Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:58, контрольная работа
Наука вмешивается в политику, особенно в борьбе за чистоту планеты: уровень загрязнений нужно измерять, нужно прогнозировать их последствия - только так мы можем узнать о бедах, которые необходимо предотвратить. Только с помощью самых современных естественно-научных и в первую очередь физических методов можно следить за толщиной и однородностью озонного слоя, защищающего человека от ультрафиолетового облучения, только научные исследования помогут понять причины и следствия кислотных дождей и смога, сказывающихся на жизни каждого человека.
Введение
1. Этапы (стадии) познания природы
2. Глобальные естественнонаучные революции и интеллектуальные способности
3. Роль космологии в естественнонаучных революциях
Заключение
Список литературы
По предмету: «концепции современного естествознания»
На тему: «Этапы познания природы. Глобальные естественнонаучные революции. Роль космологии в естественнонаучных революциях»
План
контрольная работа бесплатно
Введение
1. Этапы (стадии) познания природы
2. Глобальные естественнонаучные революции и интеллектуальные способности
3.
Роль космологии в
Заключение
Список литературы
Введение
Нет смысла перечислять достижения естествознания - каждый из нас знает рожденные им технологии и пользуется ими. И в основном передовые технологии базируются на естественно-научных открытиях последних десятилетий XX века. Но несмотря на ощутимые достижения, возникают проблемы, вызванные главным образом осознанием угрозы экологическому равновесию нашей планеты. Самые разные сторонники рыночной экономики согласятся, что свободный рынок не может защитить слонов в Африке от охотников или исторические памятники Месопотамии - от кислотных дождей и туристов. Только правительства способны устанавливать законы, стимулирующие обеспечение рынка всем тем, что нужно человеку, без разрушения среды его обитания. Но правительства не в силах проводить подобную политику, если им не помогут ученые и прежде всего ученые, владеющие современным естествознанием. Нужна связь между естествознанием и управляющими структурами в вопросах, касающихся окружающей среды, материального обеспечения и многих других. Наука вмешивается в политику, особенно в борьбе за чистоту планеты: уровень загрязнений нужно измерять, нужно прогнозировать их последствия - только так мы можем узнать о бедах, которые необходимо предотвратить. Только с помощью самых современных естественно-научных и в первую очередь физических методов можно следить за толщиной и однородностью озонного слоя, защищающего человека от ультрафиолетового облучения, только научные исследования помогут понять причины и следствия кислотных дождей и смога, сказывающихся на жизни каждого человека. Плоды наукоемких технологий все больше и больше внедряются в нашу жизнь. Только наука может дать знания, необходимые для полета человека на Луну, для исследования глубин океана, найти способы избавления человека от тяжелых заболеваний.
1. Этапы (стадии) познания природы
История науки свидетельствует о том, что в своем познании Природы, начиная с древних времен, человечество прошло три стадии и вступает в четвертую. На первой стадии сформировались общие синкретические, т.е. нерасчлененные, недетализированные представления об окружающем мире как о чем-то целом. Именно тогда появилась натурфилософия (философия Природы), содержавшая идеи и догадки, ставшие в 13-15 столетиях зачатками естественных наук. В натурфилософии господствовали методы наблюдения, но не эксперимента, догадки, но не точные выводы. Тем не менее, ее роль в общем ходе познания Природы очень важна. Именно на этом этапе возникли представления о мире как развивающемся из хаоса, эволюционирующем. Но отсутствие экспериментальных методов не позволило тогда получать точные знания. Начало естествознания как точной науки исторически относят к 15 -16 векам, т.е. к тому времени, когда исследование Природы вступило во второй этап - аналитический. Вторая стадия - аналитическая характерна для 15 – 18 веков. На этой стадии происходило мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других наук (наряду с издавна существовавшей астрономией). Накопленные с тех пор и до настоящего времени знания в изучении Природы появились как раз на втором этапе. Аналитическое исследование природных объектов осуществлялось на протяжении многих и многих столетий целой армией исследователей - путешественников, мореплавателей, врачей, астрономов, алхимиков и химиков, наблюдательных крестьян и агрономов. При этом накопление знаний шло не только на основе пассивных наблюдений, но и на основе спланированных экспериментальных исследований. Естественное стремление исследователей ко всё большему охвату разнообразных природных объектов и к все более глубокому проникновению в их детали привело к неудержимой дифференциации, т.е. разделению соответствующих наук. Например, химия сначала была разделена на органическую и неорганическую, затем появились физическая, аналитическая химия и т.д. Сегодня этот перечень очень велик.
Рассмотрим же основные особенности аналитической стадии познания.
