Развитие и размещение трубопроводного транспорта России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание

Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Развитие трубопроводного транспорта России……………………………………..5
Первоначальное развитие трубопроводного транспорта………………..5
1.2 Трубопроводный транспорт в начале ХХ века……………………………7
2. Развитие и управление трубопроводного транспорта…………………………….10
2.1. Современные планы развития…………………………………………..10
2.2. Государственное управление……………………………………………13
3. Анализ основных угроз в трубопроводном транспорте………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………………………..25
Приложение 1………………………………………………………………………………...26
Приложение 2………………………………………………………………………………...27
Приложение 3………………………………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа № 3 6 курс Развитие и размещение трубопроводного транспорта России.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

В 1934 году были образованы Наркомат топливной промышленности и Главное управление по сбыту  нефти и нефтепродуктов (Главнефтеснаб) в его составе. В начале 1940 года создан Наркомат нефтяной промышленности СССР, в его структуре сформирован  Главнефтесбыт во главе с Я. С. Широковым. Год спустя Главнефтесбыт был выведен из состава Наркомата нефтяной промышленности и переименован в Главнефтеснаб СССР с непосредственным подчинением Совнаркому СССР.

С созданием в 1939 году института «Нефтепроводпроект» (впоследствии «Гипротранснефть» и «Гипротрубопровод») резко повысилось качество проектирования и сооружения трубопроводов. По мере увеличения объемов строительства магистральных трубопроводов институт открывал свои филиалы в Киеве, Ленинграде, Тюмени, Томске. В послевоенные годы институт разрабатывал проекты полевых магистральных трубопроводов военного назначения, в конце 60-х — в основном проектировал нефтепроводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие  и управление трубопроводным  транспортом.

2.1. Современные планы развития трубопроводного транспорта.

В настоящее время  известно несколько проектов строительства  новых нефтепроводов, которые могут  соединить Россию и Прикаспийский  регион с Персидским заливом для  поставок нефти в Азиатско-Тихоокеанский  регион.

Рассмотрим эти проекты, причем главной оцениваемой величиной будет качество нефти и, следовательно, ее возможная конкуренция на рынке потребителя.

Проект       «Россия-Казахстан предусматривает  поставку российской, казахстанской  и туркменской нефти на иранские НПЗ и возможность поставки нефти через Персидский залив в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, для реализации проекта планируется не только использовать существующие нефтепроводы, но и построить новые нитки по маршруту Павлодар—Чарджоу—Туркменбаши – Нека - Тегеран.

Проектом «Россия—Казахстан—Туркмения - Иран», предусматривается поставка в район Персидского залива нефтей России, Казахстана и Туркмении. Для подачи нефти в Персидский залив потребуется дальнейшее развитие нефтепровода Самара—Атырау в направлении Туркменбаши – Нека – Тегеран.

Россия имеет возможность  самостоятельного выхода в Иран через  Каспийское море, следовательно, без  геополитического влияния транзитных государств. Непосредственный выход  нефтей России в Иран возможен в  следующих вариантах: танкерные  перевозки Волга— Каспийское море—Нека (Иран) или строительство подводного трубопровода «Северный Каспий—присоединение к иранским нефтепроводам». В этих случаях на выходе в портах Персидского залива можно получить нефти сорта «Юралс, что может заинтересовать как российских производителей, так и Иран.

Транспортировка российской нефти из регионов Северной и Центральной  Сибири в южном направлении с  учетом ожидаемой добычи на шельфе Арктики, без сомнения, перспективна. При разработке проектов этого направления  необходимо учитывать возможную конкуренцию производителей других регионов. Важнейшим аргументом при выборе конкретного проекта будет качество поставляемой сырой нефти.

Россия может участвовать  в различных проектах поставки нефти  в южном направлении как в  консорциуме с транзитными государствами, так и самостоятельно. Качество поставляемой нефти в значительной степени будет влиять на результаты конкуренции и, следовательно, определять эффективность маршрута транспортировки. Проект <Россия—Иран> позволит исключить промежуточный транзит и сделать поставки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона выгодными для России.

В минувшем году на самом  высоком государственном уровне была обозначена актуальная проблема — прогрессирующая изношенность основных производственных фондов, которая может в самом недалеком будущем привести к экономическому коллапсу. И ведущие специалисты, и топ - менеджеры компаний солидарны в том, что только ощутимое увеличение инвестиций на воспроизводство мощностей может предотвратить катастрофические последствия.

