Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:29, курсовая работа
Приобретение технических знаний, навыков и опыта в области стандартизации норм точности - обязательная составляющая часть профессиональной подготовки инженера-механика.
Важнейшее свойство совокупности изделий - взаимозаменяемость, в значительной мере определяет технико-экономический эффект, получаемый при эксплуатации современных технических устройств.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ......................................................................................................
1. ВЫБОР ПОСАДОК МЕТОДОМ ПОДОБИЯ.......................................
1.1. Выбор посадок для гладких цилиндрических соединений..........
1.2. Выбор посадок для шпоночных соединений...............................
1.3. Выбор посадок для шлицевых соединений .............................
2 ВЫБОР ПОСАДОК РАСЧЕТНЫМ МЕТОДОМ.................................
2.1. Расчет и выбор посадок с натягом..................................................
3.РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ.......
4 РЕШЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ................................
4.1 .Решение линейных размерных цепей методом полной
взаимозаменяемости...................................................................................
4.2.Решение линейных размерных цепей вероятностным методом..
ЛИТЕРАТУРА............................................
1.3. Выбор посадок для шлицевых соединений Вместо шпоночного соединения зубчатое колесо - вал назначить шлицевое зубчатое колесо - вал. Обосновать выбор метода центрирования, системы, посадок. Определить предельные отклонения выбранных полей допусков центрирующих и нецентрирующих параметров. Построить схемы расположения полей допусков. Вычертить эскизы шлицевого соединения и его деталей в поперечном сечении, показать их условные обозначения. Назначить шероховатости поверхностей деталей шлицевого соединения. Обосновать выбор средств измерения для комплексного и поэлементного контроля деталей соединения. Решение. Используем в соединении шлицевое соединение с прямобочным профилем. Определяем серию шлицевого соединения. Из условия прочности расчета на смятие σсм = Tn/([SF] l) £[σсм] стр.51[1] где: [sF] - суммарный статический момент площади рабочих поверхностей соединения относительно оси вала мм³/мм, l - длина шлицевого соединения, l=50 мм, [σсм] - допускаемые напряжения смятия для материала вала (для стали [σсм] = 40МПа). Определяем [sF]: [sF] =(Т/[σсм] l) = 955*103/(40*50)=477,5 мм³/мм. Применяем шлицевое прямобочное соединение легкой серии табл.4.5 стр.60 [1] (z*d*D =8*62*68) для которого [sF] =520 мм³/мм. Так как заданное шлицевое соединение неподвижное, передача нереверсируемая, то такие условия не требуют точного центрирования втулки относительно вала. Перечисленные особенности заданного шлицевого соединения определяют способ его центрирования по наружному диаметру-D. По табл. 4.71 (ч.2 с.250) определяем серию и размер b прямобочного шлицевого соединения. Поля допусков и посадки для размеров b и D выбираем по табл.4.73 (ч.2 с.253). Поля допусков нецентрирующего диаметра - d выбираем по табл.4.75 (ч2. с.253). Окончательный
способ механической обработки и
шероховатость поверхностей деталей
назначаем по табл.2.66 (ч. I.e.517). Результаты
выбора посадок, окончательного механического
метода обработки и шероховатости поверхностей
деталей сводим в табл. 1.4. | ||||||
03.48.318.00.000 ПЗ | Лист | |||||
10 | ||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата |
Таблица1.4 Поля допусков, виды обработки и деталей шлицевого соединения D-8x62х68H7/f7x12F8/f8
Рассчитаем предельные зазоры по центрирующим параметрам: По размеру D: Smax = ES - ei = +0,030-(-0,060)=0,090 мм. Smin = EI - es = 0-(-0,030)=0,030 мм. По размеру b: Smax=ES-ei= 0,043-(-0,043)=0,086 мм.
Smin=EI- es= 0,016-(-0,016)=0,032 мм. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.48.318.00.000 ПЗ | Лист | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата |
Рассчитаем предельные
зазоры по центрирующему параметру
d.Наименьший зазор Smin не вычисляем, т.к.
