Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:19, реферат
Предприятия общественного питания должны быть оснащены обо¬-
рудованием и предметами материально-технического оснащения в
соответствии с действующими нормами.
В соответствии с санитарными требованиями материалы, из кото¬рых
изготавливают оборудование, инвентарь, посуду, тару для пред¬приятий
общественного питания, не должны оказывать вредного воз¬действия на
продукты и вызывать изменения их качества и свойств.
1.5.Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде.
Предприятия общественного питания должны быть оснащены обо- рудованием и предметами материально-технического оснащения в соответствии с действующими нормами. В соответствии с санитарными требованиями материалы, из которых изготавливают оборудование, инвентарь, посуду, тару для предприятий общественного питания, не должны оказывать вредного воздействия на продукты и вызывать изменения их качества и свойств. Они должны быть устойчивыми к кислотам и щелочам, легко мыться и дезинфицироваться, не ржаветь, иметь гладкую поверхность. Таким требованиям отвечают нержавеющая сталь, алюминий, дюралюминий, мельхиор, никель, некоторые виды пластмассы, фарфор, фаянс, стекло и др. Требования к оборудованию. Технологическое оборудование пред- приятий общественного питания бывает механическое, тепловое, хо- лодильное и немеханическое. Форма и конструкция оборудования должны соответствовать санитарно- гигиеническим требованиям, способствовать облегчению труда работников и повышению его производительности.
В настоящее время этим требованиям отвечает модульное (определенных габаритных размеров) оборудование, выполненное в виде отдельных секций, которые легко собираются в разном сочетании для горячих, холодных, кондитерских цехов.
Оборудование размещают в производственных помещениях с учетом последовательности технологического процесса, исключающего встречные и перекрещивающиеся потоки движения сырья, полуфабрикатов и готовой пищи. Для обеспечения свободного доступа к оборудованию предусматривают проходы к нему шириной не менее 1,2—1,5 м. Наиболее современным считается линейное расположение модульно- секционного оборудования, которое создает единую технологическую линию, улучшает санитарное состояние предприятия и условия труда персонала. Как правило, эти линии располагают вдоль стен или посередине помещения, освобождая производственные площади для нормального передвижения работающих. Над тепловыми аппаратами линии устраивают вытяжную вентиляцию, что улучшает санитарное состояние воздушной среды производства. Механическое оборудование должно иметь рабочие части машин из нержавеющей стали, а наружные части окрашенными Эмалевой краской. После работы оборудование тщательно очищают, моют горячей водой, вытирают чистым полотенцем и закрывают чехлом из пленки или полотна. Рабочие части машин следует мыть с добавлением разрешенных моющих средств, ошпаривать, протирать, просушивать в тепловых шкафах отдельно в разобранном виде. Для измельчения сырых и прошедших тепловую обработку продуктов должно использоваться раздельное механическое оборудование, а в универсальных машинах— сменные механизмы.
Самым гигиеничным тепловым оборудованием являются электрические аппараты: стационарные котлы, плиты и модульные секционные передвижные плиты, сковороды, фритюрницы, жарочные шкафы, которые собирают в линию в зависимости от последовательности технологического процесса, кондитерские шкафы в кондитерском производстве. Пища, приготовленная на таких линиях, сохраняет высокие санитарные показатели, так как ее перемещение в процессе приготовления сокращено до минимума, кроме того, ее можно доставлять на раздачу в этих же котлах без перекладывания в другую посуду. Все тепловое оборудование содержат в чистоте, после работы тщательно моют горячей водой с моющими средствами. Холодильное оборудование в виде шкафов, сборно-разборных камер, низкотемпературных прилавков и столов с охлаждаемыми шкафами, морозильников следует мыть ежедневно горячей водой и проветривать. К немеханическому оборудованию относят: производственные столы, производственные и моечные ванны, разрубочный стул, стеллажи, табуреты, шкафы и т.д. Производственные столы должны иметь ровную, гладкую, прочную, нержавеющую поверхность. Самыми гигиеничными являются цельнометаллические столы из нержавеющей стали или дюралюминия, а также столы с деревянными крышками для разделки теста на кухне и в кондитерских цехах, которые выполнены из твердых пород дерева (дуб, береза, клен).
