Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:02, лекция
Основной целью открытых горных работ является разработка месторождений полезных ископаемых. Способ разработки месторождений полезных ископаемых с применением открытых горных работ называется открытым способом.
Трассы различают внешние, внутренние и смешанные. В последнем случае верхние уступы карьера вскрыты траншеями внешнего заложения, а нижние - траншеями внутреннего заложения. По сроку службы различают трассы стационарные (трассы траншей внешнего и внутреннего заложения, расположенных на нерабочем борту карьера) и временные (трассы скользящих съездов). Основными параметрами трассы являются величина ее подъема, глубина заложения (разность высотных отметок начала и конца трассы), минимальный радиус криволинейных участков, теоретическая и действительная длина трассы, число и конструкция пунктов примыкания наклонных участков к горизонтальным. Положение трассы капитальной траншеи в пространстве характеризуется ее продольным профилем (проекция оси капитальной траншеи на вертикальную плоскость) и планом (проекции оси капитальной траншеи на горизонтальную плоскость). Продольный профиль трассы включает горизонтальные и наклонные участки, а также участки сопряжения между ними. Важным элементом продольного профиля трассы является конструкция пункта примыкания наклонных участков к рабочим горизонтам. Различие возможных вариантов примыкания определяется условиями трогания транспортных средств при их вынужденной остановке.
В соответствии с этим различают примыкание на руководящем подъеме, смягченном подъеме, горизонтальных площадках
При отсутствии экскаваторов с удлиненным рабочим оборудованием или при большой глубине капитальной траншеи ее проведение осуществляется послойно. Для экскаваторов ЭКГ-5 и ЭКГ-8 высота слоя составляет соответственно 3-3,3 и 4,7-5 м.
При проведении траншей с использованием автотранспорта в большинстве случаев применяется нижняя погрузка, так как маневренность автосамосвалов обеспечивает высокую эффективность использования экскаваторов. Применение автотранспорта при проведении траншей экономически целесообразно даже в тех случаях, когда он не применяется в период эксплуатации. Автосамосвалы под погрузку подаются по следующим схемам: кольцевой, тупиковой и тупиковой с нишами (ниши сооружаются через 50-60 м друг от друга).
Рис. 2.14. Схемы послойного проведения траншей:
I, II, III, IV — последовательность выемки слоев
Бестранспортный способ проведения траншей находит применение при достаточной устойчивости их бортов, позволяющей использовать последние для размещения породы. Наиболее эффективным оборудованием при этом способе являются драглайны. В зависимости от радиуса разгрузки драглайна и размеров поперечного сечения траншеи ось перемещения драглайна в процессе работы может совмещаться с осью траншеи, быть ближе к одному из ее боротов и находиться на борту. Основным принципом расчета параметров траншеи при известных параметрах драглайна является равенство приемной способности бортов траншеи и объема породы вынимаемой из траншеи. Расчет ведется на 1 м длины траншеи.
Большая роль в создании теоретических основ вскрытия карьерных полей принадлежит проф. Е.Ф.Шешко.
Как уже отмечалось, в
большинстве случаев для
Капитальные горные выработки могут предназначаться для перемещения транспортных средств одновременно с грузом и без груза, только с грузом, только без груза. Фактическому назначению выработки должны соответствовать размеры ее поперечного сечения и продольный уклон.
Таблица 8.1 – Классификация способов вскрытия
Способ вскрытия |
Сущность способа вскрытия |
I. Отдельными траншеями |
Каждый уступ вскрыт независимой траншеей |
II. Групповыми траншеями |
Группы уступов вскрыты независимыми траншеями. Разные группы уступов вскрыты независимо друг от друга. |
III. Общими траншеями |
Все уступы вскрыты общей траншеей |
IV. Парными траншеями |
Каждый уступ, группа уступов или все уступы вскрыты двумя траншеями (или отдельными, или групповыми, или общими) |
V. Бестраншейное вскрытие |
Уступы вскрыты без проведения капитальных траншей |
VI. Подземными выработками |
Уступы вскрыты подземными выработками |
VII. Комбинированное вскрытие |
Уступы вскрыты двумя или несколькими способами |
Рост числа уступов карьера с увеличением его глубины ведет к возрастанию числа капитальных траншей и их объема. Поэтому системы отдельных и групповых капитальных траншей, имеющие наибольший объем, применяются при вскрытии месторождений небольшой и средней глубины. Для вскрытия глубоких месторождений применяются системы общих капитальных траншей, а в отдельных случаях подземные горные выработки.
