Эффективность использования земли и мероприятия, способствующие полному использованию сельскохозяйственных земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотреть земельные ресурсы ОАО ПСХ «Энергетик» и формирование земельного рынка.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть специфику земли как фактора производства.
2. Выявить особенности земли как фактора сельскохозяйственного производства.
3. Определить экономическую и стоимостную оценку земельных участков.
4. Рассмотреть мероприятия, способствующие эффективному использованию земли.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……......3

Глава 1. Земля как фактор производства

Значение, состав и структура земельных ресурсов……………………...….5
Земельные отношения и рынок земли…………………………………...…13
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО ПСХ «Энергетик»

2.1 Наименование и месторасположения предприятия……………………….24

2.2 Размер предприятия ОАО ПСХ «Энергетик»……………………………..25

2.3 Специализация предприятия и его дополнительные отрасли…………….26

2.4 Обеспеченность предприятия основными средствами…………………..27

Глава 3. Эффективность использования земли и мероприятия, способствующие полному использованию сельскохозяйственных земель в ОАО ПСХ «Энергетик»

3.1 Использование земли в ОАО ПСХ «Энергетик»………………………….29

3.2 Мероприятия, способствующие эффективному использованию земли…33

Выводы и предложения…………………………………………………………37

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 264.00 Кб (Скачать документ)
 

     Основными землепользователями в Российской Федерации являются сельскохозяйственные предприятия (кооперативы, акционерные общества, товарищества, и др.) На их долю приходится до 80% земли сельскохозяйственного назначения. В них сконцентрировано 549 млн. га земельных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий 165,8 млн. га (83,2 % общей их площади), пашни – 108,6 млн. га (87,2 %), сенокосов и пастбищ  55,8 млн. га (76 %). В сельскохозяйственных предприятиях за годы аграрной реформы площадь всех видов сельскохозяйственных угодий сократилась, за исключением площади залежи, которая с каждым годом возрастает. [10, стр. 72-73]

     В России провозглашено многообразие форм земельной   собственности – государственной, муниципальной, частной – и их равенство в условиях многоукладной экономики. К государственной собственности относятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований. Это исключает существование земли и других природных ресурсов в качестве бесхозного имущества. Часть земли, находящейся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями (учебно-производственными хозяйствами, опытно-производственными хозяйствами и др.) во владение, пользование и распоряжение.

     Земельные ресурсы, находящиеся в муниципальной  собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями во владение, пользование, распоряжение.

     В Российской Федерации в частной  собственности находится 129,6 млн. га сельхозугодий (65,6% их общей площади); из них земельные доли сельскохозяйственных жителей занимают 117,6 млн. га. Большинство земельных долей (91,8%) передано сельскохозяйственным предприятиям на разных правовых условиях. В фермерских хозяйствах сконцентрировано 13,5 млн. га (6,9%), в личных подсобных хозяйствах – 11,9 млн. га (6%), в государственной собственности – 68 млн. га сельскохозяйственных угодий (34,4%).

     Значительная  часть сельскохозяйственных угодий России  неблагоприятна для возделывания сельскохозяйственных растений. Более  половины сельхозугодий излишне  увлажнены, имеют повышенную кислотность, засолены, подвержены водной и ветровой эрозии. Три четверти общей площади пашни расположены в районах рискованного земледелия и с недостаточной влагообеспеченностью. [7]

     Из  всех деградационных процессов наибольшую опасность по последствиям представляет эрозия. Различным ее видам подвержена четвертая часть всех сельскохозяйственных угодий (54 млн. га), в том числе почти треть пашни (36 млн. га). Наибольшая доля приходится на земли, подверженные водной эрозии (18,6%). Удельный вес деформированных земель составляет 5,8% общей площади сельхозугодий.

     Основные  направления рационального  использования земельных  ресурсов и их охраны определяются следующими долгосрочными целями:

     - стабилизация природной среды  путем создания системы средостабилизирующих  и особо охраняемых территорий, способных поддерживать экологический баланс;

     - вовлечение в сельскохозяйственное  производство выбывших из сельскохозяйственного  использования земель;

     - предотвращение деградации земель;

     - восстановление утраченных вследствие  нерациональной хозяйственной деятельности и деградации первоначальных свойств и качеств земельных угодий, соответствующих окружающим природным условиям;

     - переход на ресурсосберегающие  технологии и системы хозяйственного  использования земель.

     В решении этих проблем большая  роль принадлежит федеральным целевым программам, как важнейшему средству реализации политики государства, активного воздействия на экономические и экологические процессы.

     Рациональное  использование земельных ресурсов предполагает ведение их мониторинга, который представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда и предназначен для своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга являются все земли Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, её целевого назначения и характера использования.

          При введении мониторинга земель  выявляются следующие процессы:

  • эволюционные (связанные с естественноисторическими процессами развития);
  • цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными колебаниями природного характера);
  • антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);
  • чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями и др.)

    Основные  задачи мониторинга земель:

- своевременное  выявление изменений в состоянии  земельного фонда, их оценка, прогноз  и выработка рекомендаций по  предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

- информационное  обеспечение государственного земельного кадастра, рационального контроля за использованием и охраной земель.

          Содержание мониторинга составляют  систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за  состоянием земель, оценка состояния  землепользований, угодий, полей, участков, отслеживание процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почвы, заболачивание и засоление), зарастанием и закустариванием сельскохозяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами.

         По результатам оценки состояния  земель составляют оперативные  сводки, доклады, научные прогнозы  и рекомендации; к ним прилагают  тематические карты, диаграммы и таблицы, характеризующие динамику и направление развития изменений, прежде всего негативный характер. [2] 
 

    1. Земельные отношения и рынок  земли
 

         Земельные отношения включают отношения собственности на землю, а также отношения, возникающие в ходе ее оборота и процессе взимания, распределения и использования платы на землю.

