Совершенствования механизмов функционирования рынка зерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Зерновой рынок - это стержень развития российской аграрной экономики. Его состояние является важным показателем качества проводимых в стране экономических реформ, реализации агропродовольственной политики. Он включает в себя практически все элементы рыночных отношений. Развитие зернового рынка затрагивает не только широкий спектр вопросов, касающихся функционирования непосредственно самого зернового хозяйства, но и всего агропродовольственного комплекса страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ РЫНКА ЗЕРНА И ЕГО МЕСТО В СТРУКТУРЕ АГРАРНОГО РЫНКА 6
1.1.Общие черты рынка 6
1.2. Особенности рынка зерна России 8
ГЛАВА II. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА РОССИИ 11
2.1. Производство зерна и его эффективность в Российской Федерации 11
2.2. Государственное регулирование рынка зерна в России 16
2.3.Актуальные проблемы современного рынка зерна России 21
ГЛАВА III. СОВНРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА 22
3.1. Особенности функционирования рынка зерна в России. 22
3.2. Совершенствование системы ценообразования на зерновую продукцию в России 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Рынок зерна.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)

не будут  приняты меры по созданию необходимых ресурсов зерна. Цена 1  тонны повысится либо на 100, либо на 50! рублей.  Так  что  если  сейчас  цена  на зерно в среднем составляет 3200 рублей за тонну, повышение на 100  рублей  в процентном соотношении сразу составит около 3,5%. Так  что  реально  это  не такой уж и большой ценовой скачок.

      Как известно, "зерновой год" начинается с 1  июля  -  начала  активного сбора зерна. С середины сентября до  середины  октября  на  рынок  поступает наибольшее количество урожая и, как следствие, цены на зерно  самые  низкие.

      После этого начинается стабильное  повышение  цен,  и  продолжается  оно  до

самого  конца "зернового года". За  ноябрь-декабрь  прошлого  года  цены  уже повысились на 500-600 рублей за тонну. Так что  и  предстоящее  повышение  – сезонное.

      Надо  сказать, что темпы повышения  цен прежде всего зависят от количества собранного зерна. По  оценкам  экспертов,  собранные  в  прошлом  году  65,2 миллиона тонн зерна едва покрывают потребности страны. И переходящие  запасы были невелики. Так что удивительным эксперты считают не резкий рост  цен,  а небывало низкую стоимость зерна в разгар урожая-2007.

      К тому же росту цен  способствуют  расходы  на  хранение  в  элеваторах. Динамика повышения цен зависит прежде всего от того, какие запасы у  оптовых потребителей.  Если  заводы,  производящие  хлеб,  и  фабрики,   выпускающие кондитерские изделия, сделали хорошие запасы в период  снижения  цен,  то  у поставщиков в данный момент нет шансов сбывать зерно по высоким  ценам.  Так что нынешняя цена - результат компромисса. Но в  любом  случае  потребителям придется расстаться с деньгами - пусть и через некоторое время.

До конца  этого "зернового года" - к июлю 2008 года - цена за тонну зерна вырастет на 700-900 рублей. Это обеспечит рост цен в среднем  на  20-25%.  С уверенностью можно сказать, что скачок цены на 25% не произойдет  в течение одной  недели.  Но  каждую  неделю  цена  может   увеличиваться   на   3-4%. Максимальный рост цены, по всем прогнозам, придется на конец этого года.

     Одновременно  неравномерность развития зерновой отрасли в РФ требует учета  в системе государственного регулирования, реализуемой как на федеральном, так и на региональном уровне. В результате проведенного ранжирования регионов по производственному принципу были выделены зернопроизводящие регионы (ЗПР) в качестве опорных точек формирования цивилизованных форм функционирования рынка зерна с участием и государства. В развитие используемой в работе методики ранжирования регионов зернопроизводящие регионы подразделены на две категории:

     - ЗПР с недостатком, для которых  наиболее актуально использование мер поддержки местных производителей, и

     - ЗПР с избытком, для которых  господдержка может быть сведена  к следующим организационно-экономическим  стратегиям:

     а) активизация биржевой торговли зерном с участием российских и иностранных  рейдеров;

     б) развитие смежных и вспомогательных отраслей АПК;

     в) экспортно-ориентированная и инвестиционная стратегия.