Санитарными нормами допускается изготовление крышек столов из полимерного материала -винипласта марок П-73 и П-74. Металлические столы после каждой производственной операции моют горячей водой, а в конце рабочего дня моют с моющими средствами и ополаскивают горячей водой. Столы с деревянными крышками зачищают ножом и моют горячей водой. Разрубочный стул высотой 80 см и диаметром 50 см изготовляют из целого куска дерева твердых пород (дуба, бука, ясеня, клена) и устанавливают на ножках высотой 20 см. Боковую поверхность разрубочного стула после удаления коры окрашивают светлой масляной краской, оставляя неокрашенной верхнюю часть шириной 20 см. После работы поверхность стула рекомендуется зачистить ножом, посыпать солью и накрыть чехлом, а боковую часть вымыть горячей водой. По мере изнашивания и появления глубоких зарубин поверхность разрубочного стула спиливают. Производственные ванны изготавливают двухгнездными из нержавеющей стали, дюралюминия или чугуна с эмалированной поверхностью. Размер ванн не должен превышать 1000x700x450 мм. Моют и содержат ванны так же, как и производственные столы. Производственные ванны для мытья яиц в кондитерском цехе изготавливают четырехсекционными. Моечные ванны для столовой посуды выпускают цельнометаллическими из трех отделений объемом не более 30 л для более быстрой и частой смены воды.
Все ванны обеспечивают подводкой горячей и холодной воды и присоединяют к канализационной сети через воздушный разрыв, во избежание попадания сточных вод в ванны при засорении канализации. Стеллажи, шпильки кондитерских цехов, табуреты изготавливают из дюралюминия, в процессе работы их моют горячей водой. Требования к мебели зала. Зал предприятий общественного питания оборудуют мебелью, которая должна соответствовать профилю предприятия. Конструкция мебели зала (столы, стулья, кресла, серванты, подсобные столы) должны обеспечивать наибольшие удобства для потребителей, быть прочной, легко подвергаться уборке и чистке. Обеденные столы для предприятий общественного питания должны иметь устойчивую конструкцию на металлическом или деревянном каркасе с достаточной площадью столешницы размером сторон 600—900 мм и высотой 690—750 мм. В столовых и кафе столешницы столов покрывают гигиеническим материалом в виде декоративного цветного пластика светлых тонов или термоустойчивыми лаками. В ресторанах столы для обслуживания со скатертями столешницы покрывают чехлом из сукна, холста или байки для уменьшения шума и обеспечения устойчивости предметов сервировки. Более гигиеничным и эстетичным считается применение индивидуальных салфеток вместо скатертей, тогда столешницу столов отделывают де- коративным пластиком или древесиной ценных пород. Мебель для сиденья должна иметь удобную форму, прочную конструкцию и отделку, минимальные габаритные размеры и массу.
В столовых, кафе чаще всего применяют стулья на металлическом каркасе с деревянными сиденьями, покрытыми нитроэмалями или пластмассовой пленкой. В школьных столовых рациональнее использовать комплект мебели со столами, покрытыми гигиеническим пластиком, и подвешивающимися под столешницу табуретами. В ресторанах и кафе с обслуживанием официантами применяют мягкие или полумягкие сиденья в виде стульев, кресел, диванов с облицовкой из кожзаменителя или буклированной ткани. Подсобные столы, используемые в ресторанах для подготовки блюд к подаче, изготавливают из такого же материала, как и обеденные столы, размером 600x800 мм. Сервировочные передвижные столы (тележки), предназначенные для транспортирования продукции к обеденному столу, монтируют на колесах с устройством электроподогрева или охлаждения. Серванты (шкаф официанта) служат для хранения запаса посуды, приборов, столового белья. Отделка их должна гармонировать с мебелью зала. Всю мебель зала размещают в зависимости от основных потоков потребителей, а в ресторанах — и от маршрутов движения официантов. Серванты, подсобные столы располагаются в простенках у окон. Требования к инвентарю и инструментам. К инвентарю относят при- способления, облегчающие труд повара и кондитера: разделочные доски, веселки, шумовки, грохот, сита, кондитерские мешки, наконечники, специальные шприцы, скалки, формочки, выемки, гребенки и т.д.