       Земельный оборот представляет собой систему перераспределения земель различного целевого назначения между собственниками, владельцами и пользователями земельных участков. Эта система включает различные операции с землей: аренду, куплю-продажу, наследование, дарение, залог и др.

         В Российской Федерации земельный  оборот постепенно интенсифицируется.  В 2003г. По сравнению с 1997г.  Число сделок возросло с 4 до 5,6 млн., а площадь земли в обороте увеличилась с 23,5 до 72,2 млн. га; средний размер участка, задействованного в обороте во всех его формах, увеличился с 1,3 до 13,9 га. [9, стр. 25-26]

         Из всех форм земельного оборота  наибольшее распространение получила аренда; на ее долю приходится 90% сделок с землей. Число зарегистрированных договоров увеличилось за анализируемые годы с 3,6 до 5,0 млн., а площадь земель, переданных в аренду, возросла с 23,4 до 72,0 млн. га. Арендодателями в сельской местности являются местные органы власти, сельскохозяйственные предприятия и граждане.

       Доля граждан и их объединений  в общем числе сделок по  аренде земли достигает 90%, тогда  как сельскохозяйственных предприятий  – только 3%. Однако размер арендуемой  площади больше у сельскохозяйственных предприятий; им передано в аренду 81% земель, гражданам и их объединениям – 14,2%; остальное приходится на предприятия несельскохозяйственной специализации.

         В отличие от аренды купля-продажа  земельных участков распространена  гораздо меньше, хотя с каждым годом число таких сделок растет. В 2003г. Количество сделок по купле-продаже земли между гражданами и юридическими лицами составило 306,2 тыс.; по сравнению с 1997г. Их число увеличилось на 15%. Также возросло количество операций по продаже государственных и муниципальных земель – с 20,9 до 24,5 тыс., или на 17,2%.

           В 2002г. были проданы земельные  участки общей площадью 89 тыс.га около 70% числа сделок и площади проданной земли относится к сфере личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства. В некоторых областях в соответствии с местным законодательством происходила купля-продажа сельскохозяйственных угодий, которая с вступлением в силу в январе 2003г. закона РФ «ОБ обороте земель сельскохозяйственного назначения» должна приобрести более массовый характер на всей территории страны.

          К основным причинам, сдерживающим  нормальное функционирование земельного  оборота, относятся:

- противоречивость  современной концепции регулирования  земельных отношений;

-  отсутствие  эффективной правовой основы  для развития земельного оборота,  как на федеральном уровне, так  и на местах;

- слабое  развитие инфраструктуры земельного  рынка, которая явно не соответствует  его потребностям во многих  регионах страны;

- многочисленные барьеры, возникающие при реализации прав земельной собственности, связанные, прежде всего, с выделением земельных участков в натуре, сложностью процедур правового, организационного и технического оформления сделок; особенно это касается реализации прав собственности владельцев земельных долей.

           Землевладение и землепользование  в Российской Федерации являются  платными. Целью введения платы  за землю является стимулирование  рационального землепользования, охраны  и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества.

           Плата за землю существует в трех формах: земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли.

          Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, а также все землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. На сельскохозяйственные угодья он устанавливается с учетом их состава,  качества и местоположения. Средние размеры земельного налога с 1 га пашни по республикам, краям  и областям установлены Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон оплате на землю».  В соответствии с этим документом ставка земельного налога с 1 га пашни колеблется от 0,67 руб. до 4,95 руб. [10, стр. 74-76]

         Средства, поступающие в бюджет от земельного налога, должны использоваться на следующие цели:

- финансирование  мероприятий по землеустройству,  разработке и ведению земельного  кадастра, охране земель и повышению  их плодородия, освоению новых  земель;

- инженерное  и социальное обустройство территории;

- финансирование  хозяйств, ведущих сельскохозяйственное  производство на землях низкого  качества.

          В настоящее время земельный  налог пока не выполняет функцию  эффективного регулятора земельных  отношений, так как составляет всего около 5% от общей суммы налогов, взимаемых с сельскохозяйственных товаропроизводителей.

          Арендная плата вносится за земли, переданные в аренду; ее размер устанавливается договором. Величина арендной платы в значительной степени зависит от целевого использования земельных участков и их местоположения. Так, средняя арендная плата по стране за 1м2 земельных участков, расположенных в городах и поселках и переданных предприятиям торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания в 2002г. составило 49,3 руб., а в сельских населенных пунктах за аналогичные участки – 3,5 руб. Сельскохозяйственные предприятия платили в среднем за землю от60 до 150 руб. с 1 га.

        Нормативная цена  земли используется с целью экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно- долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельных участков.

         Рыночная цена  земли формируется в процессе купли-продажи земельных участков, то есть зависит от величины спроса и предложения. Владелец земельного участка в нормальной ситуации продаст его лишь в том случае, если полученная за него сумма, будучи помещенной в банк, принесет в виде процента доход на меньший, чем получаемая с данного участка рента.

       Цена земли – это капитализированная  годовая земельная рента, которую  рассчитывают по формуле 

Ц = Р/П * 100, 

      где Ц – цена земельного участка, руб.; Р  - земельная рента, руб.; П – ссудный процент. 

       Цены на землю имеют устойчивую тенденцию к росту; особенно высоки они на земельные участки в городах и поселках под индивидуальное жилищное строительство. Экономической основой цены земли, земельного налога и арендной платы служит земельная рента как форма реализации права земельной собственности. Так, при аренде доход земли делится на две части: прибыль предпринимателя (арендатора) и ренту (доход земельного собственника).

Информация о работе Эффективность использования земли и мероприятия, способствующие полному использованию сельскохозяйственных земель