1.
Дифференциация естественных
2.
Преобладание эмпирических
Например,
химия в течение трех с лишним
столетий (с 16-го по 19-й века) изучала
главным образом элементный состав
и строение молекул, и только к
концу 19-го - началу 20-го века, когда
приоритетными стали
2. Глобальные естественнонаучные революции
Революции
в естествознании – одна из самых
актуальных философских проблем. Задача
исследования этой проблемы состоит
в реконструкции истории науки,
выявление роли и механизмов революционных
фаз в научном прогрессе. Понимание
этих механизмов позволяет в какой-то
мере прогнозировать возможные пути
революционных научных
1)
крушение и отбрасывание
2)
быстрое расширение наших
3)
естественнонаучную революцию
1) индивидуальный исследователь;
2) научное сообщество;
3) общество в целом.
Второй
составляющей познавательной деятельности
являются объекты познания. В естествознании
– это объекты или фрагменты
материального мира, которые человек
исследует. Третья составляющая – средства,
методы, а также познавательные действия
(операции, процедуры), производимые субъектом.
Это, например, измерения, наблюдения,
проведение расчетов и т.п. Четвертой
составляющей является развивающаяся
система знаний. И, наконец, познавательная
деятельность не может рассматриваться
вне условий познания – окружающей
среды, состояния общества, отношения
общества к науке и т.п. На рис.
1 схематично показано взаимодействие
всех компонентов познавательной деятельности.
Действительно, они могут быть отделены
друг от друга лишь в абстракции,
а в реальном процессе развития науки
они диалектически связаны. Например,
революционные изменения в
3. Роль космологии в естественнонаучных революциях
Особую
роль среди естественных наук играет
космология. Она связана практически
со всеми естественными науками
и, в какой-то степени придает
им романтический ореол. Космология
выросла непосредственно из натурфилософии,
а ее древние корни лежат в религиозно-мифологическим
миропонимании. На всех этапах своего
развития она отражала эволюцию представлений
человечества о мире в целом. Так революция,
связанная с трудами Н. Коперника (т.н.
коперниканская революция) придала космологии
огромное значение для осознания человека
своего места в мире. Становление новой
космологической картины мира затрагивало
всегда как естественнонаучную, так и
гуманитарную области. Оно всегда порождало
конфликты между людьми разных убеждений.
И Галилей, и представитель инквизиции
считали, что именно они защищают высшие
духовные ценности. И в настоящее время
проходят острые дискуссии по методологическим
вопросам космологии. Так, теория Большого
Взрыва – начала Вселенной некоторыми
учеными и частью общества была воспринята
как аргумент в пользу ее «творения» Богом,
в то же время другие представители креационизма
(<лат. creatio созидание) - тезис о божественном
сотворении мира и человека.), отвергают
эту теорию как любую эволюционную теорию,
на том основании, что она не совпадает
с тем, что говорится в Библии. С космологией
тесно связана астрономия – наука о строении
Вселенной, природе и развитии космических
тел, корни которой также уходят в древний
мир. Все это позволяет рассматривать
естественнонаучные революции именно
как смену космологических и астрономических
представлений. Современная космология
основана на идее эволюционизма, общей
для всего материального мира, как для
живой, так и для неживой материи, а также
для мира социального, т.е. для общества,
цивилизации. Поэтому они называются идеей
глобального эволюционизма. До середины
20-го в. считалось, что способностью к развитию,
усложнению, самоорганизации обладает
только мир живой природы. В целом же, в
мире все самопроизвольные процессы идут
лишь в сторону возрастания беспорядка,
хаоса. Принцип возрастания хаоса долго
не могли свести воедино с теорией Дарвина
– теории эволюции, самопроизвольного
усложнения живой материи. Лишь в последней
четверти 20-го века были исследованы переходы
от хаоса к порядку и обратно, возникла
новая наука - синергетика. Глобальный
эволюционизм рассматривается в настоящее
время как некий каркас, на котором выстраиваются
концепции естествознания. Итак, каждая
глобальная естественнонаучная революция
начинается, как правило, именно в астрономии
– с решения чисто астрономических проблем.
Эти проблемы связаны с недостаточной
удовлетворенностью принятой системой
отсчета наблюдаемых движений в изучаемом
человеком мире. Далее она сопровождается
радикальным пересмотром имевшихся космологических
представлений о самом этом мире и о Вселенной
в целом. Завершается революция подведением
или возведением необходимого нового
фундамента (физического обоснования)
под радикально пересмотренные космологические
представления. Первой глобальной естественнонаучной
революцией, преобразовавшей астрономию,
космологию и физику, было создание последовательного
учения о геоцентрической системе мира.
