Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:30, контрольная работа
Натурфилософия (философия природы) стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс, закон природы и т.д.
Цель данной работы рассмотреть античную натурфилософию.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. КАТЕГОРИЯ СУБСТАНЦИИ. 3
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОГРАММ ....5
2.1. Великое открытие элеатов .............................................................5
2.2. Атомистическая программа............................................................7
2.3. Математическая программа........................................................... 9
3. АНТИЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР.........11
3.1. Античные толкования проблемы происхождения и развития
живого.......................................................................................................11
3.2. Биологические воззрения Аристотеля.........................................13
3.3. Накопление рациональных биологических знаний в
античности...............................................................................................15
3.4. Античные представления о происхождении человека..............17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. 18
список использованной литературы 20
Ибо мыслить -- то же, что быть...
Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. Ч. 1. С. 296..
По
Пармениду, есть два пути познания --
путь истины и путь мнения. Путь истины
-- это познание разумом единого бытия,
выделение его из бесконечного качественного
многообразия вещей, которое есть небытие.
Путь истины -- это путь отделения бытия
от небытия. Путь мнения -- это познание
на уровне чувств, образов, которое не
дает знания бытия, а только движется на
уровне поверхностных свойств вещей, на
уровне явления, небытия. Путь мнения --
это путь нефилософского, обманчивого
познания.
Софисты, Демокрит и Платон делают разные выводы из учения элеатов и по-разному решают поставленную элеатами проблему. Софисты (например, Горгий) используют качественное различие двух картин мира, двух путей познания для обоснования субъективного и прагматического характера познания, вплоть до скептицизма. (Известный парадокс Горгия: «Ничего не существует; если бы и существовало, то было бы непознаваемо; если бы и было познаваемо, то не было бы передаваемо другому».) Кто же такие софисты?
В середине V в. до н.э. в условиях развивавшейся рабовладельческой демократии возникла потребность в изменении системы образования: вместо гимнастики и музыки на первый план выдвигаются необходимые в судах и народных собраниях риторика, логика, философия. Появились первые платные учителя философии, риторики, логики -- софисты. Разъезжая по городам, они за плату учили красноречию -- умению говорить, убеждать, побеждать в спорах, выигрывать тяжбы в суде. Обычно это яркие, активные, бойкие и часто, по-видимому, нагловатые, с оттенком нигилизма, но талантливые люди, смело разрывавшие со старыми традициями жизни и мысли.
Среди
своих современников софисты
пользовались далеко не самой лучшей
репутацией. Нередко в них видели
утонченных шарлатанов или дилетантов.
Для этого имелись свои основания:
в софистике был силен
2.2.
Атомистическая программа
Одной из вершин античной культуры являлось атомистическое учение Демокрита, основоположника античного материализма. Жизнь Демокрита -- образец глубокой преданности науке, познанию мира. Занятия наукой, философией он ставил превыше всего; истина для него -- высшая ценность. Демокрит заявлял, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию (самым могущественным в то время) персидским престолом. Он много путешествовал по Востоку, был в Египте, Вавилонии, Индии и Эфиопии, усвоил научные и философские достижения древневосточных культур.
Демокрит поставил перед собой задачу создать такое учение, которое смогло бы преодолеть противоречия, зафиксированные элеатами. Иначе говоря, такое учение, которое обеспечивало соответствие картины мира, открывающейся человеческим чувствам, картине мира, конструируемой деятельностью мышления, дискур-сивно, логикой. На этом пути он осуществил переход от континуального к дискретному видению мира. Демокрит исходил из безоговорочного признания истинного бытия существующим и существующим как многое. Он убедительно показал, что мыслить бытие как многое, мыслить движение можно, если ввести понятие о неделимости элементарных оснований этого бытия -- атомов. Бытие в собственном смысле этого слова -- это атомы, которые движутся в пустоте (небытии).
В
противоположность элеатам
Представление о пустоте -- это достаточно сильная абстракция, требующая высокого уровня теоретического мышления.
Атом
-- неделимая, совершенно плотная, непроницаемая,
не-воспринимаемая чувствами (вследствие
своей, как правило, малой величины),
самостоятельная частица
По Демокриту, мир в целом -- это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами. Отдельные миры образовались в результате того, что множество атомов, сталкиваясь друг с другом, образуют вихри -- кругообразные движения атомов. В вихрях крупные и тяжелые атомы скапливаются в центре, а более легкие и малые вытесняются к периферии. Так возникли земля и небо. Небо образует огонь, воздух, светила. Земля -- центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут. Число миров бесконечно. Многие из них могут быть населенными. Демокрит впервые описал Млечный Путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи: одни из них только возникают, другие находятся в расцвете, а третьи уже гибнут.
Исторической заслугой античного атомизма являлось также формулирование и разработка принципа детерминизма (причинности). В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. Мир атомистов -- мир сплошной необходимости, в котором нет объективных случайностей.
Концепция
атомизма -- одна из самых эвристичных,
одна из самых плодотворных и перспективных
научно-исследовательских программ в
истории науки. На основе принципа атомизма,
рассмотрения тел как суммы бесконечно
большого числа малых неделимых атомов
Демокрит сформулировал идею математического
метода неделимых, позволяющего определять
отношения площадей фигур или объемов
тел. Метод неделимых, возрожденный в европейской
математике в XVI--XVII вв., стал одной из вех
на пути создания интегрального исчисления.
