Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:09, курсовая работа
Принципиально важными положениями является прямое указание закона о том, что, во-первых, право землепользования является вещным правом, и во-вторых, к праву землепользования применяются нормы о праве собственности, поскольку оно не противоречит Земельному кодексу или природе вещного права (ст. 28 Земельного кодекса).
Значительным прорывом в развитии начал рыночной экономики явилось решение вопроса о частной собственности на землю, возможность которой была вправе предусмотрена в новой Конституции.
ФАКУЛЬТЕТ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛЛЕДЖ КазНУ им. Аль Фараби
КАФЕДРА « ПРАВОВЕДЕНИЕ »
Курсовая работа
на тему:
Право землепользования и сервитуты
Выполнила: Рай А.К
Проверил: Сатыбалдинов Ж.Д
Алматы 2012
Право землепользования
Принципиально важными положениями является прямое указание закона о том, что, во-первых, право землепользования является вещным правом, и во-вторых, к праву землепользования применяются нормы о праве собственности, поскольку оно не противоречит Земельному кодексу или природе вещного права (ст. 28 Земельного кодекса).
Значительным прорывом в развитии начал рыночной экономики явилось решение вопроса о частной собственности на землю, возможность которой была вправе предусмотрена в новой Конституции. Здесь надо обратить внимание на то, что в качестве общего правила в пункте 3 статьи 6 Конституции закрепляется государственная собственность на землю, ее недра и другие природные ресурсы.
Частная собственность допускается только на землю и только как исключение на основаниях, исключениях и в пределах , установленных законом.
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О земле», подписанный 22 декабря 1995 года, закрепил частную собственность на землю в довольно узких пределах. В первую очередь , это земли , на которых расположены строения и сооружения, как производственные, так и непроизводственные, в том числе жилые. Эти земли могут быть в частной собственности граждан и юридических лиц. Кроме того, в собственности граждан РК могут находится участки, предоставленные (предоставляемые) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства.
Право землепользования определенное Указом Президента РК, имеющем силу Закона, от 22 декабря 1995 года «0 земле», как право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности. бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное пользование). Землепользователь вправе распоряжаться принадлежащим ему правом землепользования в случаях и пределах установленных Указом (подпункт 12 статьи 1 Указа «0 земле»).
Из этого определения вытекают следующие выводы:
1)право землепользования является вещным правом, производным от права
государственной собственности на землю;
2) право землепользования может возникнуть у государственных и
негосударственных в том числе иностранных землепользователей;
3) землепользователь обладает правом владеть и пользоваться земельным
участком. Права распоряжения земельным участком у него нет. Однако, Указом о земле ему предоставлено право распоряжения самим правом пользователя.
Это не вещное, а обязательственное право.
Вещное право распоряжения земельным участком осталось за государством.
Это означает, что если землепользователь имеет земельный участок на правах аренды, он имеет права владения и пользования земельным участком, но распоряжаться им он не может. Но он может продать или заложить право аренды земельного участка. Таким образом, собственником земли осталось государство, сохраняется те же аренда земельного участка, объем прав не изменился, но поменялся арендатор. Новый арендатор заменил старого в отношения с государством;
4)в зависимости от сроков владения и пользования земельным участком землепользования делится на бессрочное (постоянное землепользование) и срочное (временное землепользование).
Постоянное землепользование заменило собою право пожизненного наследуемого владения, право бессрочного владения землей государственными предприятиями и учреждениями, а также колхозами и совхозами (пункт 1 статьи 40 Указа).
Право временного землепользования может быть предоставлено на основании договора аренды или договора временного безвозмездного землепользования (пункт 4 статьи 38 Указа).
Указом о земле установлены ограничения для иностранных землепользователей, которые не мог иметь право постоянного землепользования ( пункт 2 статьи 40 Указа). Однако, они могут, как и национальные землепользователи, получать землю в аренду до 99 лет (пункт 1 статьи 41 Указа).
Указ о земле предусматривает три пути возникновения права землепользования:
1)предоставление права землепользования - наделение лица право землепользованием непосредственно государством;
2)передача права землепользования - наделение правом землепользователем;
3)переход права землепользования в порядке универсального правопреемства при возникновение права землепользования у правопреемника при наследовании по закону и реорганизации юридического лица ( статья 37 Указа «О земле»).
