Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 07:03, курсовая работа
Продуктопроводы, морские суда, автоцистерны, железнодорожные цистерны и другие средства транспортировки используются для перевозки сырой нефти, сжатых и сжиженных углеродных газов, жидких нефтепродуктов и других химических веществ от места добычи или производства до терминалов продуктопроводов, перерабатывающих заводов, дистрибьюторов и потребителей.
Жидкие нефтепродукты транспортируют, хранят и обрабатывают в их естественном жидком состоянии.
Введение
Продуктопроводы
Типы продуктопроводов
Нормативы, правила и стандарты
Прокладка продуктопроводов
Эксплуатация продуктопроводов
Поставка партиями и границы раздела
Защита окружающей среды
Рабочие и продуктопроводы: надежность, здоровье и безопасность
Подземный складской резервуар жидких нефтепродуктов
Терминалы и нефтебазы
Нефтяные парки
Складские резервуары
Прием продуктов из продуктопроводов и морских судов
Замеры и взятие проб в резервуаре
Вентилирование и очистка резервуаров
Защита и предотвращение пожара
Противопожарная защита резервуаров
Проблемы безопасности и здоровья на терминалах и нефтебазах
Защита окружающей среды при хранении
Объектная модель
3. Защита окружающей среды
В силу того, что по продуктопроводам
транспортируются большие объемы продуктов
на беспрерывной основе, существует опасность
причинения ущерба окружающей среде
от утечки продуктов. В зависимости
от соблюдения норм и правил техники безопасности,
а также от качества выбора места расположения,
погоды, доступности и выполняемых в конкретный
момент операций, значительное количество
продукта может быть выброшено при разрыве
трубы или утечке. Операторы продуктопровода
должны иметь план чрезвычайных мероприятий
на случай пролива продукта, а также запас
материалов для ограничения масштабов
и очистки места аварии, соответствующий
персонал и оборудование в наличии или
по вызову. Для удержания и отвода пролитых
продуктов можно употребить простые, быстро
действующие меры, такие как построение
земляных запруд или дренажных каналов,
обученными операторами.
4. Рабочие и продуктопроводы:
надежность, здоровье и безопасность
Первые продуктопроводы
Опасность электростатического возгорания
Некоторые продукты, такие как промежуточные
дистилляторы, топливо с низким давлением
пара и растворители имеют тенденцию
аккумулировать электростатические заряды.
При загрузке железнодорожных и автомобильных
цистерн всегда существует вероятность
генерирования электростатических зарядов
трением, когда продукт поступает по шлангам
и через фильтры, а также во время налива
сверху. Опасность можно снизить, если
конструкция эстакады позволит иметь
период релаксации при прохождении продукта
от насосов и фильтров далее вниз по шлангам.
Необходимо проверять грузовые отсеки,
цистерны, для того чтобы убедиться, что
в них не содержится не привязанных или
плавающих предметов, которые могут действовать
как аккумуляторы статических зарядов.
Отсеки, которые загружаются снизу через
днища, можно оборудовать внутренними
кабелями, которые помогут рассеять электростатические
заряды. Ёмкости для взятия проб, термометры
и другие приборы нельзя опустить в отсек
после загрузки. Пока не пройдет, по крайней
мере, 1 минута для того, чтобы электростатический
заряд, накопившийся в продукте, рассеялся.
Заземление кабельных оболочек и общее
заземление является важной мерой для
рассеивания электростатических зарядов,
которые накапливаются во время операций
загрузки. С помощью контакта шланга люка
при загрузке сверху с использованием
металлического наконечника или шлангов
из материалов, проводящих электричество,
при загрузке по закрытым линиям закачки,
создается связь между железнодорожной
или автомобильной цистерной и эстакадой,
которая удерживает тот же электростатический
заряд между объектами таким образом,
чтобы не создавалась искра при съеме
загрузочной трубы или шланга. Железнодорожную
или автомобильную цистерну можно также
соединить с эстакадой, используя соединительный
кабель, который несет электростатический
заряд от терминала цистерны до эстакады,
где он уходит в землю через кабель заземления
и заземляющий стержень. Такие же меры
предосторожности, т.е. заземление кабельных
оболочек необходимо предпринимать при
разгрузке железнодорожных и автомобильных
цистерн. Некоторые загрузочные эстакады
оснащены электронными соединителями
и сенсорами, которые блокируют включение
насоса пока не установиться положительная
электрическая связь.
Во время чистки, технического
обслуживания или ремонта, железнодорожные
и автоцистерны для перевозки
сжатого сжиженного нефтяного газа,
обычно открыты, позволяя воздуху поступать
в цистерну. С целью предотвращения возгорания
от электростатических зарядов при загрузке
цистерны первый раз после проведения
таких работ, необходимо снизить содержание
кислорода до уровня ниже, чем 9,5% на цистерну
инертного газа, такого как азот. Необходимо
также принять меры предосторожности
для предотвращения попадания жидкого
азота, если азот поставляется в портативных
контейнерах.
