Роль информационно-консультационной службы в развитии АПК России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 04:23, реферат

Описание

Структурой, которая осуществляет доступ к современной информации, помогает принятию обоснованных решений в новых экономических условиях, является информационно-консультационная служба (ИКС).
Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности АПК играет ведущую роль в развитии производства, переработке и продаже сельхозпродукции. В России созданы и функционируют уже десятки региональных и районных ИКС и число их постоянно увеличивается.
Сельхозтоваропроизводители и сельское население нуждаются в повседневной информации, консультациях и постоянном повышении своего образования. ИКС выполняет широкий спектр работ, начиная от проведения индивидуальных бесед и консультаций и кончая показом новых методов управления производством, учебой взрослого сельского населения. Правильное использование информации позволяет сельхозтоваропроизводителям АПК твердо занять свою рыночную нишу и выбрать наиболее рациональную организацию производства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…3
1. Современное состояние информационно-консультационной службы АПК.4
1.1. Роль ИКС АПК России……………………………………...…………...4
2. Развитие ИКС АПК России: вклад проекта АРИС…………………..…..…10
2.1.Цель и задачи ИКС ……………………………………………....……...11
2.2. Функции ИКС АПК……………………………………………….….…11
2.3.Структура ИКС АПК…………………………………………….……....13
2.4. Принципы ИКС АПК России………………………….……...…..……15
Заключение……………………………………………………...………………..19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 71.31 Кб (Скачать документ)

ФГОУ  ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет» 
 
 
 
 
 

                  Кафедра организации 

                  технологических процессов 
                   
                   
                   
                   

РЕФЕРАТ

на тему:

«Роль информационно-консультационной службы

в развитии АПК России» 
 
 
 
 

Выполнила студентка 

экономического  факультета

отделения экономики и управления

54 группы

Кандаурова  А.М. 
 
 
 

   Оренбург  – 2011

      Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………..…3

1. Современное  состояние информационно-консультационной  службы АПК.4

   1.1. Роль ИКС АПК России……………………………………...…………...4

2. Развитие  ИКС АПК России: вклад проекта  АРИС…………………..…..…10

   2.1.Цель  и задачи ИКС ……………………………………………....……...11

   2.2. Функции ИКС АПК……………………………………………….….…11

   2.3.Структура  ИКС АПК…………………………………………….……....13

   2.4. Принципы ИКС АПК России………………………….……...…..……15

Заключение……………………………………………………...………………..19

Список  использованной литературы…………………………………………...21

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

    Структурой, которая осуществляет доступ к современной  информации, помогает принятию обоснованных решений в новых экономических  условиях, является информационно-консультационная служба (ИКС).

    Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве и  перерабатывающей промышленности АПК  играет ведущую роль в развитии производства, переработке и продаже сельхозпродукции. В России созданы и функционируют  уже десятки региональных и районных ИКС и число их постоянно увеличивается.

    Сельхозтоваропроизводители  и сельское население нуждаются  в повседневной информации, консультациях  и постоянном повышении своего образования. ИКС выполняет широкий спектр работ, начиная от проведения индивидуальных бесед и консультаций и кончая показом новых методов управления производством, учебой взрослого сельского  населения. Правильное использование  информации позволяет сельхозтоваропроизводителям  АПК твердо занять свою рыночную нишу и выбрать наиболее рациональную организацию производства. 

    Как показал опыт работы первых ИКС, их эффективность во многом зависит  от уровня профессиональных знаний работающих в них специалистов. 
 Созданная в сельском хозяйстве России сеть региональных и районных информационно-консультационных центров уже в первый период своего становления, несмотря на серьезные экономические трудности в отрасли, оказала серьезное влияние на ускорение научно-технического прогресса в АПК, она стала надежным каналом продвижения инновационных разработок от науки к производству и обеспечивать реальную обратную связь сельхозтоваропроизводителей с научными организациями.
 