Основные особенности права землепользования как вещного права можно свести к следующим моментам:
а) перехода права землепользования в порядке универсального правопреемства (наследование и реорганизация юридического лица землепользователя – ст. 40 Земельного кодекса),
б) передаче по договору другому лицу. Причем это возможно как посредством распоряжения самим правом землепользования, так и посредством передачи принадлежащего земельного участка другому лицу на праве вторичного землепользования (ст. 33 Земельного кодекса);
Наиболее существенные изменения внесены 39 Указа передача права производится на основе гражданско-правовых сделок (купли- продажи, дарение, мены, аренды, временного безвозмездного пользования и другими).
Негосударственные землепользователи распоряжаются этим правом свободно, без какого-либо разрешения государственных органов.
Они могут продавать, дарить, сдавать во вторичное землепользование, менять, переуступать в иных формах, сдавать в залог, завещать, вносить взноса в уставные фонды хозяйственных товариществ или пая в имущество коллективов, в том числе с иностранным участием, а также совершать в отношении этого общества иные сделки, не запрещенные гражданским и земельным законодательством (статья 43 Указа). Это касается и постоянных,и временных землепользователей, с единственным исключением, что для временных землепользователей действие этих прав ограничивается сроком аренды или временного безвозмездного землепользования. ( статья 41 Указа )
У государственных землепользователей права распоряжения земельными участком ограничены и связаны с возможностью распоряжения строением, расположенным на этом земельном участке (статья 44 Указа). Практически правовой режим осуществления права частной собственности на землю и права землепользования оказался почти одинаковым. Право землепользования в соответствии с новым земельным законодательством сконструировано как сильное вещное право, обеспеченное мощной правовой защитой и возможностью свободного распоряжения этим правом.
Наиболее существенное отличие между этими двумя вещными правами заключается в различной степени защищенности от принудительного изъятия земельного участка.
У собственников, и государственных землепользователей земельный участок может быть изъят путем выкупа в судебном порядке земельных участков, используемых не по назначению (в течение 3 лет) или используемых с нарушением законодательства (статьи 71-72 Указа). У собственника по этим основаниям земельный участок изъять нельзя. Если он будет грубо нарушать законодательство, что повлечет серьезное последствия, земельный участок можно безвозмездно изъять в судебном порядке, только в виде санкции за совершение преступления ( статья 74 Указа).
Сервитут
Сервитутом называется право пользования чужой вещью, которое устанавливается либо в пользу определенного лица, либо для получения выгоды от эксплуатации чужого земельного участка. Наиболее развернутую регламентацию в законодательстве получил последний вид сервитута, именуемый земельным .
Земельный сервитут определен в качестве права ограниченного целевого пользования чужим земельным участком, в том числе для прохода, проезда, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций, охотничьего хозяйства и иных нужд (п. 36 ст. 12 Земельного кодекса).
Земельный сервитут возникает:
1) непосредственно из нормативного правового акта;
2)на основе договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем;
3)на основе акта местного исполнительного органа;
4)на основании решения суда;
5)в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 2 ст. 67 Земельного кодекса).
Земельный кодекс содержит правило о том, что если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основе акта местного исполнительного органа, он может быть обжалован в судебном порядке заинтересованным в установлении сервитута лицом, собственником или землепользователем (п. 4 ст. 67 Земельного кодекса). В подобных ситуациях собственник или землепользователь наряду с указанным правилом может применить положения ст. 267 ГК и обратиться с иском в суд о признании соответствующего акта недействительным.
Земельный кодекс ввел легальное понятие "публичных сервитутов", которые могут быть установлены на основании нормативных правовых актов местных исполнительных органов в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения, без изъятия земельных участков для следующих целей:
1) прохода или проезда через земельный участок к объектам общего пользования, кладбищам, погребениям и иным культовым объектам;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) забора воды и водопоя;
5) прогона скота через земельный участок;
6) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
7) временного использования земельного участка в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
8) свободного доступа к прибрежной полосе;
9) использования земельного участка для проведения культурно-массовых мероприятий по решению государственных органов;
10) в иных случаях, связанных с общественными и государственными интересами (п. 4 ст. 69 Земельного кодекса).
При этом собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе требовать от органа государственной власти, установившего публичный сервитут, соразмерную плату, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти, установившим публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (п. 7 ст. 69 Земельного кодекса).
Государственной регистрации подлежат возникновение, изменение и прекращение сервитута, кроме сервитутов, установленных в законодательных актах (ст. 75 Земельного кодекса).
В качестве оснований прекращения сервитута законодатель называет следующие:
1) отказ правообладателя;
2) длительного неиспользования (3 года);