Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:23, контрольная работа
Целью моей работы является рассмотрение проблемы совмещения двух типов культур естественнонаучной и гуманитарной.
Задачи:
выявить специфику и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур;
проанализировать роль «науки о природе» и «науки о духе» в развитии культуры;
объяснить необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.
Оглавление. 
I. Введение…………………………….……………………………..…….3
II. Естественно – научная и гуманитарная культуры…………………...4
Глава 1. Выявите  специфику и взаимосвязь естественно  – научного и гуманитарного типов культур………….…………………………………4
Глава 2. Дайте анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры……………………….…………………..………………………..6
Глава 3. Объясните  необходимость единства естественно  – научной и гуманитарной культур  в современном обществе…………..…………….11
III. Заключение……………………………………………………………...13
IV. Список использованной  литературы…
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКОГО ЗАОЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
в  г. 
Архангельске 
Кафедра 
Философии, истории и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа по дисциплине
«Концепции современного естествознания»
Тема: Естественно 
– научная и гуманитарная культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                              
Оглавление. 
I. Введение…………………………….…………………………
II. Естественно – научная и гуманитарная культуры…………………...4
Глава 1. Выявите 
специфику и взаимосвязь 
Глава 2. Дайте анализ 
роли «наук о природе» и «наук о духе» 
в развитии культуры……………………….…………………..………
Глава 3. Объясните 
необходимость единства естественно 
– научной и гуманитарной культур 
в современном обществе…………..……
III. Заключение……………………………………………………
IV. Список использованной 
литературы………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
I.Введение
Почти на всем протяжении ХХ века наблюдалось противостояние двух сфер познания – естественно - научной и гуманитарной. Английский ученый Ч. Сноу (1905-1980) сформулировал в середине ХХ века тезис об опасности этого противостояния, поскольку развитие естественных и гуманитарных наук не выходит на желаемый уровень интегративности. Ученый показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и "научной культурой", выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть.
Целью моей работы является рассмотрение проблемы совмещения двух типов культур естественнонаучной и гуманитарной.
Задачи:
При написании 
работы мной была использована учебная, 
справочная литература  и электронные  
ресурсы ВЗФЭИ. 
 
 
 
 
 
II. Естественно – научная и гуманитарная культуры.
1.Выявите специфику и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.
Слово «культура» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура- это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных, научных и духовных ценностей.
    В 
сфере научной культуры выделяют 
культуру естественно - научного познания, 
культуру технического знания, культуру 
гуманитарного познания и др. В 
рамках каждой из областей научной 
культуры по-разному решаются вопросы 
организации науки, отношения науки 
и общества, науки и идеологии, 
науки и права и т.п. Наиболее 
сильно различия в решении данных 
вопросов проявляются между культурами 
естественно - научного и гуманитарного 
познания. Это дает основание считать, 
что в настоящее время 
Наиболее четко различия между естественно – научной и гуманитарной культурами сформулировал английский ученый и писатель Ч.П.Сноу (1905-1980) в своей работе «Две культуры», написанной в 1959 году. Он писал о том, что между так называемыми естественно – научной и гуманитарно – художественной культурами существует огромная пропасть, которая с каждым годом увеличивается. Ученые, изучающие естественные и гуманитарные науки, все более и более не понимают друг друга, и это негативно сказывается на развитии всей человеческой культуры.
    Естественно 
– научная культура базируется на 
знаниях, добытых человеком в 
процессе изучения природы и явлений, 
происходящих в ней, а гуманитарная 
культура опирается на знания о поступках 
людей, их ценностей и чувственной 
оценке и ориентирована на гуманизм, 
нравственность, права человека, искусство, 
литературу, мифологию, религию и т.п. 
Следовательно, не существует резкой границы 
между гуманитарной и духовной культурой, 
сферы этих культур перекрываются. Это 
означает, что сфера разумной деятельности 
человечества и сфера его духовной деятельности 
взаимодействуют в соответствии с принципом 
дополнительности. Различия между естественными 
и гуманитарными науками носят фундаментальный 
характер, а следовательно, и формирующиеся 
на их основе естественно – научная и 
гуманитарная культуры также имеют принципиальные 
отличия. Однако, если рассматривать науку 
или культуру в целом, то можно видеть, 
что их естественные и гуманитарные компоненты 
являются взаимодополняющими. Единство 
и взаимосвязь естественных и гуманитарных 
наук и соответствующим им типов культур 
отражают единство и взаимосвязь природы 
и общества, с одной стороны, и человека, 
с другой стороны. В настоящее время развитие 
каждого из рассматриваемых типов культур 
достигло такого высокого уровня, что 
начался интенсивный процесс их взаимного 
обогащения. Это находит проявление , например, 
в формировании так называемых «симбиотических» 
наук (социологии, экологии, и др.), в гуманитаризации 
естественно – научного и технического 
образования и в фундаментализации естествознанием 
гуманитарного образования, в проведении 
гуманитарных экспертиз естественно – 
научных программ, затрагивающих жизненно 
важные интересы общества и отдельного 
человека. 
 