 
 

      1.Современное  состояние ИКС  АПК

      1.1. Роль информационно-консультационной  службы

        в АПК России

      Возрождение современного отечественного ИКС АПК  относится к началу 90-х годов  прошлого столетия. В 1993 году по заданию  Минсельхоза РФ центральной НИИ  инновационных проблем и маркетинга в АПК разработал проект создания Российской консультационной службы для  сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности «АРИС» (проект по поддержке осуществления реформ в с/х), которые осуществятся за счет кредита мирового банка реструктуризации развития.

      В рамках данного проекта были созданы  ИКС, которые функционировали за счет средств проекта «АРИС».

      Определенную  роль в становлении ИКС РФ оказывали  другие международные организации  и фонды. В рамках данных проектов были созданы ИКС в Астраханской, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тюменской и Ярославской областях.

      В настоящее время ИКС созданы в 65 регионах и 265 районах. В них занято более 1800 специалистов.

      В 2006 году было осуществлено свыше 214тыс. консультаций различной степени сложности.

      Становление службы проходило и продолжает проходить  в период экономического спада в АПК, массовой реструктуризации хозяйств, недостаточного государственного финансирования, отсутствии необходимой законодательной базы. Этими обстоятельствами объясняется создание информационно-консультационных служб различных типов, функционирующих на различных материально-технических базах, с использованием разных источников финансирования и кадровой составляющей.

      Анализ  запросов, поступающих в региональные и районные информационно-консультационные центры показал, что наибольшее количество консультаций оказано по растениеводству (18%), животноводству (17 %), бухучету (11 %), ценам, финансам и кредитам (11 %), экономике (10 %) (рис.1).

      Рис.1. – Тематика консультаций, оказанных региональными ИКС в 2008г.

      При этом, основными пользователями консультационных услуг являются крупные хозяйства всех форм собственности (58 %), крестьянские (фермерские) хозяйства (18 %). В меньшей степени услугами ИКС пользуются личные подсобные хозяйства и садоводы-огородники (4 %), а также работники органов управления АПК (6 %). К сожалению, очень мало в ИКС обращаются представители научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений и коммерческих структур (рис.2).

      

      Рис.2. – Пользователи консультационных услуг, оказанных региональными ОКС.   

      Большая часть объема консультационных услуг, оказываемых разными структурами, выполнена сотрудниками районных информационно-консультационных центров (38%), региональных информационно-консультационных центров (23 %), меньшая часть — органами управления АПК района (19 %) и региона (15 %). Однако по отдельным регионам это распределение значительно отличается. Так, в Ленинградской, Рязанской, Самарской, Тверской и Тульской областей более 70 % консультаций оказано специалистами районных информационно-консультационных центров. В регионах, где служба организована при органах управления АПК, основной объем работ выполнен специалистами этих организаций.

      Для повышения эффективности службы и ответственности ее сотрудников за качество оказываемых услуг, повышения профессионального уровня кадров назрела необходимость аттестации специалистов ИКС всех уровней.

      В ряде региональных ИКС медленно расширяется  сеть районных центров, они не всегда обеспечиваются необходимыми нормативными и методическими материалами, информационными ресурсами. Между тем, районное звено является основным, непосредственно работающим с сельскими товаропроизводителями.

      Изменение функций органов управления АПК, дефицит в хозяйствах опытных специалистов, отсутствие доступа к информационным ресурсам создают спрос на информационно-консультационные услуги. Информационно-консультационным центрам, и в особенности районным, необходимо сосредоточить свои усилия на оказании помощи в решении тех проблем, в которых нуждаются сельхозтоваропроизводители, независимо от форм собственности. При этом исключительно важно активизировать работу с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и особенно большие перспективы могут открыться при работе с садово-огородными товариществами, членами которых являются миллионы жителей.

      Главное — определить, в каких именно услугах нуждаются товаропроизводители  и предложить им то, что уже сегодня  может дать отдачу, принесет экономический эффект.