Неоспорим тот факт, что  выход страны из кризиса и перспективы  ее поступательного развития тесным образом связаны с успешным функционированием  нефтегазовой отрасли. Между тем  именно в этой сфере процент износа основных фондов даже выше, чем в целом ряде менее значимых секторов промышленности. Именно сегодня важно точно и своевременно реагировать на запросы времени.

Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» решает не только важнейшие экономические, но и геополитические задачи. Любой из проектов, реализуемых «Транснефтью», приносит стране сотни миллионов долларов прибыли. И это не голословное утверждение. Нефтепровод в обход территории Чечни, построенный в минувшем году, открыл дорогу «большой» азербайджанской нефти. В 2001 г. вступила в действие балтийская трубопроводная система (БТС) новое экспортное «окно в Европу» и будет построен нефтепровод Суходольная-Родионовская исключающий транзит по территории Украины. Российская нефть должна течь по российским трубопроводам, проложенным на российской земле — это одно из условий экономической независимости державы. Поэтому огромное хозяйство компании должно функционировать чётко, бесперебойно, надежно — это вопрос государственной важности.

Объем инвестиций в отрасль  в текущем году, по словам президента компании, превысит 1,5 млрд. дол. Средства эти пойдут на реализацию перспективных проектов и реконструкцию действующих нефтепроводов. Так, по договору с администрацией Ленинградской области компанией «Транснефть» будет вложено в инфраструктуру Ленинградской области и Приморска до 5 млн. дол.: будут построены новые комфортабельные дома для нефтепроводчиков и их семей, созданы новые, достойно оплачиваемые рабочие места, — тем самым: будет решаться важнейшая социальная задача.

Западные финансисты доверяют компании и проявляют заинтересованность в кредитовании осуществляемых ею масштабных проектов («Транснефть» ведет успешные переговоры с Европейским банком реконструкции и развития в плане финансирования проекта строительства нефтепровода Суходольная—Родионовская).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Государственное управление трубопроводным транспортом

Последние пятнадцать лет, были не лучшими в истории нефтегазового  комплекса нашей страны. Темпы  геологоразведочных, буровых работ, обновления оборудования сильно отставали от объемов нефтедобычи и экспорта сырьевых ресурсов. Все эти годы фактически «проедался» задел, созданный еще во время СССР. В ряде значимых компаний на волне приватизации к руководству пришли случайные люди, которых не волновало развитие отрасли. Параллельно разрушалась существовавшая ранее жесткая система государственного регулирования недропользования.

Недостатки действующего законодательства позволили руководству нефтяных компаний использовать внутренние и  внешние оффшоры, чтобы не платить в России налоги. Политика руководства ряда компаний напоминала поведение временщиков, основной задачей которых была варварская эксплуатация разведанных ранее месторождений, расширение экспорта сырьевых ресурсов через оффшорные структуры и последующая продажа компаний иностранцам.

От благоприятной конъюнктуры  мирового нефтяного рынка не получили должных финансовых поступлений  не только российская культура, здравоохранение, образование, армия и флот, но и  отрасли, непосредственно занятые  техническим перевооружением нефтегазового комплекса. В частности, по итогам 2004 года, несмотря на необычайно высокие цены на нефть и рост доходов сырьевых компаний, наблюдалось снижение закупок нефтегазового оборудования.

В ряде компаний идут процессы деградации, при которых все усилия направляются лишь на увеличение добычи (часто с нарушением режима эксплуатации) и экспорта сырья. Параллельно растет доля импортного оборудования и услуг в общем объеме заказов этих компаний.

Нефтяной комплекс садится на «технологическую иглу», сознательно обрекая себя на необоснованную зависимость от иностранной техники и технологий. Не является секретом, что завышение цен при импорте оборудования и заказы работ иностранным компаниям является сегодня одним из основных способов перетока нефте- и газодолларов за рубеж.

В целях предотвращения дальнейшей деградации сырьевых отраслей, Союз производителей нефтегазового  оборудования предложил при подготовке новых лицензионных соглашений включать в них требования, обеспечивающие развитие предприятий нефтегазового  комплекса на основе достижений российской промышленности. Требуется законодательно обязать все компании, разрабатывающие российские недра, использовать в основном отечественную продукцию и услуги.