     В контексте выделенных системных проблем  мною обоснована необходимость:

     а) объявления о сроках начала  интервенций и ориентировочных ценах до начала сельскохозяйственного года;

     б) устойчивого бюджетного финансирования, применения ценовых и организационных механизмов, конкурсных торгов,  обеспечивающих поддержание необходимого рыночного равновесия и конкурентной среды;

     в) сосредоточения закупочных интервенций на продовольственном зерне в силу нестабильности ценовой конъюнктуры и стратегического характера в обеспечении населения хлебом;

     г) ориентации на первичного сельхозпроизводителя, вовлечения его в процессы торговли  зерном с использованием экономического и организационного механизмов;

     д) совершенствования законодательной базы проведения интервенций и осуществления расчетов за поставленное в интервенционный фонд зерно;

     е) увязки интервенционных операций с внешнеторговым регулированием в целях балансирования между внутренним и внешним сбытом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       

   Уровень развития зернового хозяйства в России традиционно определяет решение вопроса продовольственного обеспечения страны. Рыночные реформы, которые затронули и зерновой продовольственный подкомплекс АПК, давали все условия для его динамичного развития. Однако зерновое хозяйство в своем развитии увеличило существовавший разрыв в сравнении с уровнем продуктивности зерновой отрасли в странах - крупнейших производителях аграрной продукции. В настоящее время зерновому хозяйству России присущ крайне экстенсивный уровень его ведения, что в полной мере распространяется и на зерновой рынок.  Вследствие этого, по оценкам Минсельхоза РФ, ежегодно Россия недополучает 30 млн т зерна. В прошлые годы проблема повышения продуктивности отрасли решалась как за счет вовлечения в оборот новых земель, так и путем увеличения капитальных вложений. На государственном уровне с устойчивым постоянством принимались многочисленные законодательные и нормативно-правовые акты, направленные на решение проблем, препятствовавших эффективному и устойчивому развитию зернового хозяйства, но затем меры господдержки отрасли в большинстве своем не осуществлялись государством. В этом также заключается специфика развития зернопродуктового подкомплекса страны.

   В 2007 году посевная площадь зерновых и зернобобовых культур составила во всех категориях хозяйств 1251,5 тыс. га, валовой сбор зерна в весе после доработки - 1050,7 тыс. тонн, урожайность - 8,4 ц/га (таблица 1). 

     Для обеспечения валового сбора зерна  в 2008 году 2453 тыс. тонн намечается довести урожайность до 17,5 ц/га, а площадь зерновых - до 1400 тыс. га, что составит к среднегодовому уровню 2003 - 2007годов по площади - 104%, по валовому сбору зерна - 185%    Предусматривается добиться рентабельности производства зерна в целом по области к 2009 году не ниже 65%. 

Для достижения этих показателей, по моему мнению, необходимо предусмотреть  выполнение следующих мероприятий: 

а) освоение адаптивно-ландшафтных систем земледелия для каждого хозяйства, обеспечивающих рациональное природопользование, максимальную продуктивность пашни с учетом рынка и почвенно-климатических условий хозяйств. Для ускоренного перевода земледелия на ландшафтную основу и освоения почвозащитной системы земледелия определен список базовых хозяйств для проектирования и освоения плотных вариантов адаптивно-ландшафтных систем земледелия; 

б) приведение структуры посевных площадей по зонам  области в соответствие с рекомендуемыми системами земледелия; 

в) оптимизация  структуры зерновых и зернобобовых культур; 

г) увеличение площадей озимых культур до 120 тыс. га (это составит 8,6% к общей площади  зерновых), увеличение площадей под  зернобобовыми культурами с 13,3 тыс. га (2007 год) до 60 тыс. га, крупяных культур  с 46,1 тыс. га (2008 год) до 55 тыс. га; 

д) в  целях обеспечения в полной потребности  общественного животноводства (без  птицефабрик) концентрированными кормами  за счет уменьшения площади пшеницы  увеличить площади зернофуражных  культур до 415 тыс. га. Площади ячменя и овса будут возделываться в хозяйствах, которые занимаются производством молока и мяса; 

е) уменьшение площади посева пшеницы с 62% в  структуре зерновых культур в 2008 году до 53% в 2007 году, площадь которой  составит 750 тыс. га. 