Разделочные доски изготавливают из целого куска дерева твердых пород (дуб, бук, береза, клен) с гладкой поверхностью. Допускается изготовление досок из синтетических материалов, разрешенных Госсанэпиднадзором. Все доски должны быть маркированы в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: МС — мясо сырое, МБ — мясо вареное, ОС ~ овощи сырые, ОБ — овощи вареные, РС — рыба сырая, РВ — рыба вареная, МГ — мясная гастрономия, РГ — рыбная гастрономия, «Сельдь», X — хлеб, ОК — овощи квашеные и т.д. В процессе работы строго следят за правильным ис- пользованием досок согласно маркировке. После каждой операции доски моют горячей водой с моющими средствами и щеткой, очистив их предварительно ножом от остатков продукта, ошпаривают кипятком и хранят поставив на ребро на стеллаж в специальных кассетах в соответствующем цехе. Весь инвентарь моют горячей водой с моющими средствами. Деревянный инвентарь дезинфицируют, ополаскивая горячей водой не ниже 65°С. Инвентарь, используемый для приготовления яичной массы в кондитерском цехе, тщательно промывают 0,5 %-ным раствором кальцинированной соды, затем дезинфицируют 2 %-ным раствором хлорной извести и ополаскивают горячей водой. Сита, марлю для процеживания бульона, кондитерские мешки и наконечники для крема после употребления тщательно промывают в горячей воде с добавлением моющих средств. Затем их ополаскивают, кипятят в течение 30 мин и просушивают.
|
Щетки и мочалки для мытья инвентаря и посуды необходимо ежедневно тщательно промывать с применением моющих средств и хранить в специально выделенном месте. Инструменты (ножи, тяпки, поварские иглы) в процессе работы содержат в чистоте. Поварские ножи, как и разделочные доски, необходимо закреплять за рабочим местом и соответственно маркировать. Поварские ножи, особенно из ржавеющей стали нужно хранить в сухом виде. Все металлические инструменты после мытья горячей водой дезин- фицируют кипячением в воде или прокаливают в жарочном шкафу. В нерабочее время чистый инвентарь хранят в специальных шкафах или на закрытых стеллажах. Нарушение санитарно-гигиенических правил мытья и содержания инвентаря и инструментов может стать причиной обсеменения микробами пищевых продуктов, а следовательно, возникновения пищевых отравлений и кишечных инфекций. Требования к кухонной посуде и таре. Кухонную посуду (кастрюли, наплитные котлы объемом не более 60 л, сотейники, чайники) изготавливают из нержавеющей стали, алюминия и дюралюминия с гладкой поверхностью. Во избежание передачи запаха блюдам все котлы закрепляют за определенными цехами и маркируют в зависимости от приготовляемых блюд. Противни изготавливают из нелуженого железа, а сковороды из чугуна. Новые формы, противни, листы должны прокаливаться в печах. Запрещается пользоваться для выпечки формами, противнями и листами с нагаром.
Для мытья кухонной посуды используют ванны из двух отделений. Вначале посуду освобождают от остатков пищи щеткой или деревянной лопаткой. Затем моют в первом отделении ванны мочалками и щетками с моющими средствами, разрешенными на предприятиях общественного питания, при температуре воды 45—50°С, во втором -ополаскивают горячей водой не ниже 65°С. Просушивают и хранят кухонную посуду вверх дном на стеллажах на высоте не менее 0,5—0,7 м от пола. Перед использованием ее обязательно ополаскивают горячей водой, предварительно проверив чистоту внутренней поверхности посуды. Посуду с остатками подгоревшей пищи перед мытьем замачивают водой. Противни, сковороды рекомендуют мыть после двух-и трехразовой жарки на них продуктов. Кухонную посуду не дезинфицируют, так как она постоянно подвергается тепловой обработке. На предприятиях общественного питания запрещается использовать эмалированную посуду, так как она хрупкая, особенно посуда с поврежденной эмалью. Алюминиевая, дюралюминиевая кухонная посуда может использоваться только для приготовления и кратковременного хранения пищи. Внутрицеховую кондитерскую тару обязательно маркируют по сырью и полуфабрикатам, моют в трехсекционных ваннах на мойках кондитерского цеха с обязательным дезинфицированием ее 2 %-иым раствором хлорной извести и дальнейшим ополаскиванием.
