и компенсаций
сельскохозяйственным товаропроизводителям,
предусмотренных
На поддержку и регулирование агропромышленного производства из ресурсов федерального бюджета выделяются средства которые используются для:
Краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержание необходимых запасов;
Долгосрочного кредитования;
Залога сельскохозяйственной продукции;
Авансирования закупок сельскохозяйственной продукции на государственные нужды;
Лизинга в сфере агропромышленного производства;
Предоставлении кредитным кооперативам
долгосрочных кредитов при формировании
их уставного капитала, если более 50% данного
капитала принадлежит юридическим и физическим
лицам.
3) Проблемы с/х в России
Современное состояние сельского хозяйства в России оставляет желать лучшего. Наметившийся в конце 90-х годов рост производительности в 2002 году снова стал снижаться, что видно из приведенной таблицы (см. таблицу №1 в приложении).
Россия по уровню техники и технологии в сельском хозяйстве отстает от передовых стран на 40 лет. Только два процента ее сельскохозяйственных угодий обрабатываются по технологиям сберегающего земледелия. Из-за нашей отсталости потери урожая достигают 30 %. Удельные затраты электроэнергии у нас в несколько раз выше, чем в США и в Западной Европе. В России в сельском хозяйстве трудятся 13 % всего трудоспособного населения страны, что в 2 - 4 раза больше, чем на Западе.
Существует целый ряд
проблем преодоления отсталости
российского сельского
1. Высокие цены на горючее,
которые делают невозможным
2. Высокие процентные
ставки на кредит 15 - 16 %. Но банки
не могут снизить процентные
ставки, т. к. они не уверены
в возврате кредитов, поскольку
в сельском хозяйстве, где
3. Высокие таможенные
пошлины на
4. Социальные проблемы
сельских жителей: необходимо
строительство жилья на селе,
улучшение социальных условий
для крестьян. Хозяевами на селе
стали крупные корпорации, не
заинтересованные в
Проблемы макроэкономического характера, которые создают трудности для сельскохозяйственных предприятий приведены в таблице №2 (см. приложение).
Перед такой важной отраслью
российского сельского
Информация о работе Государственная поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию