Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 07:50, биография
Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников.
судья, автор закона».
Всякого, кто, презрев
данному закону,
Цицерон характеризует как
неминуемо понесет величайшую (божью) кару, если даже ему удастся избежать
обычного людского наказания.
В своем учении о естественном праве Цицерон находился под большим
влиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков. Это
влияние заметно и там, где он видит существо и смысл справедливости (и,
следовательно, основной принцип естественного права) в том, что «она
воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними».
Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не
нарушать чужую собственность. «Первое требование справедливости, — отмечал
он, — состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет
спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались
общей собственностью как общей, а частной — как своей». С этих позиций он
отвергал такие акции римских популяров, как кассация долгов, ущемление
крупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и
имущества, отнятых у законных владельцев.
Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону,
возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше,
чем какое-либо государство вообще было основано». Само государство (как
«общий правопорядок») с его установлениями и законами является по своей
сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления
(политические учреждения, писаные законы и т.д.) соответствовали
справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения
людей.
Право устанавливается
постановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов,
решениями первенствующих людей, приговорами судей, — писал Цицерон, — то
существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право
предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение
голосованием или решением толпы». Закон, устанавливаемый людьми, не может
нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла,
честное из позорного.
Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и
естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или
несправедливости. В качестве примера законов, противоречащих справедливости
и праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов,
правивших в Афинах в 404—403 гг. до н. э., а также на римский закон 82 г.
до н. э., согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и
проконсула
и ему предоставлялись
жизни и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые
законы, как и многие другие «пагубные постановления народов», по словам
Цицерона, «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с
общего согласия принятые разбойниками».
Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме того,
соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков.
Важное значение Цицерон (под влиянием Платона) придавал введению
(преамбуле) к закону, поскольку «закону свойственно также и стремление кое
в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Цель такой
преамублы — укрепить божественный авторитет закона и использовать страх
божьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и предотвращения
правонарушений.
Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал
в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Имея в виду
универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не
для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких
духом».
Ряд важных положений о правовой регламентации государственной
деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он
отмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным.
Следует, считал он, установить «не только для магистратов меру их власти,
но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает,
рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется,
достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать». В общем виде им
формулируется и следующий правовой принцип: «Под действие закона должны
подпадать все».
В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от
писаного содержится деление самого писаного права на частное и публичное
право. Так называемое право народов трактуется им как частью положительное
право разных народов и частью как естественное право международного общения
(т. е. как
международное естественное
принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств,
налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми
и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую
войну, которая «не была возвещена и объявлена». Война характеризуется им
как вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных
переговоров. В качестве причины справедливой войны им указывается
необходимость защиты государства, в качестве цели — установление мира.
Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными.
Отдавая должное этим исторически
прогрессивным идеям
области международного права, следует вместе с тем отметить его в целом
одобрительное отношение к завоевательным войнам римской державы и ее
претензиям на мировую гегемонию.
Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и
праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру.
Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и
христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его
идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские
просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста.
Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца
за свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции
(О. Мирабо, М. Робеспьера и др.).
В истории политической и правовой мысли наибольшее внимание
многочисленных авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о формах
государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и
правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права
и государства (Ф. Аквинский, Г. Греции, Ш. Л. Монтескье и др.). Суждения
Цицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания многочисленных
современных интерпретаторов.