Тару моют в специальных моечных помещениях или в моечных кухонной посуды в специально выделенных двухгнездовых ваннах с применением моющих и дезинфицирующих средств. Требования к столовой посуде. На предприятиях общественного питания используют посуду фарфоровую, фаянсовую, стеклянную и хрустальную, а также из нержавеющей стали, мельхиора; столовые приборы только из нержавеющей стали и мельхиора. В последние годы санитарными нормами допускается применение посуды из пластмасс: для горячих блюд - из мелалита, для холодных - из полистирола. Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать нормам оснащения предприятий, но не менее 3-х кратного количества по числу мест. Особое гигиеническое требование предъявляют к мытью столовой посуды, так как на ее поверхности могут быть обнаружены патогенные микробы. Столовую посуду чаще моют в посудомоечной машине, реже - ручным способом в трехгнездовой ванне. В том и другом случае посуду предварительно очищают от остатков пищи щеткой или деревянной лопаткой и сортируют по видам.
Для механизированного мытья посуды используют универсальные посудомоечные машины. Тарелки, стаканы, приборы, чашки, подносы моют в машинах с применением моющих средств, разрешенных Министерством здравоохранения РФ. 1. Струйная очистка холодной водой от мелких остатков пищи в течение 10 с;
2. Мытье моющим раствором температурой не менее 50°С в течение 70 с; 3. Ополаскивание горячей водой температурой 60°С в течение 10 мин; 4. Вторичное ополаскивание горячей водой температурой 96~98°С в течение 10 с. В процессе работы необходимо 2-3 раза в смену следить за наличием моющего средства в бачке и беспрепятственной подачей его в ванну мойки. Концентрация моющего раствора в машине поддерживается автоматически. После работы посудомоечные машины подвергают санитарной обработке. Мытье столовой посуды ручным способом осуществляют в трехсекционных посудомоечных ваннах. Посуду моют, соблюдая следующий установленный режим мытья: 1. В первой ванне освобожденную от остатков пищи посуду обезжиривают и моют мочалкой или щеткой в воде температурой 50°С с добавлением моющих средств; 2. Во второй ванне посуду дезинфицируют 0,2 %-ным раствором хлорной извести (или хлорамина) при температуре 50°С не менее 10 мин или моют с добавлением моющих средств в количестве, вдвое меньшем, чем в первой ванне, а дезинфицируют посуду после окончания работы; 3. В третьей ванне посуду ополаскивают горячей проточной водой при температуре не ниже 65°С в специальных сетках-корзинах; 4. Обсушивают посуду уложенной вверх дном или на ребро на специальных полках-сушилках.
В ресторанах, кафе хрустальную и стеклянную посуду моют вручную в двухсекционной ванне с температурой воды в первой ванне 50°С с добавлением моющих средств. Во второй ванне ополаскивают проточной водой с температурой не ниже 65°С. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи) моют в ванне с добавлением моющих средств, а затем ополаскивают горячей проточной водой температурой не ниже 65°С. Вымытые приборы рекомендуется прокаливать в жарочном или духовом шкафу в течение 2—3 мин или обрабатывать в шкафных стерилизаторах ШСС-80. Для мытья мельхиоровой посуды применяют мягкую мочалку и хозяйственное мыло, а для удаления темных пятен на ней используют раствор питьевой соды. В ресторанах, кафе, барах разрешается дополнительно протирать стеклянную посуду и приборы чистыми полотенцами. В конце рабочего дня проводится дезинфекция всей столовой посуды и приборов в 0,2 %-ными растворами хлорной извести или хлорамина или раствором гипохлорида кальция концентрации 0,1 % при температуре 50°С в течение 10 мин. Чистую столовую посуду хранят в закрытых шкафах. Чистые столовые приборы хранят в специальных ящиках-кассетах ручками вверх, россыпью на подносах их хранить запрещено. Столовую посуду с трещинами, отбитыми краями, а мельхиоровую с потертыми пятнами, вызывающими пищевые отравления медью, использовать не разрешается.