не установлено es.Для определения Smax находим
наибольший предельный размер внутреннего
диаметра втулки
Dmax=D+ES=62+0,19=62,19 мм. Затем по ГОСТ 1139-80 находим предельный размер вала d1=48,7 мм, вычисляем Smax=Dmax-d1=62,19-48,7=2, Контроль
шлицевых соединений осуществляется комплексными
и поэлементными методами. Пробковыми
и кольцевыми комплексными калибрами
контролируется взаимное расположение
поверхностей соединения. Поэлементный
контроль охватывает диаметры валов, отверстий,
толщину зубьев и ширину впадины отверстия.
Поля допусков, назначенные на элементы
деталей шлицевого соединения и указанные
в условном обозначении, контролируют
в условном обозначении, контролируют
независимо друг от друга специальными
гладкими калибрами. | ||||||
03.48.318.00.000 ПЗ | Лист | |||||
12 | ||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата |
2.1 Расчет и выбор посадок с натягом Вместо шпоночного соединения зубчатое колесо - вал рассчитать и выбрать посадку с натягом. Построить схему расположения функциональных полей допусков деталей сопряжения. Вычертить эскизы сопряжения и его деталей и указать посадку, предельные отклонения размеров, шероховатость сопрягаемых поверхностей. Решение Согласно условия задания заменяем шпоночное соединение соединением с натягом. Передаваемый крутящий момент Т=955 Нм, осевая сила Fa=0 H, диаметр вала d =75 мм, наружный диаметр ступицы D = 1.6d =1.6*75=120 мм стр.165 [I]. 1.
Расчет наибольшего Определяем величину наибольшего допускаемого давления на сопряженных поверхностях деталей: втулки Рmax=0.58 σTD[1- (d/D)2] = 0,58х35*107х [1-(75/120)2] =123.7*106 Па вала Рmax= 0.58 σTD[l- (d1/d)2] = 0,58х35*107x[1-(0/75)2] = 203 Мпа. (d1=0 так как вал сплошной) где: σт - предел текучести материала деталей при растяжении. Согласно теории наибольших касательных напряжений, наиболее близко соответствующей экспериментальным данным, условие прочности деталей заключается в отсутствии пластической деформации на контактной поверхности втулки. Для снижения пластических деформаций берется наименьшее из двух значений." Рдоп=123.7 МПа Наибольший расчетный натяг, при котором возникает наибольшее допускаемое давление Pдоп, находят по формуле: Nmax =
Рmax*d*(СD/ED
+ Cd /Ed) = 123,7х106x0,075*(0,7+2,6)/ Значение коэффициентов Ляме (коэффициент жесткости деталей): Сd= [1+ (d/D)2] / [1- (d/D)2] + μ= [1+ (75/120)2] / [1- (75/120)2] +0,3 =2.6 Cd= [1+ (d1/d)2] / [1- (d1/d)2] - μ= [1+ (0/75)2] / [1- (0/75)2] - 0,3 = 0,7. μ - коэффициент Пуассона, для стали μ =0.3. Е- модуль упругости для материалов деталей, входящих в соединение (для стали Е= 2х 1011 Н/м2 табл. 1.06 стр335[2]) Определяем величину наибольшего функционального натяга с учетом смятия микронеровностей: Nmax
F = Nmax доп +u=153,1+10,25=163,35 мкм | ||||||
03.48.318.00.000 ПЗ | Лист | |||||
13 | ||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата |
Где: u- поправка на смятие микронеровностей (для стальных деталей) u=
5*(RaD
+ Rad )=5*(1.25+0.8)=10.25мкм 2.
Расчет наименьшего Определяем величину наименьшего допустимого давления на сопряженных поверхностях деталей: Pmin=2T/(πd21f1) [6]стр.211 Pmin=2*955*/(3,14*0,075²* Определяем величину наименьшего расчетного натяга Nmin pacч = Pmin*d [(Cd/Ed) + (Cd /Ed)] =13,5*106*0,075*(0,7+2.6)/2 *1011 =16,7 мкм. Определяем величину наименьшего функционального натяга NminF = Nmin расч + 5*(RaD + Rad )= 16,7+5*(1.25+0.8)=26,95 мкм. 3.