СИСТЕМЫ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Под системой открытой разработки месторождения понимается определенный порядок выполнения горно-подготовительных, вскрышных и добычных работ. В условиях данного карьера принятая система разработки должна обеспечивать безопасную, экономичную и наиболее полную выемку кондиционных запасов полезного ископаемого при соблюдении мер по охране окружающей среды.
При разработке горизонтальных
и пологих залежей горно-
Для выполнения вскрышных, добычных и горно-подготовительных работ в определенном объеме и порядке применяется различное горное и транспортное оборудование. На карьерах необходимо стремиться обеспечить такую технологию, при которой все основные и вспомогательные процессы и опереции полностью механизированы, а применяемые машины и механизмы по своей мощности и производительности взаимоувязаны и обеспечивают заданный темп горных работ, что соответствует принципам комплексной механизации. Комплексная механизация открытых горных разработок имеет своей целью не только замену тяжелого ручного труда механизированным, но и получение наилучших технико-экономических показателей. Поэтому для выполнения основных и сопутсвующих им вспомогательных процессов и операций изыскиваются по возможности наилучшие технические решения, которые позволяют получить высокие экономические результаты. Комплекс горного, транспортного, дробильно-сортировочного и вспомогательного оборудования на карьере, обеспечивающий планомерную выемку горной массы в забоях и перемещение вскрыши на отвалы, а полезного ископаемого к складам и потребителям, составляет структуру комплексной механизации карьера. Система разработки месторождения и структура комплексной механизации данного карьера взаимосвязаны.
Параметры элементов системы разработки (высота уступов, ширина рабочих и нерабочих площадок, длина фронта работ, скорость подвигания фронта работ, размеры панелей и заходок и др.) взаимосвязаны с рабочими параметрами и мощностью комплекса оборудования. Поэтому они должны рассматриваться в единстве на основе единой методики расчета технологии производства вскрышных и добычных работ и технологических характеристик комплекса оборудования. Для осуществления такого единства технологии и комплексной механизации открытых разработок акад. В.В. Ржевским введено понятие технологических комплексов вскрышных и добычных работ как совокупности комплексов оборудования и технологических решений (в первую очередь по системам разработки и вскрытию, их параметрам), совместно обеспечивающих безопасное, высокопроизводительное и экономичное выполнение горных работ в заданных объемах. Технологические комплексы горных работ различаются типами применяемых комплексов оборудования, а их варианты - моделями и параметрами горного и транспортного оборудования, а также вариантами технологической расстановки оборудования. При одинаковом оборудовании технологический комплекс может быть организован с различным взаимным положением оборудования в плане и по высоте рабочей зоны карьера. При этом изменяются только гсхнологические параметры вскрышных и добычных работ. Такие варианты технологических комплексов называются схемами экскавации.
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ИХ ПАРАМЕТРЫ
Рис. 3.2. Разработка наклонными и крутыми слоями - транспортирование горной массы.
К элементам системы разработки относятся уступы, фронт работ уступа, фронт работ карьера, рабочая зона карьера, рабочие площадки, транспортные и предохранительные бермы.
