Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа
Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………………..3
Развитие трубопроводного транспорта России……………………………………..5
Первоначальное развитие трубопроводного транспорта………………..5
1.2 Трубопроводный транспорт в начале ХХ века……………………………7
2. Развитие и управление трубопроводного транспорта…………………………….10
2.1. Современные планы развития…………………………………………..10
2.2. Государственное управление……………………………………………13
3. Анализ основных угроз в трубопроводном транспорте………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………………………..25
Приложение 1………………………………………………………………………………...26
Приложение 2………………………………………………………………………………...27
Приложение 3………………………………………………………………………………...28
Курсовая работа
на тему:
«Развитие и размещение трубопроводного транспорта России»
Уфа 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2 Трубопроводный транспорт в начале ХХ века……………………………7
2. Развитие и управление трубопроводного транспорта…………………………….10
2.1. Современные планы развития…………………………………………..10
2.2. Государственное управление……………………………………………13
3. Анализ основных угроз в трубопроводном
транспорте………………………………….15
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………………………
Приложение 3……………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Магистральный трубопроводный
транспорт является важнейшей составляющей
топливно-энергетического
За последние годы резко возросла роль трубопроводного транспорта в российской экономике. Это связано с рядом факторов - увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней вследствие роста объемов транспорта нефти, создание новых рабочих мест, развитие экономики регионов и т.д. Итак рассмотрим основные показатели работы трубопроводного транспорта в 1994 – 2002 годах. Объём транспортировки газа с 483 млн.т. в 1994 г. возрос до 514 млн. т. в 2004 г. Объёмы перевозки нефти также значительно увеличились с 300 млн. т. в 1994 г. до 360 млн. т. в 2002г. Транспортировка нефтепродуктов не притерпела значительных изменений по увеличению объёмов.
Системы трубопроводного транспорта являются эффективным инструментом реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.
Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:
К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.
Трубопровод – это магистраль из стальных труб диаметром до 1500 мм. Укладывают на глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы оснащены оборудованием для обезвоживания и дегазации нефти, оборудованием для подогрева вязких сортов нефти. На газопроводах - установки для осушения газа, для одоризации (придание газу резкого запаха) и распределительные станции. Для поддержания необходимого давления устанавливают специальные перекачивающие станции. В начале магистрали – головные, затем через каждые 100 – 150 км. - промежуточные. Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км. газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.
В начале ХХ века в России были сооружены два основных трубопровода: Баку-Батуми (1896-1906 гг.), протяженностью 833 км и диаметром 200 мм для перекачки 900 тысяч тонн керосина в год; Махачкала-Грозный (1913-1914 гг.), протяженностью 162 км и диаметром 200 мм для перекачки 700 тыс. тонн нефти в год. До 1917 года были построены нефтепродуктопроводы общей протяженностью 1300 км, средний диаметр труб составлял 197мм. Однако эти трубопроводы не могли составить конкуренцию мощной системе железнодорожного транспорта. Так, например, в 1913 году по трубопроводу Баку - Батуми перекачивалось только 6% всей транспортируемой нефти. Ключевой датой в истории развития трубопроводной системы России считается 17 марта 1920 года.
До Второй мировой войны общая протяженность системы магистральных трубопроводов СССР составляла 4100 км, 70% которых применялись для перекачки сырой нефти. В конце 40-х годов по мере освоения нефтяных месторождений Башкирии, Татарстана, Самары, Перьми и Оренбурга, а также месторождений Северного Кавказа началось активное строительство магистральных нефтепроводов. Начало 50-х годов считается периодом интенсивной добычи нефти в Волго-Уральском районе. Для перекачки сырой нефти были построены нефтепроводы: Туймазы - Уфа-2 и 3, Бавлы - Куйбышев-1 и 2, Туймазы - Омск, Ромашкино - Куйбышев, Шкапово - Ишимбай, Куйбышев - Саратов, Субханкулово - Азнакаево - Альметьевск, Муханово - Куйбышев, Омск - Татарск, Ишимбай - Орск и др. Развитие новых нефтяных месторождений и рост производства явились предпосылками для создания принципиально новых методов для перекачки нефти и нефтепродуктов, а также современного оборудования.
Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.
За последние годы резко возросла роль трубопроводного транспорта в российской экономике. Это связано с рядом факторов - увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней вследствие роста объемов транспорта нефти, создание новых рабочих мест, развитие экономики регионов и т.д. Итак рассмотрим основные показатели работы трубопроводного транспорта в 1994 – 2002 годах. Объём транспортировки газа с 483 млн.т. в 1994 г. возрос до 514 млн. т. в 2004 г. Объёмы перевозки нефти также значительно увеличились с 300 млн. т. в 1994 г. до 360 млн. т. в 2002г. Транспортировка нефтепродуктов не притерпела значительных изменений по увеличению объёмов.
