Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:02, лекция
Основной целью открытых горных работ является разработка месторождений полезных ископаемых. Способ разработки месторождений полезных ископаемых с применением открытых горных работ называется открытым способом.
Аmax=Rч(sinw1+sinw2), м
где w1=30-45, w2=30-45 – угол поворота драглайна от оси его хода соответственно в сторону массива и выработанного пространства, град.
Обычно при работе в отвал w1=0. Тогда общий угол поворота драглайна при черпании w= w2=30-45о. Угол поворота драглайна для разгрузки не превышает 90о. Тогда ширина заходки А=Rчsinw, м. Для драглайнов ЭШ4/45, ЭШ8/60, ЭШ15/90, ЭШ80/100 ширина заходки равна соответственно 23, 29, 42, 47 м.
Схему с расположением драглайна на промежуточной площадке применяют при использовании мощных драглайнов с ковшом емкостью 8 –10 м3 и более с целью одновременной отработки более высокого подуступа, так как ось хода драглайна смещается ближе к отвалу. Угол откоса забоя при разработке верхнего подуступа для предотвращения скольжения ковша не должен превышать 25о. высота верхнего подуступа должна удовлетворять условию hу.в£(0,7 – 0,8)Нр. Производительность при верхнем черпании, как правило, на 10-15% ниже, чем при нижнем черпании.
На почве разрабатываемого уступа драглайн располагают редко (в основном при разработке неустойчивых пород).
Гис. 3.5. Типы забоев мехлопаты:
и - тупиковый; б - торцовый; в - фронтальный
Рис. 3.6. Схемы работы мехлопат в торцовом забое с погрузкой горной массы в средства транспорта на горизонте установки экскаватора (а\, выше горизонта установки экскаватора (о), с разгрузкой в отвал (в\
Рис. 3.11. Схемы работы драглайна: а, б, в - торцовым забоем с расположением драглайна соответственно на кровле уступа, промежуточной площадке и почве уступа; г - тупиковым забоем с расположением драглайна на кровле уступа
В последние годы наметилась тенденция широкого внедрения практику открытых горных работ нового типа выемочно-погрузочных машин - гидравлических экскаваторов с рабочим оборудованием прям и обратной мехлопаты (наибольшую долю будут составлять гидравлические экскаваторы с гидроприводом рабочего оборудования, повороты платформы, механизма хода). В отечественной и зарубежной практики уже созданы гидравлические экскаваторы с ковшом вместимостью 2 20 м , массой 60-500 т, усилием копания 200-125 кН. Тенденция широкого внедрения гидравлических экскаваторов в практику открытых горных работ объясняется наличием у этих экскаваторов конструктивных и технологических преимуществ по сравнению с мехлопатами. Основными из них являются:
Обратные гидравлические мехлопаты по сравнению с прямыми мехлопатами имеют следующие преимущества:
• большой радиус черпания на уровне стояния экскаватора;
• возможность верхнего и нижнего черпания и погрузки транспортных средств на уровне стояния экскаватора, ниже и выше него;
• лучшую возможность селективной выемки пород при установке экскаватора на кровле разрабатываемого уступа и возможность выемки из-под слоя воды.
Многоковшовые экскаваторы по конструкции рабочего органа делятся на цепные и роторные. У цепных многоковшовых экскаваторов (рис. 3.13) рабочим органом является ковшовая цепь, которая движется по направляющей раме. Рама одним концом шарнирно соединена с корпусом, а другой ее конец подвешен к укосине. Угол наклона рамы меняется с помощью канатной подвески. При движении по забою ковши наполняются и перемещают породу к верхнему барабану, где они разгружаются в бункер. Из бункера порода поступает в вагоны ил] разгрузочный конвейер. Вместимость ковша 250-4500л.
Цепные многоковшовые экскаваторы выпускаются на железнодорожном, гусеничном и пневмоколесном ходу. Пневмоколесным ходом снабжаются только малые модели.
Различают цепные экскаваторы с одной ковшовой цепью для верхнего или нижнего черпания, а также для последовательного верхнего и нижнего черпания. При верхнем черпании уменьшается расход энергии на подъем и резание породы. Экскаваторы нижнего черпания рационально использовать при разработке плотных глинистых пород.
Экскаваторы могут быть неповоротными, неполно- и полноповоротными. У полноповоротных экскаваторов верхняя часть с направляющей рамой может поворачиваться на 360°, что обеспечивает возможность попеременной разработки уступа верхним черпанием с одной рабочей площадки. По способу разгрузки различают экскаваторы с портальной и боковой разгрузкой. Портальная разгрузка применяется при погрузке в средства железнодорожного транспорта.
Направляющая рама может быть жесткой или шарнирной. Экскаваторы с жесткой рамой применяются для валовой выемки, а с шарнирной - для раздельной выемки. У большинства экскаваторов рама имеет санирующее звено.
У роторных экскаваторов (рис. 3.14) рабочим органом является роторное колесо с ковшами, установленное на конце роторной стрелы. При вращении роторного колеса ковши, срезая стружку породы, заполняются и разгружаются на конвейер, расположенный на стреле экскаватора сбоку от роторного колеса. Далее порода поступает на разгрузочный конвейер и в транспортные средства.
По удельному усилию
черпания (на 1 см режущей кромки ковша
различают экскаваторы с нормал
Различают роторные экскаваторы верхнего и нижнего черпания Максимальная высота черпания определяет высоту разрабатываемого уступа. У современных экскаваторов она не превышает 50 м. Максимальная глубина черпания не превышает 10м.