Сегодня основным условием сохранения и развития российского  нефтегазового комплекса является государственное регулирование. Только государство может заставить недропользователей вкладывать средства не только в недвижимость, яхты и бензоколонки за рубежом, но и в закупку передовой отечественной техники и технологий.

В целях усиления государственного контроля за деятельностью нефтегазовых компаний утверждена коллегия представителей РФ в акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть» в составе:

  • - министр топлива и энэргетики РФ (председатель коллегии):
  • - первый заместитель руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству;
  • - первый заместитель министра Мингосимущества РФ;
  • - заместитель председателя ФЭК РФ;
  • - заместитель министра финансов РФ;
  • - заместитель министра топлива и энергетики РФ;
  • - заместитель руководителя департамента государства и имущества ТЭК Мингосимущества РФ;
  • - заместитель министра МАПиПП РФ;
  • - заместитель министра Минэкономики РФ.

В целях приведения порядка  формирования органов управления устава акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть» в соответствие с Федеральным законом «Об акционерных обществ а также в связи с изменением состава Правительства РФ:

  • - определено лицо, голосующее на собрании акциями принадлежащими РФ;
  • - принят Устав компании в новой редакции;
  • - избран Совет директоров компании.

Единая позиция представителей РФ, входящих в состав коллегии определяется их голосованием в соответствии с  Указом Президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ УГРОЗ В ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ.

Прежде чем описывать основные элементы стратегии обеспечения экономической безопасности на трубопроводном транспорте рассмотрим основные интересы в этой сфере, а также проведем анализ основных угроз для разработки области безопасности и формирования приоритетов. По нашему мнению, рассматривая интересы в трубопроводном транспорте необходимо четко различать все заинтересованные группы. У каждой из этих групп есть свои интересы, которые выражаются в их действиях и реализуются в стратегиях. В этой связи могут быть выделены следующие носители интересов:

  • государство (в том числе, как собственник трубопроводного транспорта);
  • компании трубопроводного транспорта;
  • потребители услуг трубопроводного транспорта;
  • население.

Каждый носитель имеет  свои интересы, которые частично пересекаются, частично противоречат друг другу. Например, государство как собственник заинтересовано в высоких тарифах с целью повышения экономического эффекта. С другой стороны - большие тарифы могут привести к росту цен и повышению социальной напряженности. Но социальная напряженность может быть погашена путем перераспределения указанных доходов в пользу малообеспеченных слоев населения. С другой стороны потребители услуг трубопроводов и население заинтересованы в экологической безопасности самих трубопроводов.

Такое неоднозначное  соотношение проблем, интересов  и угроз заставляет уполномоченные органы формировать концепцию, стратегию  и программу обеспечения безопасности на трубопроводном транспорте. В этой связи, представляется целесообразным рассмотреть ряд основных аспектов проблемы учета и ранжирования угроз и на этой основе разрабатывать стратегию безопасности. Необходимо отметить, что для любой ситуации угроза может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус - в зависимости от того, становится она возможностью для получения положительного или отрицательного результата.

Анализ возможных угроз  целесообразно начать с фиксирования в определенный момент времени состояния  объекта, при котором деятельность его эффективна и жизненно важные интересы сбалансированы. Под эффективностью деятельности этого гипотетического объекта будем понимать устойчивость всей совокупности основных параметров текущей деятельности (например, значений выручки, прибыли, общей экономической рентабельности, оборачиваемости активов, ликвидности, чистой прибыли на акцию), достигаемые значения которых соответствуют принятым нормативам, или отмечается устойчивая тенденция их роста.

Баланс жизненно важных интересов объекта должен подразумевать  соответствие располагаемого ресурсно-производственного потенциала (производственной мощности, активов, доли рынка, наличия стратегических зон хозяйствования, вида кривой жизненного цикла) формулируемым стратегическим целям его развития.

Это не обязательно должно быть состояние объекта, реально  достигнутое. Речь может идти и о стадии проектирования предприятия. Тогда исследованию будет подлежать модель (инвестиционный или организационный проект, бизнес-план), которая предусматривает его эффективное функционирование в будущем. Также может оказаться, что необходимость обеспечения безопасности объекта возникает в результате появления такой функции его деятельности (например, производство нового вида продукции или оказание нового вида услуг), которая ранее не предусматривалась. И тогда также может идти речь об определенной модели эффективного функционирования и развития.

Информация о работе Развитие и размещение трубопроводного транспорта России