Автор работы: Юлия Страмилова, 14 Августа 2010 в 16:55, реферат
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации, потребность в познании мира, в той или иной мере, удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях природы. Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своём объяснении с точки зрения научного мировоззрения.
Введение 3
1. Природа, её изучение, познание 4
2. Этапы познания природы 5
2.1. Первый - «натурфилософский» 6
2.2. Второй – аналитический 9
2.3. Третий – синтетический 11
2.4. Четвёртый – интегральный 12
Заключение 13
Список литературы 14
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Институт профессиональных инноваций»
/г.
Москва/
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине:
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
На тему:
«ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ
ПРИРОДЫ»
Студентка 1-го курса
Специальность психолог
Страмилова
Юлия Сергеевна
Преподаватель:
Солодовникова Людмила
Александровна
(2010 год)
Содержание:
Введение 3
1. Природа, её изучение, познание 4
2. Этапы познания природы 5
2.1. Первый - «натурфилософский» 6
2.2. Второй – аналитический 9
2.3. Третий – синтетический 11
2.4. Четвёртый – интегральный 12
Заключение 13
Список литературы 14
2
Введение
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации, потребность в познании мира, в той или иной мере, удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях природы. Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своём объяснении с точки зрения научного мировоззрения.
Первоначально
знания передавались по принципу наследственного
профессионализма, т. е от старшего к младшему,
(это служители культов в Древнем Египте,
Индии, Шумере, Вавилоне, Китае и т.д.). Древние
цивилизации дали миру множество конкретных
знаний о природе, но им не были свойственны,
ни фундаментальность, ни теоретичность.
Не соответствуют древние знания критериям
научности и рациональности, предпочтение
отдавалось интуиции и сверхчувственному
познанию, преобладали догадки и умозрительные
выводы. Знания были рецептурными - набором
алгоритмов и правил для решения отдельных
задач, отсутствовала система доказательств
и выведения общих законов. Таким образом,
можно сказать, что на Древнем Востоке
отсутствовала подлинная наука в современном
понимании этого термина, тем не менее,
знания были накоплены значительные, и
их необходимо учесть в качестве исходных
для формирования научного познания.
3
1. Природа, её изучение, познание.
Природа выступает перед нами как единое целое. Это единство не раскрывается ни одной частной наукой, ни всей их совокупностью. Понятие природы трактуется по-разному. В самом широком смысле под природой понимается всё сущее, весь мир в многообразии его форм. Природа в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, Вселенной. Наиболее употребительно толкование понятия «природа» как совокупности естественных условий существования человеческого общества. В данной трактовке характеризуются место и роль природы в системе исторически меняющегося отношения к ней человека и общества. В более узком смысле под природой понимают объект науки, а точнее - совокупный объект естествознания. Современное естествознание развивает новые подходы к пониманию природы как единого целого. Это выражается в представлениях о развитии природы, о различных формах движения материи и разных структурных уровнях организации природы, в расширяющемся представлении о типах причинных связей. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы; развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов; развитие экологии привело к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы.
►В настоящее
время под естествознанием понимается
точное естествознание,
то есть такое знание о природе, которое
базируется на научном эксперименте, характеризуется
развитой теоретической формой и математическим
оформлением. Для развития специальных
наук необходимо общее знание природы,
комплексное осмысление её объектов и
явлений. Для получения таких общих представлений
каждая историческая эпоха вырабатывает
соответствующую естественнонаучную
картину мира.
4
2. Этапы познания природы:
Процесс познания человеком природы начался ещё в глубокой древности, но интенсивно стал развиваться в античный период. Важную роль в дальнейшем становлении естествознания как науки сыграли основанные на наблюдениях великие догадки древних философов. Так, родоначальником античной натурфилософии является Фалес, который сумел предсказать солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 году до н. э., а Эмпедокл, живший в VI в. до н. э., объяснил причину солнечного затмения, прохождением Луны между Солнцем и Землёй. Эмпедокл также высказал удивительную догадку о том, что свет распространяется с огромной скоростью, и мы просто не замечаем длительности его распространения. Помимо работ в области астрономии Фалес известен также своими трудами по географии и физиологии, а Эмпедокл прославился не только как философ, но и как врач, физик и физиолог. Широко известны достижения античности в математике (Евклид, III в. до н. э., Пифагор, VI в. до н. э.), механике (Архимед, III в. до н. э.), астрономии (Птолемей, II в. до н. э.).
В средневековье процесс познания природы находился в полной зависимости от богословия. В этот период развивались астрология, алхимия, магия и другие виды оккультного знания. Тем не менее, постепенно накапливались новые факты, и оттачивалась логика теоретического мышления. Например, возникновению и развитию научной химии, несомненно, способствовали работы средневековых алхимиков. Историю алхимии обычно начинают с IV в. н. э. В течение примерно тысячелетия алхимики пытались с помощью химических реакций, протекающих в сопровождении специфических заклинаний, получить философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия, создать универсальный растворитель. В качестве побочных продуктов их деятельности появились многие открытия, решения практически важных задач. Были созданы технологии получения красок, стёкол, лекарств, сплавов. Алхимические исследования, не
5
состоявшиеся теоретически, в дальнейшем явились основой для развития экспериментального естествознания. Особую роль в развитии процесса познания природы в X–XII вв. сыграли мыслители арабско-мусульманского мира, сохранившие связь с античной натурфилософией: ирано-таджикский философ и врач Ибн-Сина (Авиценна), ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям. Таким образом, в античный и средневековый периоды были созданы предпосылки для развития научного естествознания.
Становление естествознания в современном его понимании, по мнению историков науки, прошло три стадии и в конце ХХ века вступило в четвёртую стадию.