 
2. Дайте анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
Постановка проблемы различения «наук о природе» и «наук о духе» впервые была осуществлена во второй половине XIX в. Накопленные с тех пор аргументы в пользу обособления двух типов научного знания выглядят примерно так.
Объяснение - понимание. Науки о природе исходят из того, что природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Исследование явлений сводится к их расчленению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное и пр. Все в природе жестко сцеплено причинной обусловленностью и закономерностями. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение - главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе.
     
Науки о духе, напротив, имеют 
дело с предметом не внешним, 
а внутренним для нас. Явления 
духа даны нам непосредственно,
Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, в чувствования, сопереживания не может быть одинаковой.
    Цель 
наук о природе - отыскать общее в 
разнообразных явлениях, подвести их 
под единое правило. И чем больше 
различных объектов подпадает под 
найденное обобщение, тем фундаментальнее 
данный закон. Обычный камень или 
целая планета, галактика или 
космическая пыль - различия несущественны, 
если речь идет о формуле закона 
всемирного тяготения: она одинакова 
для любых подобных объектов. На 
поиск таких универсальных 
Гуманитарная наука, если она хочет оставаться именно наукой, также обязана искать общее в объектах своего исследования и, следовательно, устанавливать общие правила, законы. Она это и делает, только весьма своеобразно. Ведь сфера ее компетенции - человек. А последний, как бы он ни был сир и убог, все же имеет в культуре большее значение, чем какой-нибудь электрон для физика-экспериментатора или бабочка для энтомолога. Поэтому пренебрегать его индивидуальностью, отличиями от других людей нельзя даже при установлении общего правила или закона. Общее в сфере гуманитарной реальности, разумеется, тоже есть. Но оно должно быть представлено лишь в неразрывной связи с индивидуальным.
Таким образом, «индивидуализирующий» метод наук гуманитарных противопоставляется «генерализирующему» методу наук естественных. Они по отношению друг к другу противоположны. Одни нацелены на индивидуализацию, другие на интеграцию.
Отношение к ценностям. Следующим параметром, разводящим гуманитарные и естественные науки по разные стороны баррикад, является их отношение к ценностям. А точнее - степень влияния человеческих ценностей на характер и направленность научного знания.
Под ценностями обычно понимают общественную или личностную значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Это могут быть и конкретные предметы жизненного обихода (пища, кров, достаток), и высокие идеалы добра, справедливости, красоты и пр. В науке, допустим, высшей ценностью можно смело объявлять истину.
     
Ценности в науках о природе 
и в науках о духе являются 
диаметрально противоположными, даже 
в методах их разграничения.   
Так,  разграничение ценностей 
в  гуманитарных и 
     
Таким образом, ценностная 
     
Антропоцентризм. Из признания 
ценностной природы 
        
На таком фоне подлинное 
     
Идеологическая нейтральность - 
нагруженное. Еще одним важным 
следствием ценностной 
     
Теоретическое знание, в котором 
представлен тот или иной 
     
А поскольку истину в области 
обществознания ищут вполне 
     
В естествознании картина иная. 
Его объект - мир природы - по 
счастью, не является полем 
столкновения противоречивых 
     
Но   в науке все же существует 
идеологическая нагруженность –
     
Субъект-объектное отношение. 
     
В области естествознания 
Информация о работе Естественно – научная и гуманитарная культуры