Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:40, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Зерновой рынок - это стержень развития российской аграрной экономики. Его состояние является важным показателем качества проводимых в стране экономических реформ, реализации агропродовольственной политики. Он включает в себя практически все элементы рыночных отношений. Развитие зернового рынка затрагивает не только широкий спектр вопросов, касающихся функционирования непосредственно самого зернового хозяйства, но и всего агропродовольственного комплекса страны.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ РЫНКА ЗЕРНА И ЕГО МЕСТО В СТРУКТУРЕ АГРАРНОГО РЫНКА 6
1.1.Общие черты рынка 6
1.2. Особенности рынка зерна России 8
ГЛАВА II. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА РОССИИ 11
2.1. Производство зерна и его эффективность в Российской Федерации 11
2.2. Государственное регулирование рынка зерна в России 16
2.3.Актуальные проблемы современного рынка зерна России 21
ГЛАВА III. СОВНРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА 22
3.1. Особенности функционирования рынка зерна в России. 22
3.2. Совершенствование системы ценообразования на зерновую продукцию в России 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Отсутствие
государственной стратегии
В литературных источниках существуют различные подходы к определению коэффициентов, характеризующих состояние рынка. К параметрам рынка, характеризующим его состояние, отечественные и зарубежные ученые относят: размер рынка скорость роста рынка, средняя рентабельность отрасли, интенсивность конкуренции, технологические требования отрасли, энергетические требования отрасли, чувствительность к инфляции, влияние общего внешнего окружения. В стране резко снизился уровень химизации зернового хозяйства.
На российском зерновом рынке фактически отсутствует комплекс официально утвержденных торговых правил зерном, несоблюдение которых влечет за собой многочисленные нарушения при заключении и исполнении зерновых сделок. Отсутствие также согласованных типовых контрактов (договоров) на закупку зерна (за исключением контракта на закупку зерна в федеральный фонд) с унифицированным понятийным аппаратом создает дополнительные сложности при рассмотрении споров в арбитражном суде.
Имитационная модель рынка зерна представляет собой инструментальное средство с широким спектром направлений использования, среди которых необходимо выделить следующие важнейшие: мониторинг, анализ состояний рынка зерна, с оценкой их динамических характеристик, использование в режиме «что будет, если», то есть в режиме имитационных расчетов, нахождение будущих траекторий рыночных статистических показателей, обеспечивающих достижимость заданных критериев развития рыночной системы.
Данная
разработка состоит из следующих
основных элементов:
Для
построения модели рынка зерна и
прогноза на будущее показателей, использовался
регрессионный анализ, а также
экспоненциальное сглаживание в
виде построения экспоненциальных и
линейных трендов. К тому же при необходимости
использовался многофакторный анализ,
для углублённого анализа структуры данных
и понимания взаимосвязей между переменными.
2.2.
Государственное регулирование
рынка зерна в России
Под
государственным
Зерновой рынок выступает как сложная и динамично развивающаяся производственно-экономическая система, функционирующая в пределах границ определенной территории, на которой осуществляется система экономических связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами рынка с учетом характерных региональных особенностей развития экономики в целом и зерновой отрасли в частности. С позиции системного подхода зерновой рынок состоит из большого количества взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов, образующих организационную систему, характеристиками которой являются: сложность и неоднозначность решаемых задач, значительный объем информации, большое количество связей между элементами, сложный их характер, разветвленность структуры и т.д. Системообразующими элементами системы регионального зернового рынка являются зернопроизводящие предприятия различных форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, зерноприемные пункты (элеваторы, зернохранилища), предприятия перерабатывающей промышленности (мукомольно-крупяные, хлебопекарные, комбикормовые), предприятия оптовой торговли и рыночной инфраструктуры.
Важнейшей целью регулирования АПК является создание адекватных условий для устойчивого развития рынка зерна и зернопродуктов. Под устойчивым развитием рынка зерна, по нашему мнению, следует понимать такое развитие, при котором обеспечивается воспроизводство всех факторов производства и экономики региона в целом. Устойчивым может считаться лишь такое экономическое развитие, которое при сохранении определенных воспроизводственных пропорций обеспечивает динамичное развитие всей экономической системы в заданном направлении за определенный период времени.
Основными
факторами устойчивого
- наличие адекватной рыночным условиям законодательной базы по регулированию зернового рынка;
- предоставление равных прав и свободного доступа на рынок неограниченному количеству производителей зерна и продуктов его переработки;
- устойчивое предложение зерна и активный спрос на него со стороны потребителей как внутри региона, так и за его пределами;
- информационная «прозрачность» зернового рынка;
-
наличие развитой
-
эффективное сочетание
Согласно государственной программе «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», одной из приоритетных задач государственной власти является совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, импортозамещение до 70 процентов объема продовольствия. Механизм реализации этих мероприятий на рынке зерна основывается на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, а также на осуществлении залоговых операций.