Начало этому учению положил еще древнегреческий
ученый Анаксимандр, создавший в 6-м в.
до н.э. довольно стройную систему кольцевых
мироустроений. Однако последовательная
геоцентрическая система была разработана
в 4-м в. до н.э. величайшим ученым и философом
древности Аристотелем, а затем, в 1-м в.
математически обоснована Птолемеем.
Геоцентрическую систему мира обычно
называют системой Птолемея, а естественнонаучную
революцию – аристотелевской. Почему
же мы называем это учение революционным?
Переход от исходного эгоцентризма, а
затем племенного или этнического топоцентризма
к геоцентризму представлял собой первый,
очень трудный шаг на пути объективизации
естествознания, т.е. формирование его
как объективной науки. Действительно,
при этом непосредственная видимая полусфера
неба, ограниченная горизонтом, была дополнена
аналогичной небесной полусферой до полной
небесной сферы. Мир стал более совершенным
– сферическим, правда, ограниченным этой
же небесной сферой. Соответственно и
сама Земля, занимающая центральное положение
в этой сферической Вселенной, стала считаться
шарообразной. Пришлось, таким образом,
признать не только возможность существования
антиподов - обитателей диаметрально противоположных
пунктов земного шара, но и принципиальную
равноправность всех земных наблюдений
мира. Вопрос же о наблюдениях, наблюдателях
является весьма важным с точки зрения
формирования объективной научной картины
мира. Интересно, что непосредственное
подтверждение выводов о шарообразности
Земли пришло значительно позже – в эпоху
первых кругосветных путешествий и великих
географических открытий, т.е. лишь на
рубеже 15-го и 16-го веков, когда само геоцентрическое
учение Аристотеля - Птолемея с его канонической
системой идеальных равномерно вращающихся
гомоцентрических (т.е. с единым центром)
небесных сфер уже доживало свои последние
годы. Вторая глобальная естественнонаучная
революция представляла собой переход
от геоцентризма к гелиоцентризму, а от
него к полицентризму, т.е. учению о множественности
звездных миров. Это был переход от частного
учения о непосредственно наблюдаемой
солнечной планетной системе к общему
учению о потенциально бесконечном иерархическом
звездном мире, с действующим в нем законом
всемирного тяготения Ньютона. Эта революция
произошла в эпоху Возрождения, на рубеже
15-16-го веков и связывается, прежде всего,
с именем Николая Коперника (1473-1543) и его
главного труда «Об обращении небесных
сфер», в котором он утверждал, что Земля
не является центром мироздания, и что
«Солнце, как бы восседая на царском престоле,
управляет вращающимся. около него семейством
светил». Еще дальше Коперника пошел знаменитый
итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548-1600),
утверждая, что Вселенная бесконечна,
что в ней – множество небесных тел - звезд,
подобных Солнцу и окруженных планетами.
Тем самым он отстаивал полицентризм,
ведущий, в конечном итоге, к отрицанию
центра вселенной и признанию ее бесконечности.
Как известно, Дж. Бруно погиб на костре
инквизиции, фактически на рубеже двух
эпох: эпохи возрождения и эпохи Нового
времени, охватывающей три столетия –
17,18 и 19 вв. Особую роль в этом периоде сыграл
18-й век, ознаменовавшийся рождением современной
науки и, в частности, классической механики.
У истоков ее стояли такие выдающиеся
ученые как Г. Галилей (1564-1642), И. Кеплер
(1571-1630) и И. Ньютон (1643-1727). Третья глобальная
естественнонаучная революция означала
принципиальный отказ от всякого центризма,
отрицание наличия какого-либо центра
у Вселенной. Эта революция связана, прежде
всего, с появлением теории относительности
А. Эйнштейна, т.е. релятивистской (относительной)
теорией пространства, времени и гравитации.
Метагалактика, т.е. вся наша астрономическая
наблюдаемая Вселенная как целое, стала
описываться однородной и изотропной
безграничной релятивистской космологической
моделью. Четвертая глобальная естественнонаучная
революция предполагает некий синтез
общей относительности с квантовыми (дискретными)
представлениями о строении материи в
единую физическую теорию наподобие уже
создаваемой в наше время единой теории
всех фундаментальных физических взаимодействий:
гравитационного, электромагнитного,
слабого и сильного. Эта революция фактически
еще не осуществлена. Но многие исследователи
считают, что недалеко то время, когда
о ней будут говорить как о свершившемся
факте.
Информация о работе Этапы познания природы. Глобальные естественнонаучные революции