Выбор посадки. По предельным
функциональным натягам (NmaxF, NminF)
выбирается посадка, удовлетворяющая
условиям: 1.1. NmaxT < NmaxF на величину запаса прочности соединения при сборке
(технологический запас Nз.c. = NmaxF - NmaxT 1.2.
NminT > NminF на величину запаса прочности
соединения при эксплу Nз.e. = NminT — NminF . 1.3. Nз.e>Nз.c., т.к. запас прочности деталей при сборке Nз.с. нужен только для случая возможного понижения прочности материала деталей и повышения усилий запрессовки из-за возможных перекосов соединяемых деталей, колебания коэффициента трения и температуры. Посадка выбирается в системе отверстия из числа предпочтительных или рекомендуемых ГОСТ 25347-82. По табл. 1.49 (/2/ ч. 1, с. 156) выбираем посадку: Æ75Н7/u7 у которой NmaxT= 132 мкм, NminT =42 мкм Nз.с. = NmaxF -NmaxT = 163,35 - 132=31,35 мкм N3.e. = NminT - NminF =42-26,95=15,05 мкм. Определяем коэффициент запаса точности выбранной посадки: Кt= (NmaxT-NminF) / Тn = (TN+Nз.c) / Tn = (132-26,95) /60=1,75 >1 Рекомендуется значение Кт =1.. .2. Следовательно, посадка выбрана верно. Вычерчиваем
схему расположения полей допусков и эскизы
соединения и его деталей с нанесением
соответствующих размеров и обозначений. | ||||||
03.48.318.00.000 ПЗ | Лист | |||||
14 | ||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата |
З РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 1
Для подшипникового узла ( 2
Установить вид нагружения 3
Рассчитать по заданной 4
Выбрать и обосновать посадку
местно или колебательно 5 Рассчитать предельные размеры деталей подшипникового узла, предельные и средние натяги и зазоры в сопряжениях. 6 Построить схемы расположения полей допусков сопрягаемых деталей. 7
Выполнить проверку наличия 8
Определить шероховатость и положения посадочных и опорных торцовых поверхностей заплечиков вала и отверстия корпуса. 9 Определить допуски соосности посадочных поверхностей вала и корпуса. 10
Обозначить посадки 11
Вычертить эскизы вала и Решение Расчет ведем по наиболее нагруженному подшипнику. Это подшипник в опоре А (левая опора). RA=10,311 кН подшипник №311. 1.
Учитывая, что редуктор нельзя
отнести к разряду 2.
По табл.4.88(/2/ ч.2, с.284) и чертежу
узла устанавливаем вид 3. Выбор поля допуска цапфы вала, сопрягаемого с циркуляцинно нагруженным внутренним кольцом подшипника, производим по интенсивности радиальной нагрузки. Интенсивность радиальной нагрузки определяется по формуле PR=R/b*К1*К2*К3 = 10,311/(29-2*3)*1*1*1= 448 Н/м. Допускаемые значения pr, подсчитанные по средним значениям посадочных натягов, приведены в табл.4.92/2/ ч.2, с.287. Назначаем допуск вала js6. Заданным условиям соответствует поле допуска цапфы Æ55js6. 4. Методом аналогии по табл.4.89, 4.93, 4.94 /2/Ч.2. с.285-289 выбираем допуск наружного кольца подшипника - 120Н7. 5. Определяем по ГОСТ 520-89 предельные отклонения средних диаметров колец подшипника качения: наружного D =120 мм ( es =0, ei = -0,015 мм), внутреннего d=55 мм,(ES=0, EI =-0,015 мм). По ГОСТ 25347-89 определяем предельные отклонения вала: Æ55 js6 es = +9,5 мкм, ei = -9,5 мкм, и отверстия в корпусе Æ120 Н7 ES = + 35 мкм, EI = 0 мкм. В
табл.3.1 приведены результаты выбора
посадок подшипника № 311 для заданных
условий работы. | ||||||
03.48.318.00.000 ПЗ | Лист | |||||
15 | ||||||
Изм | Лист | № докум | Подп | Дата |