Спецификой продовольственного рынка в целом и его подсистемы - рынка зерна - является высокая степень конкуренции как между отдельными производителями, так и между отдельными регионами. Однако на рынке зерна цены диктуют не товаропроизводители, а оптово-посреднические организации. Это является существенным недостатком данного рыночного механизма, препятствующим устойчивому развитию АПК.
В рыночных условиях главными факторами, стимулирующими производство той или иной продукции, являются спрос и предложение. Покупательский спрос выступает как форма выражения общественных потребностей, является своеобразным регулятором зернового производства, развитие которого должно оперативно реагировать на его изменения. Величина внутреннего спроса складывается из потребности в фуражном, продовольственном и семенном зерне. Величина предложения зерна на региональном рынке определяется количеством товарного зерна, переходящими запасами, резервными фондами, а также объемом зерна, ввезенного из других регионов и стран. Объем товарного зерна, т.е. то его количество, которое сельские товаропроизводители могут выставить для продажи, характеризует рыночный потенциал региона. Величина предложения зависит от почвенно-климатических факторов, землеобеспеченности региона, наличия сельскохозяйственной техники, сортности зерновых и т.д.
Важнейшим фактором устойчивости рынка зерна является наличие хорошо развитой инфраструктуры, которая должна способствовать установлению соответствия между объемом производства зерна и платежеспособным спросом, рациональному движению товаропотоков зерна и повышению эффективности его производства, хранения, переработки и реализации.
Рассмотренные факторы в значительной степени определяют устойчивость межотраслевых и межрегиональных пропорций, время товарооборота, величину потерь произведенной продукции.
Система регулирования рынка зерна, по моему мнению, должна основываться на следующих принципах:
1. Адаптивность — способность качественно соответствовать уровню требований всех участников функционирующего регионального рынка зерна, она определяется полнотой обеспечения потребностей участников рынка в информации, необходимой инфраструктуре, законодательстве;
2. Инновационность — определяется коммерциализацией передовых идей и технологий на рынке зерна, обеспечивающей конкурентоспособность региональных товаропроизводителей;
3. Ресурсосбережение — характеризует соотношение интенсивной и экстенсивной составляющих развития рынка зерна и отраслей АПК в целом, предполагает внедрение ресурсосберегающих технологий и расширение обрабатываемых земель;
4. Учет рисков – заключается в идентификации угроз и предотвращении, минимизации их влияния на протекающие рыночные процессы;
5. Результативность (эффективность)— характеризует способность системы регулирования рынка к выполнению заявленных функций при максимально эффективном использовании совокупных ресурсов.
Известны три основные формы регулирования: директивное планирование, рыночное саморегулирование и индикативное планирование. В настоящее время государство нацелено на реализацию принципов индикативного регулирования , т.е. воздействия государства на производство при помощи экономических рычагов, таких, как государственные инвестиции, государственные закупки, налоговая политика, рынок ссудного капитала, государственные программы. Однако следует констатировать, что в регионах этот процесс находится в стадии проектирования.
Под инструментом регулирования рынка зерна следует понимать методы и средства, применяемые региональными и федеральными властями в рамках устойчивого развития этой важнейшей отрасли народного хозяйства.
Поддержка
сельского хозяйства, прописанная
в полномочиях субъекта Федеральным
Законом РФ № 184-ФЗ, имеет целью
обеспечение
Инструменты государственного регулирования можно разделить на три группы: правовые, административные и экономические.
Правовые
инструменты регионального
Административные
инструменты регионального
Экономические инструменты государственного регулирования рынка зерна включают в себя инструменты технологической и экономической поддержки сельхозтоваропроизводителей, такие как дотации и компенсации; льготное налогообложение; дифференциация транспортных и энергетических тарифов; льготное кредитование инвестиционных проектов; ипотека, лизинг, факторинг.
Общие недостатки в использовании инструментов:
1.
Отсутствие информационной
2. Недоступность федерального и регионального финансирования большей части сельхозпроизводителей;
3. Не прослеживается конкретный результат, полученный от воздействия инструментов, в лучшем случае составляется отчет или сводный реестр бюджетополучателей;
4.
Инструменты регулирования
Государственное регулирование зернового хозяйства - сложная и многогранная задача, включающая множество государственных функций, как этапов выполнения основного полномочия субъекта РФ (184-ФЗ ст. 26.3) «Поддержка сельскохозяйственного производства», включающее в качестве этапов его исполнения следующие разделы:
Информация о работе Совершенствования механизмов функционирования рынка зерна