Сменная загрузка
Сменная загрузка происходит, когда
промежуточные или продукты с
низкой величиной давления парообразования, также как дизельное топливо и топочный
мазут загружают в цистерну, железнодорожную
или автомобильную, в которой ранее содержался
легковоспламеняющийся продукт, такой
как бензин. Электростатический заряд,
сгенерированный во время загрузки может
разрядиться в слое воздуха, находящегося
в близи легковоспламеняющихся паров,
что может привести к взрывам или пожарам.
Этот фактор риска можно контролировать
при загрузке сверху, опустив загрузочную
трубку глубоко ближе ко дну отсека и производя
закачку медленно, пока конец трубы не
покроется продуктом, чтобы избежать брызг
и волн. Во время загрузки необходимо сохранить
контакт металлических частей для того,
чтобы обеспечить связь между загрузочной
трубкой и люком. При загрузке снизу, необходимо
производить начало загрузки очень медленно
или использовать брызгоотражатели для
уменьшения накопления электростатических
зарядов. До начала смешенной загрузки,
цистерны, которые нельзя очистить насухо,
можно промыть небольшим количеством
продукта, который намереваются загрузить,
для того чтобы удалить легковоспламеняющиеся
остатки из отстойников, линий, задвижек
и бортовых насосов.
5. Подземный складской резервуар жидких нефтепродуктов
Сырую нефть, газ, СПГ и СНГ, промышленные
присадки, химические и нефтяные продукты
хранят в подземных и наземных резервуарах,
как высокого, так и атмосферного (обычного)
давления. Складские резервуары располагаются
на выходных концах цистерны и откидных
продуктопроводов, вдоль магистральных
трубопроводов, на морских загрузочных
и разгрузочных сооружениях, а также на
нефтеперерабатывающих заводах, терминалах
и нефтебазах. В этом разделе рассматриваются
наземные складские резервуары атмосферного
давления на нефтеперерабатывающих заводах,
терминалах, нефтебазах и резервуарных
парках (информация, относящаяся к наземным
резервуарам высокого давления, дается
ниже, а информация, относящаяся к подземным
резервуарам и небольшим наземным резервуарам,
приводится в статье "Заправка моторных
транспортных средств и операции обслуживания".)
5.1 Терминалы и нефтебазы
Терминалами называются складские
сооружения, которые в основном принимают
сырую нефть и нефтепродукты
из магистральных продуктопроводов
и морских судов. Терминалы складируют
и перераспределяют сырую нефть
и нефтепродукты
Нефтебазы обычно оперируют меньшими
количествами нефтепродуктов, чем терминалы,
и обычно получают нефтепродукты из железнодорожных
и автомобильных цистерн и перераспределяют
нефтепродукты заправочным станциям и
потребителям автоцистернами или танк-вагонами
(маленькие автоцистерны мощностью от
1900 до 9500 л). Нефтебазами управляют нефтяные
компании, дистрибьюторы или независимые
владельцы.
5.2 Нефтяные парки
Нефтепарки представляют собой группу,
состоящую из складских резервуаров
на нефтепромышленных, нефтеперерабатывающих
заводах, на морских продуктопроводных
и распределительных терминалах
нефтебаз, на которых складируется сырая
нефть и нефтепродукты на территории нефтяных
парков отдельные резервуары или группа
из двух или более резервуаров обычно
окруженных заграждениями, называемыми
бермами, дамбами или противопожарными
стенами. Заграждения в нефтяных парках
отличаются по конструкции и высоте от
45 см земляных берм вокруг труб и насосов
внутри дамб до бетонных стен, которые
выше окружаемых ими резервуаров. Дамбы
могут быть земляными, глиняными или изготовляться
из других материалов; их покрывают гравием,
известковым камнем или морскими ракушками,
для того чтобы ограничить эрозию; дамбы
различают по высоте и достаточно ли широки
для проезда транспортных средств. Основные
функции этих ограждений состоят в удерживании,
направлении и отводе дождевых вод, физических
отделять резервуары для предотвращения
огня от одного участка на другой, а также
удерживать продукты, которые в результате
утечки, переполнения, выброса или пролития
резервуара, насоса или трубы.
Дамбовые ограждения в отношении размеров
и объемов удерживаемых продуктов, должны
соответствовать требованиям нормативных
документов и политике компании. Например,
дамбовое ограждение должно удерживать
110% от вместимости самого крупного резервуара
на участке, что соответствует суммарным
объемам продуктов, вычтенных из других
резервуаров и объему, оставляемому в
крупнейшем резервуаре после достижения
гидростатического равновесия. При строительстве
дамб ограничение может быть предъявлено
требование установки непроницаемых труб
из глины или пластмассы для предотвращения
загрязнения почвы или подземных вод вытекшими
продуктами.