Уступы. Главным параметром уступа является его высота h , которая оказывает непосредственное влияние на производительность оборудования, качество добытого полезного ископаемого, угол откоса бортов карьера, длину фронта работ, протяженность транспортных коммуникаций, объем горно-капитальных работ и др. Высота уступа устанавливается с учетом комплексного влияния указанных выше факторов. Основным требованием при установлении высоты уступа является безопасное ведение горных работ при использовании горного оборудования определенного типоразмера. При разработке горизонтальных и пологих месторождений высота уступа часто предопределяется мощностью залежи и покрывающих пород. Для наклонных и крутых месторождений высота уступа устанавливается исходя из параметров горного оборудования и требований к качеству полезного ископаемого. В случае разработки однородных вскрышных пород и мощных залежей простого строения высота уступа принимается максимальной исходя из параметров горного оборудования, так как при этом уменьшаются затраты на подготовку скальных пород к выемке и на их транспортирование. При этом, в соответствии с Правилами технической эксплуатации, при разработке скальных и полускальных пород высота уступа не должна превышать максимальную высоту черпания экскаватора более чем в 1,5 раза при условии, что высота развала не будет превышать максимальную высоту черпания экскаватра при однорядном и двухрядном взрываний. В случае многорядного взрывания высота развала может быть в 1,5 раза больше максимальной высоты черпания экскаватора, однако при экскавации пород в этом случае необходимо принимать меры, исключающие образование и произвольное обрушение козырьков и нависей. При верхней погрузке экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием высота уступа определяется параметрами экскаваторов. При разработке слож-, но-структурных залежей потери и разубоживание учеличиваются с уве-1 личением высоты уступов. В этом случае высота уступа не должна превышать высоты черпания экскаватора. Иногда с целью уменьшения j потерь при разработке уступ разделяется на два подуступа.
Опыт разработки месторождений простого строения показывает, что рациональная высота уступа находится в пределах 11-14 и 1б-19м соответственно для экскаваторов с ковшом вместимостью 3-5 и 8-12,5 м3.
Угол a откоса уступа зависит от физико-технических свойств гор-Ьх пород, применяемого оборудования и продолжительности стояния (тупов.
Рабочая площадка уступов. Минимально допустимая ширина рабочих площадок уступов зависит в основном от размеров выемочно-погрузочных машин, вида карьерного транспорта, схемы движения транспортных средств, высоты уступов, крепости пород.
При использовании мехлопат ЭКГ-5 и ЭКГ-8 и железнодорожного транспорта минимальная ширина рабочей площадки составляет соответственно 26-31 и 29-33 м в мягких породах, 39-52 и 45-60 м в скальных. В случае использования автотранспорта ширина рабочей площадки составляет 23-30 и 37-52 м соответственно в мягких и скальных породах.
Фронт работ уступа - часть уступов по длине, подготовленная к производству горных работ. Подготовка фронта работ уступа заключается в создании на уступе рабочей площадки необходимой ширины и в подводе транспортных и энергетических коммуникаций для обеспечения работы горного и транспортного оборудования. Суммарная протяженность фронтов работ отдельных уступов составляет фронт работ карьера, который подразделяется на вскрышной, измеряемый длиной фронтов работ вскрышных уступов, и добычный, измеряемый длиной фронтов работ добычных уступов. Создание первоначального фронта работ уступа и его перемещение в процессе работ не могут осуществляться произвольно. Нарезку уступов (путем проведения разрезных траншей) и перемещение фронта работ производят таким образом, чтобы в процессе разработки обеспечить заданное число вскрышных и добычных забоев.
Первоначальный фронт горных работ может быть расположен вдоль длинной и короткой осей карьерного поля, а также концентрически. Расположение фронта работ вдоль длинной оси карьерного поля создает благоприятные условия для интенсивной разработки месторождения и создания больших объемов вскрытых запасов. Однако такое расположение фронта требует выполнения большого объема гордо-капитальных работ при строительстве карьера и большой длины транспортных коммуникаций. Его целесообразно применять при малой мощности вскрышных пород. При расположении фронта работ вдоль короткой оси объемы горно-капитальных работ и длина транспортных коммуникаций относительно небольшие. Но при этом резервы увеличения производительности карьера и создания вскрытых запасов полезного ископаемого ограничены. Усложняются вскрытие уступов и эксплуатация транспортных коммуникаций из-за частого их переустройства. Так располагать фронт целесообразно при большой мощности вскрыши. В этом случае, как правило, используются мобильные виды транспорта.