Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:30, контрольная работа
Натурфилософия (философия природы) стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс, закон природы и т.д.
Цель данной работы рассмотреть античную натурфилософию.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. КАТЕГОРИЯ СУБСТАНЦИИ. 3
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОГРАММ ....5
2.1. Великое открытие элеатов .............................................................5
2.2. Атомистическая программа............................................................7
2.3. Математическая программа........................................................... 9
3. АНТИЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР.........11
3.1. Античные толкования проблемы происхождения и развития
живого.......................................................................................................11
3.2. Биологические воззрения Аристотеля.........................................13
3.3. Накопление рациональных биологических знаний в
античности...............................................................................................15
3.4. Античные представления о происхождении человека..............17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. 18
список использованной литературы 20
“ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ”
(г.Архангельск)
Волгоградский
филиал
Контрольная
работа
по дисциплине: «Концепция современного естествознания»
тема
№9: «Классическая античная натурфилософия»
Выполнил студент
гр. ФК-1-09
Арефьев
Дмитрий Владимирович
Проверил преподаватель:
Серегина Наталья Михайловна
Волгоград
2010г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. КАТЕГОРИЯ СУБСТАНЦИИ. 3
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОГРАММ ....5
2.1.
Великое открытие элеатов
..............................
2.2. Атомистическая
программа.....................
2.3. Математическая
программа.....................
3. АНТИЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР.........11
3.1. Античные толкования проблемы происхождения и развития
живого........................
3.2. Биологические
воззрения Аристотеля....................
3.3. Накопление рациональных биологических знаний в
античности....................
3.4. Античные представления о происхождении человека..............17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. 18
список
использованной литературы 20
ВВЕДЕНИЕ
Античная
цивилизация -- величайшее и прекраснейшее
явление в истории
Натурфилософия (философия природы) стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс, закон природы и т.д.
Цель
данной работы рассмотреть античную натурфилософию.
1.
КАТЕГОРИЯ СУБСТАНЦИИ
Непосредственно
возникновение европейской
На уровне чувственного восприятия люди осознают, что окружающий их мир представляет собой многообразие самых разнообразных вещей -- деревья, кустарники, поля, реки, озера, сами люди, звездное небо и т.д. Естествознание начинается тогда, когда сознание человека поднимается до уровня выработки высокой абстракции (категории) субстанции, позволяющей сформулировать вопрос, существует ли за многообразием вещей некое единое начало. Или, другими словами, «что есть все?» В свою очередь вопрос о субстанции, первоначале мира стал возможен тогда, когда уровень мыслительного абстрагирования позволил сформулировать представление о процедуре обоснования знания. Формой такого представления стала идея математического доказательства.
Эта идея - величайшее достижение древнегреческих мыслителей. В древневавилонской и древнеегипетской математике такая идея отсутствовала. Древневосточная математика, как отмечено выше, была представлена множеством алгоритмов, операций, которые обеспечивали вычислительный эффект, но не имели логического, теоретического обоснования. Однако одно дело -- сформулировать задачу и предложить алгоритм ее численного решения, а совсем иное дело -- численно решив задачу, доказать, что это решение не только возможное, но единственно истинное Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. -- Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - С. 82..
Для возникновения идеи доказательства надо научиться формировать принципы решения целого класса задач определенного типа. Это значит, что мышление должно оперировать некоторыми всеобщими понятийными структурами. Среди таких структур важнейшая -- категория субстанции. Не случайно основатель милетской школы («первый европейский ученый», как его называют) Фалес Милетский вошел в историю науки одновременно и как естествоиспытатель-философ, сформулировавший проблему субстанции мира, и как математик, сформулировавший идею математического доказательства. Фалесу приписывают доказательство следующих геометрических теорем:
1) круг делится диаметром пополам;
2) в
равнобедренном треугольнике
3) при
пересечении двух прямых
4) два треугольника равны, если два угла и одна сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого.
Каким
образом представители
Источником всего сущего, субстанцией всех вещей считал некое вечное, беспредельное, безграничное, бесконечное начало -- апейрон (т.е. «беспредельное»). В этом вечном, находящемся в непрерывном движении неопределенном первовеществе возникает как бы зародыш будущего мира. Мир периодически возвращается в это первовещество.
Анаксимен считал воздух началом, основой, субстанцией мира. Все возникает из воздуха через его разряжение и сгущение. Разряжаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь -- ветром, облаками, водой, землей и камнем. Анаксимен -- один из наиболее ярких представителей «метеорологической» традиции древнегреческой науки, в которой основные естественнонаучные проблемы (начала и структуры Космоса) решались по аналогии с метеорологическими.
Для нас сейчас не так важно, как конкретно решали представители милетской школы проблему субстанции. Важен факт постановки самой проблемы субстанции мира, ориентирующей на дальнейшее развитие научно-рационального познания.
Милетская школа -- это еще натурфилософское познание мира, здесь еще не разделились в полной мере естественно-научное и философское познание. Философская и естественно-научная картины мира здесь формируются в тесном единстве. Эту традицию продолжил Гераклит.
Гераклит из Эфеса -- один из самих глубоких мыслителей Греции, оказавший значительное влияние на последующее развитие науки и философии. С мыслителями милетской школы его связывала проблема субстанции мира, первоосновы бытия. Но в центре учения Гераклита другая важнейшая идея -- идея безостановочной изменчивости вещей, их текучести. Гераклит учил, что все в мире изменчиво, «все течет». Ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово. Нельзя понять субстанцию мира, природу Космоса, не учитывая его постоянную текучесть, изменчивость, то, что он все время находится в состоянии становления. Становление -- это постоянное изменение, преобразование, движение, ведущее к созданию новых форм (вне зависимости от того, какими эти новые формы являются -- более сложными или более простыми, прогрессивными или регрессивными, высшими или низшими и др.); такие новые формы являются лишь повторением того, что уже однажды когда-то было.
Какое
же вещество больше всего соответствует
в качестве субстанции мира его постоянной
подвижности, текучести, изменчивости,
становлению? Гераклит видел такую первооснову
в огне, который в то время представлялся
самым подвижным и изменчивым веществом.
(Наши современники понимают, что огонь
-- это не вещество, как вода, воздух, земля,
а реакция окисления с выделением теплоты
и света.) От представления о том, что субстанция
может быть текущей, изменчивой, становящейся,
легко перейти к мировоззрению, согласно
которому мир кажется порождением мысленной
абстракции. Этот важный шаг был осуществлен
пифагорейцами.
2.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ
ПРОГРАММ
2.1.
Великое открытие
элеатов
Особое место в истории античной культуры занимает элейская школа (г. Элея на юге Италии). Представителям ее принадлежит великое открытие -- наличие противоречия между двумя картинами мира в сознании человека; одна из них -- это та, которая получена посредством органов чувств, через наблюдение; другая -- та, которая получена с помощью разума, логики, рационального мышления.
Основоположником элейской школы был Ксенофан -- один из первых рационалистических критиков мифологического мировоззрения. Но слава Элеи связана с именами Парменида и Зенона.
Парменид
и его последователи
Сами элеаты считали, что из двух картин мира подлинная та, которая постигается разумом. На этой основе они ввели качественно новое представление о первооснове мира, о его субстанции. Если у представителей милетской школы первооснова мира носит характер физического процесса, некоторой стихии (вода, воздух и др.), у пифагорейцев -- абстрактно-математический характер (число), то у элеатов она является абстрактно-философской -- бытие как таковое.
Элеатовское
бытие -- это специфический