Системы трубопроводного
транспорта являются эффективным инструментом
реализации государственной политики,
позволяющим государству
Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:
К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.
1.2. Трубопроводный транспорт в России в начале XX века
В начале XX века строительство трубопроводов приобретает
Важное значение для армии и флота. В 1896 году в Военном министерстве России решался вопрос об отводе земли инженеру Е. В. Глушкову под строительство нефтепровода от Грозного до Поти или Сухуми.Получив
концессию, Глушков не смог найти средства ни в России, ни за рубежом.
Бурный рост промышленности требовал все более широкого использования нефти и продуктов ее переработки в качестве источников энергии, что в свою очередь стимулировало развитие магистрального трубопроводного транспорта. Однако в России этот процесс шел медленно.
В 1912 — 1914 годы США значительно опережали Россию по добыче нефти
и, главным образом, благодаря развитию нефтепроводного транспорта: по трубопроводам ежегодно перекачивали 27,5 млн тонн нефти. В России магистральные трубопроводы из районов нефтедобычи в центральные регионы, где потреблялась нефть, в то время еще не были проложены. Продуктопровод Баку — Батуми был ориентирован исключительно на перекачку экспортного керосина, объемы поставок которого за границу с 1905 года из-за трудностей сбыта стали значительно сокращаться. Позднее керосинопровод был переоборудован под перекачку нефти.
Только в июле 1914 года в России был введен в эксплуатацию нефтепровод Грозный — Порт Петровский (ныне Махачкала) протяженностью 162 км, диаметром 203 мм с четырьмя насосными станциями. Впоследствии трубопровод подвергся реконструкции, и с 1933 года по нему осуществлялась подача нефти в обратном направлении — от Махачкалы в Грозный.
В этот же период были сооружены нефтепроводы Туха —Краснодар протяженностью 102 км, диаметром 203 мм и Доссор — Ракуша — Каспий — 154 км и 152 мм соответственно.
Общая протяженность нефте- и нефтепродуктопроводов (включая промысловые), построенных в России до 1917 года, составляла порядка 1300 км; суммарная подача нефти достигала 2,5 млн тонн в год.
По своей конструкции
первые трубопроводы характеризуются
как сборно-разборные, ручной сборки.
И только при строительстве
В период с 1917 по 1941 год строительство нефте- и нефтепродуктопроводов продолжалось, хотя скудные средства и ресурсы не позволяли вести работу с желаемым размахом.
Индустриализация страны и коллективизациясельского хозяйства обусловили дальнейший рост добычи и переработки нефти, необходимость сооружения новых транспортных артерий. Так, к 1929 году в стране насчитывалось около 35, в 1930 — 72, к концу первой пятилетки — 200 тыс. тракторов. Для обеспечения техники керосином в 1931 году был построен продуктопровод Армавир — Никитовка диаметром 325 мм, протяженностью 425 км с двумя насосными станциями — в Армавире и Ростове-на-Дону. По нему тракторный керосин доставлялся с кавказских нефтеперерабатывающих заводов в сельскохозяйственные районы России и Украины. В 1932 году продуктопровод в районе Конаково был подключен
к нефтепроводу Грозный — Туапсе, переведенному к этому времени на перекачку тракторного керосина. (Трубопровод для перекачки нефти строился под руководством В. Г. Шухова и был введен в эксплуатацию в 1928 году.)
Внедрением способа последовательной перекачки автомобильного бензина и дизельного топлива занимались инженеры А. А. Кощеев (1930 — 1932) и Д. А. Черняев (конец 30-х), научные основы сложной технологической операции были разработаны профессором В. С. Яблонским. В настоящее время по одной линии трубопровода последовательно перекачивается более десятка нефтепродуктов разных сортов. Интенсивное развитие промышленности СССР в течение двух
первых пятилеток (1928 — 1937) вызвало дальнейший рост нефтедобычи, нефтепереработки и транспорта нефти и нефтепродуктов. В 1941 году добыча нефти в стране составила 31 млн тонн. Это огромное по тому времени количество нефти требовалось переправить на нефтеперерабатывающие заводы, получить товарные нефтепродукты и доставить их потребителям.
В довоенный период в стране было сооружено лишь 2500 км трубопроводных магистралей. К 1941 году в промышленной эксплуатации находилось 4100 км магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов с суммарной подачей 7,9 млн тонн в год. Диаметры трубопроводов не превышали 325 миллиметров. Для перекачки нефти и нефтепродуктов использовались плунжерные насосы с приводом от стационарных дизельных двигателей.
Информация о работе Развитие и размещение трубопроводного транспорта России