Планируется увеличение площади посевов твердой пшеницы до 100 тыс. га. В структуре зерновых культур площадь пшеницы в степной зоне страны будет занимать 55 - 60%, в северной части страны - 25 - 35%. 

Внедрение новых технологий улучшит качество производимой продукции, повысит ее товарность и обеспечит увеличение прибыли. 
 

      

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Симонов С.Ю. Применение статистических методов в прогнозировании рынка зерна  // Вестник университета управления.-2007.-№2.-0,3 п.л.
  2. Симонов С.Ю. Построение и использование базы данных знаний в АСУ ТП / Маруев С.А., Романов В.Ю., Симонов С.Ю., Языкбаев Р.О. // Информационные технологии в управлении и подготовке кадров АПК.  Материалы межвузовской научно-практической конференции.-М.: Изд-во РГАЗУ.-2000.-0.2п.л.
  3. Маруев С.А., Симонов С.Ю. Моделирование ТП на основе операций над символьными конструкциями // Общество, экономика и научно-технический прогресс. Вестник РГАЗУ. - М.: Изд-во РГАЗУ.-2005.-С. 40-45 0,5 п.л.
  4. Симонов С.Ю. Состояние рынка зерна и перспективы его развития // Управленческие аспекты развития АПК.  Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Макарова Н.П..-М.: Изд-во РГАЗУ.-2007.-0,2 п.л.
  5. Черчилль Г. А. «Маркетинговые исследования» , «Питер», Санкт-Петербург, 2000
  6. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. учебник «Курс экономической теории» 2001 г.
  7. Смирнов С.С., Исаев Н.А. Социальная политика. Новый курс // Вопросы экономики. - №2,2006.
  8. Свод законов Российской Федерации,2005.
  9. Виноградов В.В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  11. Литвинов Д.М. Инфраструктура регионального рынка зерна  и ее развитие. Сборник научных трудов молодых ученых Рязанской ГСХА по материалам научно-практической конференции. Рязань, 2006. 0,4 п.л. 
  12. Литвинов Д.М. Рынок зерна и риск-менеджмент (становление и перспективы развития) Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава Рязанской государственной сельскохозяйственной академии по материалам научно-практической конференции, Рязань, 2006. 0,3 п.л. 
  13. Литвинов Д.М. Проблемы устойчивости регионального рынка зерна Сборник научных трудов молодых ученых Рязанской ГСХА по материалам научно-практической конференции. Рязань, 2006. 0,3 п.л. 
  14. Литвинов Д.М. Факторы регионального рынка зерна и их влияние на эффективность сельскохозяйственного производства. Сборник научных трудов молодых ученых Рязанской ГСХА по материалам научно-практической конференции. Рязань, 2006. 0,4 п.л.
  15. Литвинов Д.М. Инструменты регулирования регионального рынка зерна. Монография под ред. д.э.н., профессора Юрьевой Г.И., Рязанская ГСХА, Рязань, 2007. 7,5 п.л.
  16. Иванченко В. Перспективы –социально – интегрированного общества // Экономист, 2003, №1.
  17. Лексин В., Шевцов А. общероссийские реформы и территориальные развития «РЭЖ – 2000».
  18. Мартынов А. Экономическая и социальная политика «Общество и экономика» 2005 г., №2.
  19. Захаров В., Удалов Ф. Контуры социальной политики России «ЭКО – 2000», №10.
  20. Конституция Российской Федерации 2006 г.
  21. Экономика России / Отв. ред. Маклярский Б.М. – М.: «Международные отношения» 2001. 
  22. О социализации земли. – Декрет ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 27 января (9 февраля) 1918 г. // Сборник решений по сельскому хозяйству. – М.: Сельхозиздат, 1963. – С. 7-20.
  23. О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР. – Указ Президента РФ от 27 декабря 2004 г. №323. // Земельно-аграрная реформа в России. Законодательство. – М.: Юрид. лит., 1994. – С. 33-36.
  24. О регулировании земельных отношении и развитии аграрной реформы в России. – Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. №1767. // Земельно-аграрная реформа в России. Законодательство. – М.: Юрид. лит., 2003. С. 5.
  25. Лукомец М. И. Об исторической тенденции развития земельных отношений казачества. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. – Серия «Общественные науки». – Ростов-на-Дону, 2002. - №4. – С. 44-51.

Информация о работе Совершенствования механизмов функционирования рынка зерна