      Форма работы сотрудников ИКС должна быть активной, им не следует ожидать, когда сельхозпроизводители обратятся за услугами, а самим посещать их, выявлять проблемы и предлагать помощь в их решении. Этими вопросами должны заниматься полевые консультанты.

      Сегодня из-за отсутствия средств сельскохозяйственные журналы, брошюры, другая печатная продукция практически не доходят до товаропроизводителей. Число журналов сократилось более чем в 2 раза. В этих условиях наиболее реальной, оперативной формой ознакомления сельхозпроизводителей с достижениями науки и новыми технологиями является ИКС.

      Региональные  ИКС должны стремиться к расширению перечня консультационных услуг, оказываемых товаропроизводителям АПК, начиная  с наиболее востребованных.

      Одним из важных направлений работы ИКС  по передаче знаний, передового опыта должны стать полевые дни — показ прогрессивных технологий, новой техники, рациональной организации труда и др. Для этого районные, региональные ИКС должны иметь в своей системе демонстрационные хозяйства. В этом качестве могут выступать лучшие коллективные и фермерские хозяйства. Руководители и специалисты этих хозяйств могут быть оформлены как консультанты.

      Не  менее важным направлением доведения  научно-технической информации до производителей является выпуск специальных информационных бюллетеней, брошюр, издаваемых информационно-консультационными центрами. Многие региональные центры выпускают их небольшими тиражами, во многом дублируют тематику, не рационально затрачивая силы и средства. Назрела необходимость выпуска дайджест-бюллетеня — периодического издания, на который целесообразно возложить задачи по обобщению опыта работы региональных информационно-консультационных служб, освоению инновационных разработок, подготовке кадров и др. В западных странах это широко практикуется и поддерживается за счет государственного финансирования.

      Вместе  с тем недостаточно осуществляется работа по подготовке квалификационных кадров для ИКС, формированию и пополнению информационных баз данных, в полной мере не используются возможности телекоммуникационных систем.

      Одним из препятствий развития ИКС является слабая организация работы по подготовке и переподготовке кадров для ИКС. Успех работы ИКС зависит от знаний и опыта работы консультантов. Экономические расчеты убеждают в необходимости создания межрегиональных центров обучения кадров службы. При этом кадры ИКС для районных центров все же целесообразней готовить на региональном уровне.

      Важнейшей задачей является поиск альтернативных источников финансирования. Недостаточное бюджетное финансирование сдерживает укрепление материально-технической базы ИКС, привлечение высококвалифицированных специалистов, и в конечном итоге, сказывается на уровне работы ИКС. Необходим постепенный переход службы на частичное финансирование. Но к вопросу о введении платных услуг надо подходить с исключительной осторожностью. Наш сельхозпроизводитель не только не готов к этому, но и в большинстве случаев попросту не в состоянии оплатить дополнительные расходы.

      Коллегия  Минсельхоза России за последнее  время дважды рассматривала на своих  заседаниях вопросы повышения эффективности  работы информационно-консультационной службы. Это помогло разработать и осуществить конкретные меры, направленные на активизацию работы службы всех уровней.

      В частности, завершается разработка Федеральной целевой программы  по развитию ИКС, концепции развития ИКС, внесены соответствующие дополнения в соглашения заключаемые Минсельхозом с субъектами Российской Федерации о поддержке деятельности ИКС. В большинстве регионов осуществлено переподчинение региональных ИКС персонально руководителям органов управления АПК, разработано и внесено для утверждения в новой редакции Положение о внебюджетном фонде НИОКР, предусматривающее использование средств Фонда на развитие ИКС, разработаны методические рекомендации по созданию и функционированию региональных и районных ИКС, проведена инвентаризация академий и институтов системы дополнительного профессионального образования по их использованию в качестве базы для создания региональных центров ИКС, подготовлены предложения об открытии в вузах кафедр информационных технологий, введении учебных программ по основам организации и функционирования ИКС.

Информация о работе Роль информационно-консультационной службы в развитии АПК России