Санитарно-бактериологический контроль за оборудованием, инвентарем, посудой. Санитарное состояние оборудования, инвентаря, посуды проверяют работники центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) путем лабораторного исследования смыва, взятого с определенной поверхности объекта. Размер исследуемых поверхностей определяют наложением специального трафарета. Смывы, т.е. протирание влажным стерильным тампоном поверхности изучаемого объекта, делают с рабочих столов, котлов, разделочных досок, наружной и внутренней поверхности 3-5 предметов столовой посуды, приборов и т.д. По результатам бактериологического исследования смывов судят о санитарном состоянии объекта. Обнаруженные возбудители острых желудочно-кишечных инфекций и пищевых отравлений свидетельствуют об эпидемиологической опасности и антисанитарном состоянии предприятия, вызванном нарушением санитарных правил работы. Такое предприятие по решению ЦГСЭН подвергается тщательной генеральной уборке и дезинфицированию производственных помещений, оборудования, инвентаря, посуды. Каждый работающий на предприятии общественного питания несет личную ответственность за нарушение санитарных правил работы и может быть наказан ЦГСЭН вплоть до наложения денежного штрафа и возбуждения уголовного дела.
I .Организационно техническая часть
1.1 Правила личной гигиены.
1.В цех нельзя входить без санитарной одежды. 2.Обязательно во время работы повар должен иметь сменную обувь для работы в цеху она должна быть: резиновой, с задником, каблук не более 3-4 см. 3.Комплект санитарной одежды повара входит: куртка или халат, колпак или марлевая косынка, фартук, полотенце, юбка или брюки. 4.Большое значение для повара имеет содержание тела в чистоте. Это важное гигиеническое требование. 5.Необходимо коротко стричь ногти, чтобы не было лака на ногтях. 6.В туалет входить в специальной одежде запрещено. 7.Нельзя выходить на улицу в специальной одежде и разговаривать с другими. 8.В кармане спецодежде должно быть только носовой платок. 9.Категорически запрещается специальной одежде хранить посторонние Вещи. 10.В цех запрещается вносить бьющиеся вещи. 11 .Во время работы повару запрещаются носить украшения.
12.Волосы должны быть хорошо убраны под косынку или под колпаком.
|
13.Специальная одежда должна быть изготовлена из белой хлопчатобумажной ткани. 14.Одежду, которую повар надевает под специальную одежду она должна быть легкой из хлопчатобумажной ткани. 15.Перед и после работы необходимо принять душ. 16.Каждый работник обязан выполнять следующие правила: содержать одежду в течение всего рабочего дня в чистоте и опрятности, не пользоваться булавками для застегивания курток, мыть руки перед началом работы, после посещения туалета, а также при переходе от одной работы к другой. 17.Для каждого работника общественного питания должен быть отдельный шкафчик для одежды. 18.Менять специальную одежду надо по мере загрязнения. 19.Лица, поступающие на работу на предприятия общественного питания Должны пройти медицинский осмотр и получить медицинскую книжку. 20.Лица без медицинской книжки не допускаются на работу общественного питания. Ответственность несёт начальник цеха или мастер. 21.С целью предупреждения возникновения инфекционных заболеваний и создания иммунитета, всем работникам в общественном питании делают профилактические прививки. 22.Повар не допускается к работе с пищей, если у него есть порезы, ожоги. 23.Не допускается к работе повар, у которого в семье есть хотя бы один человек, зараженный инфекционными заболеваниями.
|
Информация о работе Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде