Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:23, контрольная работа
Целью моей работы является рассмотрение проблемы совмещения двух типов культур естественнонаучной и гуманитарной.
Задачи:
выявить специфику и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур;
проанализировать роль «науки о природе» и «науки о духе» в развитии культуры;
объяснить необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.
Оглавление.
I. Введение…………………………….……………………………..…….3
II. Естественно – научная и гуманитарная культуры…………………...4
Глава 1. Выявите специфику и взаимосвязь естественно – научного и гуманитарного типов культур………….…………………………………4
Глава 2. Дайте анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры……………………….…………………..………………………..6
Глава 3. Объясните необходимость единства естественно – научной и гуманитарной культур в современном обществе…………..…………….11
III. Заключение……………………………………………………………...13
IV. Список использованной литературы…
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКОГО ЗАОЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
в г.
Архангельске
Кафедра
Философии, истории и права
Контрольная работа по дисциплине
«Концепции современного естествознания»
Тема: Естественно
– научная и гуманитарная культуры.
Оглавление.
I. Введение…………………………….…………………………
II. Естественно – научная и гуманитарная культуры…………………...4
Глава 1. Выявите
специфику и взаимосвязь
Глава 2. Дайте анализ
роли «наук о природе» и «наук о духе»
в развитии культуры……………………….…………………..………
Глава 3. Объясните
необходимость единства естественно
– научной и гуманитарной культур
в современном обществе…………..……
III. Заключение……………………………………………………
IV. Список использованной
литературы………………………………….14
I.Введение
Почти на всем протяжении ХХ века наблюдалось противостояние двух сфер познания – естественно - научной и гуманитарной. Английский ученый Ч. Сноу (1905-1980) сформулировал в середине ХХ века тезис об опасности этого противостояния, поскольку развитие естественных и гуманитарных наук не выходит на желаемый уровень интегративности. Ученый показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и "научной культурой", выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть.
Целью моей работы является рассмотрение проблемы совмещения двух типов культур естественнонаучной и гуманитарной.
Задачи:
При написании
работы мной была использована учебная,
справочная литература и электронные
ресурсы ВЗФЭИ.
II. Естественно – научная и гуманитарная культуры.
1.Выявите специфику и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.
Слово «культура» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура- это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных, научных и духовных ценностей.
В
сфере научной культуры выделяют
культуру естественно - научного познания,
культуру технического знания, культуру
гуманитарного познания и др. В
рамках каждой из областей научной
культуры по-разному решаются вопросы
организации науки, отношения науки
и общества, науки и идеологии,
науки и права и т.п. Наиболее
сильно различия в решении данных
вопросов проявляются между культурами
естественно - научного и гуманитарного
познания. Это дает основание считать,
что в настоящее время
Наиболее четко различия между естественно – научной и гуманитарной культурами сформулировал английский ученый и писатель Ч.П.Сноу (1905-1980) в своей работе «Две культуры», написанной в 1959 году. Он писал о том, что между так называемыми естественно – научной и гуманитарно – художественной культурами существует огромная пропасть, которая с каждым годом увеличивается. Ученые, изучающие естественные и гуманитарные науки, все более и более не понимают друг друга, и это негативно сказывается на развитии всей человеческой культуры.
Естественно
– научная культура базируется на
знаниях, добытых человеком в
процессе изучения природы и явлений,
происходящих в ней, а гуманитарная
культура опирается на знания о поступках
людей, их ценностей и чувственной
оценке и ориентирована на гуманизм,
нравственность, права человека, искусство,
литературу, мифологию, религию и т.п.
Следовательно, не существует резкой границы
между гуманитарной и духовной культурой,
сферы этих культур перекрываются. Это
означает, что сфера разумной деятельности
человечества и сфера его духовной деятельности
взаимодействуют в соответствии с принципом
дополнительности. Различия между естественными
и гуманитарными науками носят фундаментальный
характер, а следовательно, и формирующиеся
на их основе естественно – научная и
гуманитарная культуры также имеют принципиальные
отличия. Однако, если рассматривать науку
или культуру в целом, то можно видеть,
что их естественные и гуманитарные компоненты
являются взаимодополняющими. Единство
и взаимосвязь естественных и гуманитарных
наук и соответствующим им типов культур
отражают единство и взаимосвязь природы
и общества, с одной стороны, и человека,
с другой стороны. В настоящее время развитие
каждого из рассматриваемых типов культур
достигло такого высокого уровня, что
начался интенсивный процесс их взаимного
обогащения. Это находит проявление , например,
в формировании так называемых «симбиотических»
наук (социологии, экологии, и др.), в гуманитаризации
естественно – научного и технического
образования и в фундаментализации естествознанием
гуманитарного образования, в проведении
гуманитарных экспертиз естественно –
научных программ, затрагивающих жизненно
важные интересы общества и отдельного
человека.
2. Дайте анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
Постановка проблемы различения «наук о природе» и «наук о духе» впервые была осуществлена во второй половине XIX в. Накопленные с тех пор аргументы в пользу обособления двух типов научного знания выглядят примерно так.
Объяснение - понимание. Науки о природе исходят из того, что природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Исследование явлений сводится к их расчленению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное и пр. Все в природе жестко сцеплено причинной обусловленностью и закономерностями. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение - главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе.
Науки о духе, напротив, имеют
дело с предметом не внешним,
а внутренним для нас. Явления
духа даны нам непосредственно,
Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, в чувствования, сопереживания не может быть одинаковой.
Цель
наук о природе - отыскать общее в
разнообразных явлениях, подвести их
под единое правило. И чем больше
различных объектов подпадает под
найденное обобщение, тем фундаментальнее
данный закон. Обычный камень или
целая планета, галактика или
космическая пыль - различия несущественны,
если речь идет о формуле закона
всемирного тяготения: она одинакова
для любых подобных объектов. На
поиск таких универсальных
Гуманитарная наука, если она хочет оставаться именно наукой, также обязана искать общее в объектах своего исследования и, следовательно, устанавливать общие правила, законы. Она это и делает, только весьма своеобразно. Ведь сфера ее компетенции - человек. А последний, как бы он ни был сир и убог, все же имеет в культуре большее значение, чем какой-нибудь электрон для физика-экспериментатора или бабочка для энтомолога. Поэтому пренебрегать его индивидуальностью, отличиями от других людей нельзя даже при установлении общего правила или закона. Общее в сфере гуманитарной реальности, разумеется, тоже есть. Но оно должно быть представлено лишь в неразрывной связи с индивидуальным.
Таким образом, «индивидуализирующий» метод наук гуманитарных противопоставляется «генерализирующему» методу наук естественных. Они по отношению друг к другу противоположны. Одни нацелены на индивидуализацию, другие на интеграцию.
Отношение к ценностям. Следующим параметром, разводящим гуманитарные и естественные науки по разные стороны баррикад, является их отношение к ценностям. А точнее - степень влияния человеческих ценностей на характер и направленность научного знания.
Под ценностями обычно понимают общественную или личностную значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Это могут быть и конкретные предметы жизненного обихода (пища, кров, достаток), и высокие идеалы добра, справедливости, красоты и пр. В науке, допустим, высшей ценностью можно смело объявлять истину.
Ценности в науках о природе
и в науках о духе являются
диаметрально противоположными, даже
в методах их разграничения.
Так, разграничение ценностей
в гуманитарных и
Таким образом, ценностная
Антропоцентризм. Из признания
ценностной природы
На таком фоне подлинное
Идеологическая нейтральность -
нагруженное. Еще одним важным
следствием ценностной
Теоретическое знание, в котором
представлен тот или иной
А поскольку истину в области
обществознания ищут вполне
В естествознании картина иная.
Его объект - мир природы - по
счастью, не является полем
столкновения противоречивых
Но в науке все же существует
идеологическая нагруженность –
Субъект-объектное отношение.
В области естествознания
Информация о работе Естественно – научная и гуманитарная культуры