Автор работы: Юлия Страмилова, 14 Августа 2010 в 16:55, реферат
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации, потребность в познании мира, в той или иной мере, удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях природы. Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своём объяснении с точки зрения научного мировоззрения.
Введение 3
1. Природа, её изучение, познание 4
2. Этапы познания природы 5
2.1. Первый - «натурфилософский» 6
2.2. Второй – аналитический 9
2.3. Третий – синтетический 11
2.4. Четвёртый – интегральный 12
Заключение 13
Список литературы 14
9
зия действием «естественного отбора». Также на этой стадии происходило мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии, а также целого ряда других наук (наряду с издавна существовавшей астрономией). Накопленные с тех пор и до настоящего времени знания в изучении Природы появились как раз на втором этапе. Аналитическое исследование природных объектов осуществлялось на протяжении многих и многих столетий целой армией исследователей - путешественников, мореплавателей, врачей, астрономов, алхимиков и химиков, наблюдательных крестьян и агрономов. При этом накопление знаний шло не только на основе пассивных наблюдений, но и на основе спланированных экспериментальных исследований. Естественное стремление исследователей к большему охвату разнообразных природных объектов и к всё более глубокому проникновению в их детали привело к неудержимой дифференциации, т.е. разделению соответствующих наук. Например, химия сначала была разделена на органическую и неорганическую, затем появились физическая, аналитическая химия и т.д. Сегодня этот перечень очень велик. Рассмотрим же основные особенности аналитической стадии познания:
1. Дифференциация естественных наук. Главная особенность аналитической стадии - тенденция к дальнейшей непрерывной дифференциации (дроблению) естественных наук. Эта тенденция остаётся и сегодня ещё очень действенной.
2. Преобладание эмпирических знаний. Для аналитической стадии характерно явное преобладание эмпирических (полученных путём опыта, эксперимента) знаний над теоретическими. Здесь следует заметить, что резкое отличие эмпирических знаний от теоретических нельзя переоценивать, так как любой эксперимент всегда осуществляется по каким-то теоретическим соображениям, ставится по плану (как бы под диктовку теории). И всё-таки одно дело – опыт, прямое наблюдение и полученные при этом факты, т.е. эмпирические выводы, а другое - объяснение этих фактов, их сопоставление, гипотезы,
10
предположения и теории, связывающие ряд или целые ряды эмпирических фактов. Преобладание эмпирических знаний над теоретическими на аналитической стадии изучения Природы было вполне закономерным. Во-первых, потому, что сначала надо было накапливать факты, а потом уже их объяснять и обобщать. А во-вторых, потому, что сама по себе суть эмпирических методов исследования заключена в анализе предметов природы, в решении вопросов - из чего состоят эти предметы, какова их структура. Поэтому вторую стадию исследования Природы в истории науки нередко называют периодом эмпирического естествознания.
3. Приоритеты «предметов» над «процессами». Важной особенностью аналитической стадии является опережающее, преимущественное исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов в Природе. Например, химия в течение трёх с лишним столетий (с XVI по XIX века) изучала, главным образом, элементный состав и строение молекул, и только к концу XIX - началу XX века, когда приоритетными стали термодинамика и кинетика, среди химических наук ведущее место заняло учение о химических процессах.
4. «Статичность» Природы. Эта особенность аналитического периода развития естествознания состоит в том, что сама Природа вплоть до середины XIX века рассматривалась неизменной, окостенелой, вне эволюции.
2.3 Третий этап - синтетическое естествознание (конец XIX - конец XX века). На стадии синтетического естествознания возрастает роль теоретических знаний, интенсивно исследуются как природные объекты, так и процессы. Эволюционный подход к познанию природы становится методологической основой синтетического естествознания. Этот период развития науки характеризуется ясным пониманием целостности природы и неразрывной взаимосвязи отдельных её частей. Одновременно жизнь рассматривается как множество непрерывно протекающих химических реакций. При этом важно понимать, что данные подходы имеют относительный характер. Живой орга-
11
низм - единое целое, и потому подход к его изучению должен быть комплексным. Одним из результатов комплексного подхода к изучению природы как единого целого стало возникновение экологии - науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Необходимость комплексного изучения природных объектов и явлений, с одной стороны, и одновременно растущая дифференциация наук - с другой, привели к необходимости создания синтетических дисциплин. Так на стыке смежных наук - биологии, химии, физики - появились физическая химия, биохимия, физико-химическая биология. Таким образом, главной отличительной особенностью синтетического естествознания является ориентация на создание синтетических научных дисциплин.
2.4
На четвёртый этап, который называют
интегральным,
естествознание вступило в конце ХХ столетия.
Интегральное естествознание характеризуется
не столько продолжающимися процессами
синтеза двух-трёх смежных наук, сколько
масштабным объединением разных дисциплин
и направлений научных исследований. Примером
таких новых интегральных научных направлений
является кибернетика. Кибернетика -
это наука об общих принципах управления
в машинах, живых организмах и обществе.
Это интегральная наука, возникшая на
стыке ряда специальных дисциплин - теории
автоматов, техники связи, математической
логики, теории информации и др. Другим
примером масштабной научной интеграции
является синергетика, претендующая на
роль общей теории развития. Синергетика
– новое направление междисциплинарных
научных исследований, процессов возникновения
порядка из беспорядка (самоорганизации)
в открытых системах физической, химической,
биологической и другой природы. Существенную
роль в процессе научной интеграции выполняют
такие общенаучные методы исследования,
как математизация естествознания, разработка
принципов системных исследований, использование
новейших информационных технологий.
12
Заключение
Несмотря на
то, что синтетическая и
13
Список литературы:
14