5.3 Складские резервуары
В резервуарных парках может находиться
ряд резервуаров различных
Резервуары атмосферного давления с коническими
крышами
Резервуары с крышами
Когда неустойчивые сорта сырой нефти
или жидкие легковоспламеняющиеся нефтепродукты
хранятся в резервуарах с конической крышей,
существует возможность того, что пространство,
где накапливаются пары, находится в огнеопасном
диапазоне. Несмотря на то, что пространство
между поверхностью продукта и крышей
резервуара обычно насыщено парами, ситуация
огнеопасного диапазона может возникнуть,
когда продукт закачивается в пустой резервуар
или, если воздух поступает в резервуар
через вентиляционные отверстия или клапаны
давления/вакуума во время откачки продукта,
а также когда резервуар дышит во время
смены температур. К коническим резервуарам
могут быть подключены системы улавливания
паров.
Накопительные резервуары представляют
собой один из видов резервуаров с коническими
крышами, имеющих верхнюю и нижнюю секции,
разделенных гибкой перегородкой, спроектированной
таким образом, чтобы удерживать пары,
испускаемые при нагревании и расширении
продукта, в результате воздействия солнечного
света в дневное время и возвращать пары
в резервуар, когда они конденсируются
при охлаждении резервуара в ночное время.
Накопительные резервуары обычно используются
для хранения авиационного бензина и других
продуктов со сходными характеристиками.
Резервуары атмосферного давления с коническими крышами
Резервуары с плавающей крышей
представляют собой наземные, вертикальные,
с открытым или закрытым верхом емкости
атмосферного давления, оборудованные
плавающими крышами. Основной функцией
плавающей крыши является минимизация
пространства для скопления пара между
поверхностью продукта и днищем плавающей
крыши, с тем, чтобы это пространство было
всегда насыщено парами, таким образом,
исключая вероятность попадания смеси
воздуха+пары продукта в огнеопасный диапазон.
Все резервуары с плавающими крышами имеют
внешние встроенные или переносные лестницы,
а также емкости, а также регулируемые
лестницы для подъема на плавающую крышу
с приспособлениями, такими как шунты,
которые обеспечивают электрическую связь
крыши и корпуса, измерительные трубки,
трубы и камеры для пены, системы распознавания
и сигнализации переполнения резервуара,
автоматическую систему измерения и т.д.
По всему периметру плавающей крыши укладываются
уплотнители или оболочка для предотвращения
утечки продукта или паров и накопления
их на крыше или в пространстве между крышей.
Плавающие крыши оснащаются стойками,
которые можно устанавливать в высокую
или низкую позицию в зависимости от типа
операции. Обычно стойки находятся в низком
положении, так чтобы наиболее возможное
количество продукта можно было бы извлечь
из резервуара без создания пространства
насыщенного парами между поверхностью
продукта и днищем плавающей крыши. Когда
резервуар выводится из эксплуатации
для проведения инспекции, технического
обслуживания, ремонта или очистки, необходимо
отрегулировать высоту стойки для занятия
высокой позиции, чтобы обеспечить достаточно
места для работы под крышей, после того
как резервуар освобожден от продукта.
Когда резервуар возвращают в эксплуатацию,
стойка заново устанавливается в исходную
позицию, после заполнения резервуара.
Наземные резервуары с плавающими крышами
далее подразделяются на внешние и внутренние
резервуары с плавающими крышами, а также
на закрытые внешние резервуары с плавающими
крышами.
Внешние (открытый верх) резервуары с плавающей
крышей представляют собой резервуары
с плавающим покрытием, установленным
на открытом верхе резервуара. Внешние
плавающие крыши обычно изготавливаются
из стали и оснащены опорными понтонами
или другими средствами поддержания на
плаву. Они оборудуются системой дренажа
крыш для отвода воды, оболочкой или уплотнениями
для предотвращения выхода паров, а также
регулируемыми лестницами для обеспечения
попадания на крышу с вершины резервуара
вне зависимости от ее позиции. Они могут
иметь также второй слой уплотнителей
для минимизации выхода пара в атмосферу,
экраны для защиты от воздействия погодных
условий уплотнителей, а также пенные
перемычки для удержания пены в закрытых
участках на случай пожара или утечки
через уплотнитель. Вход на внешнюю плавающую
крышу для замеров, технического обслуживания
или других целей можно рассматривать
как вход в замкнутое пространство в зависимости
от уровня, на котором находится плавающая
крыша по отношению к верхушке резервуара,
продукта, находящегося в резервуаре,
а также положений, соответствующих нормативных
документов и политике компании.