Концепция атомизма сыграла вьщающуюся
роль в развитии представлений о структуре
материи, в ориентации движения естественно-научной
мысли на познание все более глубоких
структурных уровней организации материи.
И сейчас, через 2500 лет после ее возникновения,
программа атомизма (применяемая уже не
к атомам, а к элементарным частицам, из
которых они состоят) является одним из
краеугольных оснований естествознания,
современной физической картины мира.
2.3.
Математическая программа
Если
Демокрит решает сформулированное элеатами
противоречие в духе первичности
и единственности чувственной реальности,
то Платон считает логически допустимым
другой путь. Противоречие между знаниями,
полученными органами чувств, и знаниями,
полученными логикой, мышлением, Платон
объясняет не трудностями процесса познания
(как софисты) и не структурой чувственного
материального мира (как Демокрит), а возможным
наличием двух реальностей, двух миров.
Первый мир -- это мир множества единичных, изменяющихся, подвижных, отражаемых чувствами человека вещей; это -- материальный мир. Второй мир -- это мир вечных, общих и неизменных сущностей; мир общих идей, понятий; он постигается не чувствами, а разумом.
«Идея» (имеет своим корнем слово «видеть», «вид») для Платона -- это то, что видно разумом в вещи. Идея вещи не является отражением вещи, а наоборот: идея вещи хотя и существует в отрыве от самой вещи, но тем не менее представляет собой некоторый принцип оформления вещей, принцип их конструирования. Идея -- это некоторое конструктивное начало вещи, ее прообраз, парадигма, порождающая модель, принцип конструирования вещи. Идея -- это старые мифологические боги, переведенные на абстрактно-всеобщий, философско-категориальный язык. Вместе с тем идея -- это и некоторое общее понятие, обобщение. Но это такое обобщение, которое характеризуется почти математической предельностью, это такой предел абстрагирования, идеализации вещи, за которым вещь уже теряет свои существенные признаки. Объективный идеализм Платона состоит не столько в том, что идеи являются обобщением вещей, существующим вне этих вещей, а в том, что идеи -- это активный, конструктивный, порождающий базис самих вещей, такое исходное начало, без которого сама вещь существовать не может.
Мир идей (или идеальный мир) -- это реальность, которая существует, хотя и далеко от земного мира, но не на бесконечном расстоянии от него. Никто из богов или героев не пребывал в этом мире. Мир идей, идеальный мир первичен по отношению к миру чувственных вещей, материальному миру. Материальный мир произволен от идеального. Материальный мир -- это сфера, в которой уже происходит затухание конструктивной активности идей, ее уменьшение, сокращение, затемнение и т.д. То, что в мире идей характеризуется идеальной формой, в материальном мире характеризуется напластованием случайных, индивидуальных, неповторимых свойств конкретных чувственных вещей. И чем дальше от земли и ближе к миру идей, тем стабильнее, устойчивее, неподвижнее организован мир. Так, далекие звезды отличаются стабильностью, неизменностью, неподвижностью. На уровне планетных сфер уже появляются неустойчивость, подвижность, нестабильность. А в самом мире земных вещей конструктивное идеальное начало ослабевает в такой мере, что вещи повсеместно становятся изменчивыми, движущимися, индивидуализированными, разнообразными, неповторимыми и т.п.
Значительную роль в своей теории идей Платон отводит математике. У Платона все бытие пронизано числами, числа -- это путь к постижению идей, сущности мира. О значении, которое он придавал математике, свидетельствует надпись над входом в платоновскую Академию: «Несведущим в геометрии вход воспрещен». Эта высокая оценка математики определялась философскими взглядами Платона. Он считал, что только занятия математикой могут служить реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Платон не отвергал значения эмпирического знания о мире земных вещей, но считал, что это знание не может быть основой науки, так как оно приблизительно, неточно и лишь вероятно. Только познание мира идей, прежде всего с помощью математики, является единственной формой научного, достоверного познания. Математическими образами и аналогиями пронизана вся философия Платона.
Вслед
за пифагорейцами Платон закладывал
основы программы математизации
познания природы. Но если пифагорейцы
рассматривали Космос как некоторую
однородную гармоничную сферу, то Платон
впервые вводит представление о неоднородности
бытия, Космоса. Он разделяет Космос на
две качественно различные области: божественную
(вечное, неизменное бытие, небо) и земную
(преходящие, изменчивые вещи). Из представления
о божественности Космоса Платон делает
вывод, что небесные светила могут двигаться
только равномерно, по идеальным окружностям
и в одном и том же направлении Найдыш
В.М. Концепции современного естествознания:
Учебник. -- Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М;
ИНФРА-М, 2004. - С. 84..
3.
АНТИЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ
НА ОРГАНИЧЕСКИЙ
МИР
3.1.
Античные толкования
проблемы происхождения
и развития живого
Достижения в развитии биологических знаний в античности не были столь выдающимися, как в астрономии и математике, но тем не менее значительный прогресс здесь тоже был налицо. Античность реализовала функцию первичного накопления эмпирического материала об органических явлениях и процессах. Это еще не научная биология, но уже ее отдаленные предпосылки.
Античные натурфилософы обращали свои взоры на органический мир и строили первые умозрительные схемы, объяснявшие его происхождение и развитие. На основе этих умозрительных представлений в конце концов сложились два противоположных подхода к решению вопроса о происхождении жизни.
Первый,
религиозно-идеалистический, исходил
из того, что возникновение жизни
не могло осуществиться
Наряду
с таким идеалистическим