Роторные экскаваторы бывают с невыдвижной и выдвижной стрелой. Экскаваторы с невыдвижной стрелой имеют на 20-25% меньшую.
Высота забоя цепных экскаваторов зависит от высоты черпания, длины направляющей рамы и угла ее наклона и изменяется в пределах 5-40 м. Угол наклона рамы определяется устойчивостью разрабатываемых пород и не превышает 45°.
При раздельной выемке горизонтальных и пологих пластов наиболее эффективны многоковшовые цепные экскаваторы с многошарнирной рамой.
Рис. 3.14. Схема роторного экскаватора:
1 - роторное колесо; 2 -
стрела; 3 - гусеницы; 4 - разгрузочная
консоль; 5 - противовесе поворотная платформа
Роторные экскаваторы на гусеничном и шагающе-рельсовом ходу разрабатывают уступы в основном торцовым забоем. Фронтальным забой применяется при использовании экскаваторов на рельсовом xoj а также в случае раздельной выемки. При торцовом забое экскаватор стоит на месте, а стрела с ротором поворачивается относительно а экскаватора на угол w = 90—135°. Применение торцовых забоев позволяет уменьшить затраты электроэнергии на передвижение экскаватора.
Роторными экскаваторами можно вынимать горную массу вертикальными и горизонтальными стружками. При горизонтальных стружках уменьшается возможная высота разрабатываемого уступа, увеличиваются энергоемкость выемки (до 30%) и нагрузки на (на 10-30%). Давление экскаватора на основание при выемке горном массы вертикальными стружками выше, чем горизонтальными. Поэтому в устойчивых породах применяются вертикальные стружки. Горизонтальные стружки применяются при экскавации рыхлых и сыпучих горных пород. Комбинация вертикальных и горизонтальных стружек применяется для создания пологих откосов в неустойчивых породах л при раздельной выемке тонких слоев.
Рис. 3.16. Схемы выемки горной массы роторными экскаваторами (цифрами показана очередность выемки стружек: а - вертикальными однорядными стружками; б - то же, многорядными; в - горизонтальными стружками; г - комбинацией вертикальных и горизонтальных стружек
МЕХАНИЗАЦИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ВЫЕМКЕ И ПОГРУЗКЕ ГОРНОЙ МАССЫ
При выемке и погрузке горной массы наиболее трудоемкими вспомогательными работами являются:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА.
Карьерный транспорт
предназначен для перемещения горной
массы (вскрыши и полезного
Интенсивность работы карьерного транспорта характеризуется грузооборотом карьера, который определяется количеством груза (в кубометрах или тоннах), перемещаемого в единицу времени (час, смена и т.д.). Масштаб горных работ на карьере определяется величиной грузооборота. Он слагается из объемов перевозок вскрыши, полезного ископаемого и хозяйственно-технических грузов. Основной объем в грузообороте обычно составляет вскрыша. Минимальный объем приходится на хозяйственно-технические грузы.
Грузооборот (или часть его), характеризуемый устойчивым во времени направлением перемещения, называется грузопотоком. Грузопоток называется сосредоточенным, если все грузы перемещаются из карьера на поверхность в одном направлении по одним транспортным коммуникациям, в противном случае грузопоток называется рассредоточенным. С точки зрения лучшего использования транспортных коммуникаций и оборудования минимальное число грузопотоков является боле желательным. Однако при значительном грузообороте, большой протяженности карьерного поля, наличии нескольких пунктов разгрузки и разобщенности, а также в некоторых других случаях рассредоточена потока является технически необходимым и экономически целесообразным. При формировании грузопотоков обычно стремятся к разделению грузов по качественному признаку вскрыша и полезное ископаемое) 1 пунктам назначения. Грузооборот карьера и отдельные грузопотоки из' меняются по мере развития горных работ. Вопрос о выделении отдельных грузопотоков решается при проектировании карьера на основании
В зависимости от принципа действия различают транспорт цикличного (прерывного) и непрерывного действия. Продолжительность цикла оборота складывается из продолжительности погрузки, продолжительности движения с грузом к пункту разгрузки, продолжительности движения к месту погрузки и продолжительности пауз между перечисленными операциями. При цикличном транспорте (железнодорожный, автомобильный) погрузка, движение с грузом, разгрузка и движение без груза осуществляются последовательно. При транспорте непрерывного действия (конвейерный, гидравлический) эти операции совмещаются.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Основными видами железнодорожного транспорта являются железнодорожный, автомобильный, конвейерный и гидравлический.
Железнодорожный транспорт
целесообразно применять на карьерах
с большим годовым грузооборото
Автомобильный транспорт применяется главным образом на карьерах с небольшим годовым грузооборотом (15-20 млн.т) при расстоянии транспортирования до 4 км. С появлением автосамосвалов большой грузоподъемности (120-180 т и более) область применения автотранспорта значительно расширилась. Его особенно эффективно применять в период строительства карьеров, при интенсивной разработке месторождения с большой скоростью подвигания забоев и высокими темпами углубки горных работ. Отсутствие рельсовых путей и контактной сети, менее жесткие требования к профилю и плану автомобильных дорог (допустимый радиус кривых составляет 15-20 м, а подъем пути 80-100 о/оо) снижают объем горнокапитальных работ и уменьшают сроки и затраты на строительство карьеров. К основным недостаткам автомобильного транспорта относится резкое снижение эффективности при увеличении расстояния транспортирования и зависимость от климатических условий.