2.1 Первый этап развития науки носит название «доклассический», или «натурфилософский» и соответствует понятию «протонаука». Его характерными чертами являются - накопление общих, практических знаний о природе, в области физики, математики, астрономии, химии, биологии на опытной основе. В этот период господствует наблюдение, а не эксперимент, преобладают догадки, а не опытно воспроизводимые выводы. Этот синтез философских и умозрительных натуралистских идей восполнял неразвитость естествознания в области точных и теоретических знаний о природе. Такой подход получил название «натурфилософского». Натурфилософия (от лат. «natura» – природа) или философия природы была первой в истории человечества формой существования научного знания. Она характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Философии – в её натурфилософской форме – отводилась роль «науки наук», «царицы наук», т. к. она в тот период включала совокупность всех человеческих знаний об окружающем мире, а конкретные науки, существовавшие лишь в зародыше, являлись её составными частями. Натурфилософское понимание мира содержало много вымышленного, фантастического, далёкого от действительного понимания сути вещей. Появление натурфилософии в
6
интеллектуальной истории человечества и очень длительное её существование объясняется рядом неизбежных культурно-исторических обстоятельств. Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем понимании) ещё практически не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным способом человеческого познания мира. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, стремилась заменить собой отсутствующие естественные науки. Отрывочное опытное знание об объектах, явлениях природы, натурфилософия восполняла своими умозрительными, но целостными представлениями о мире. В этих представлениях неизвестные ещё науке причины и действительные (но пока непознанные) связи явлений заменялись вымышленными, фантастическими причинами и связями. Для истолкования непонятных явлений натурфилософы обычно придумывали какую-нибудь силу (например, жизненную силу) или какое-нибудь мифическое вещество (флогистон, теплород, электрическая жидкость, эфир и т.п.). Характеризуя натурфилософию, Фридрих Энгельс писал, что «ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но немало также было наговорено и вздора».
Когда в XIX веке естествознание достигло достаточно высокого уровня развития, был накоплен и систематизирован большой фактический материал, т.е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, потребность в натурфилософии потеряла всякое историческое оправдание. По словам Энгельса, в XIX веке «натурфилософии пришёл конец. Всякая попытка воскресить её не только была бы излишней, а была бы шагом назад». Вместе с уходом с исторической арены старой натурфилософии сама философия, также как и различные отрасли науки, более определённо разграничили предметные области своего исследования. В рамках натурфилософии произошло появление и зарождение научных знаний, которые связывают с Древней Грецией VII–VI веков до н.э. Именно в этот период
7
в знаниях, накопленных греками, проявляются те характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе, как о становящейся науке или протонауке. Среди этих характеристик - деятельность по целенаправленному получению новых знаний, наличие специальных людей и организаций по получению этого знания. Именно в Греции появляются первые научные программы, существенно связанные со всей спецификой древнегреческой цивилизации и культуры, возникают такие формы познавательной деятельности, как систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация. Но решительный отказ от практической деятельности в древнегреческой науке имел и обратную сторону – неприятие эксперимента как метода познания, что закрывало дорогу становлению экспериментального естествознания, являющегося характерной чертой современной точной науки. Тем не менее, древнегреческую натурфилософию можно относить к становящейся науке, так как был очерчен предмет, существовали свои методы изучения и способы логического доказательства. Первыми научными программами античности стали: математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном, Евклидом; учение атомизма (Левкипп, Демокрит). Атомизм является первой физической программой. Программа Аристотеля в области физики, математики, астрономии, биологии, психологии.
В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (философское учение о Боге). В этой ситуации наука становится средством решения чисто практических религиозных задач (к примеру, арифметика и астрономия были заняты вычислением дат религиозных праздников). В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия, которые представляли собой промежуточное звено между практическим ремеслом и натурфилософией, и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.
8
2.2 Второй этап - аналитический - характерен для XV - XVIII веков. Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) ознаменовалась подъёмом наук. Зарождаются отдельные отрасли биологии: физиология и эмбриология, систематика, палеонтология, сравнительная анатомия. Развитие оптики позволило сконструировать в XVII в. микроскоп - прибор, открывший для исследователей мир микроорганизмов; показавший, что в основе всего живого лежит универсальное крошечное образование - клетка. Изучение биологии мелких беспозвоночных и простейших, исследование оплодотворения позволили по-новому взглянуть на проблему появления жизни на Земле. Окончательный удар по теории самозарождения нанесли опыты Луи Пастера (1822-1895) - он доказал, что в сосуде, куда не проникают споры микроорганизмов, не могут зарождаться даже бактерии. Вплоть до XVII века в науке господствовали представления о неизменности фауны и флоры Земли. Благодаря работам Н. Стенона (1638-1687), Ж.Кювье (1769-1832) и ряда других палеонтологов и геологов накапливались сведения о вымерших формах организмов. Возникла идея исторического развития жизни на нашей планете. Первая последовательная теория эволюции была предложена в 1809 году французским натуралистом и философом Жаном Батистом Ламарком. Он рассматривал биологическую эволюцию как прогрессивное развитие от простого к сложному. Для объяснения такого пути развития органического мира, им были сформулированы следующие принципы:
1) внутреннее стремление организмов к прогрессу
2) способность организмов приспосабливаться к окружающей среде
3) передача по наследству приобретённых признаков
Теорию Ж.Б.Ламарка нельзя назвать научной в полном смысле этого слова, поскольку вышеперечисленные принципы им никак не доказывались и не объяснялись. Первой действительно научной эволюционной теорией явилась теория Чарльза Дарвина (1809-1882). Он объяснил приспособленность живых организмов к условиям их существования и увеличение видового разнообра-