Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:13, контрольная работа
Среда, окружающая человека, содержит не только различные объекты неживой природы, но и огромное количество разнообразных живых (биологических) структур, основной особенностью которых является способность к развитию и самовоспроизведению. Человек – часть живой природы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Определение жизни. Основные концепции происхождения жизни…...…..4
2. Аргументы концепции происхождения жизни…………….……………..….7
2.1 Креационистская концепция…………………………..….…………..…….7
2.2 Эволюционистская концепция…………………….……..….………….…..7
2.3 Теория саморождения (самоорганизации)…………….…….…………….8
2.4 Концепция панспермии…………………………………….………………..10
2.5 Биохимическая теория Опарина А.И…………….…………………………13
Заключение …………………………………………….……….………………..15
Список использованной литературы………………….………………………..16
Второй закон гласит, что под действием постоянных упражнений или не упражнений органы изменяются и возникшие изменения наследуются.
Положение об эволюции органического мира Ламарк распространил и на объяснение происхождения человека от высших «четвероруких обезьян».
Большой
вклад в развитие эволюционных представлений
так же внес Эр. Дарвин. Накопленный длительным
развитием биологической науки фактический
и теоретический материал требовал своего
объяснения в рамках общей концепции,
диалектически отражающей противоречивые
процессы развития в живой природе. Такое
объяснение было дано Ч. Дарвином, который
вскрыл и объяснил источники и движущие
силы этой эволюции. В основу теории эволюции
им были положены следующие материальные
факторы: наследственность, изменчивость
и естественный отбор. Его учение о естественном
отборе стало ключевым в решении многих
проблем эволюции органического мира.
В 1859 г. был выпущен главный труд всей жизни
Ч. Дарвина – «Происхождение видов путем
естественного отбора, или Сохранение
благоприятствуемых пород в борьбе за
жизнь».
2.3
Теория саморождения (самоорганизации).
Научному мировоззрению по крайней мере с XIX века была присуща идея развития. Но после открытия Кельвином и Клаузиусом второго начала термодинамики господствовало достаточно пессимистическое представление, что базовым состоянием материи является состояние термодинамического равновесия (хаоса) - самого простого из всех возможных состоянии системы, не обменивающейся энергией и веществом с окружающей средой. Господствующей тенденцией материи считалось стремление к разрушению спонтанно возникшей упорядоченности (в результате случайной маловероятной флуктуации) и возвращению к исходному хаосу. Следовательно, упорядоченное состояние вещества, которое наблюдается в доступной части Вселенной, возникло случайно, жизнь, как самая высокая из всех известных науке форм упорядоченности, тем более случайна и противоестественна. Так возникла модель стационарной Вселенной.
Что же заставило изменить этот, казалось бы, незыблемый взгляд на развитие, прийти к идее самоорганизации материи, которая внедрилась в научное мировоззрение во второй половине нашего века и коренным образом изменила старые взгляды на процессы развития? Эта идея появилась в связи с заменой модели стационарной Вселенной моделью развивающейся Вселенной и связанной с ней новой естественнонаучной концепцией развития мира.
Прежние представления о развитии сформировались под влиянием двух классических физических дисциплин - статистической механики и равновесной термодинамики. Обе научные дисциплины описывают поведение изолированных макросистем, не обменивающихся ни энергией, ни веществом с окружающей средой. Вселенная, как самая крупная из всех известных систем, также считалась замкнутой. Но сегодня наука считает все известные системы от самых малых до самых больших открытыми, обменивающимися энергией и (или) веществом с окружающей средой и находящимися, как правило, в состоянии, далеком от термодинамического равновесия. А развитие таких систем, как стало известно, протекает путем образования нарастающей упорядоченности. На такой основе возникло представление о самоорганизации вещественных систем.
В широком плане понятие самоорганизации отражает фундаментальный принцип природы, лежащий в основе наблюдаемого развития от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации вещества. Но у этого понятия есть и более узкое значение, непосредственно характеризующее способ реализации перехода от простого к более сложному. В таком значении самоорганизацией называют природные скачкообразные процессы, переводящие открытую неравновесную систему, достигшую в своем развитии критического состояния в новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности и упорядоченности по сравнению с исходным. Критчическое состояние – это состояние крайней неустойчивости, достигаемое открытой неравновесной системой в ходе предшествующего периода плавного, эволюционного развития.
Прежде чем привести примеры самоорганизации, необходимо уточнить, что же считать усложнением элементов и систем, их переходом от более простых к более сложным формам.
Понятия «простой» и «сложный» всегда относительны, их смысл выявляется только при сопоставлении свойств родственных объектов. Так, протон сложен относительно кварков, но прост относительно атома водорода; атом сложен относительно протона и электрона, но прост относительно молекулы и т.д. При этом мы видим, что сложные объекты обладают новыми качествами, которых лишены исходные простые элементы, составляющие их. Таким образом. Природу можно представить как цепочку нарастающих по сложности элементов.
Процессы
объединения «простых»
Намного сложнее обстоит дело при соединении атомов в молекулы. Здесь также существуют пороговые значения параметров (температуры, плотности), называемые критическими значениями, которые отделяют область возможного образования от области, где этот процесс невозможен.
Затем
идут новые уровни сложности и
упорядоченности вещества. Наиболее
высокий уровень
После выхода книги Шредингера создалась любопытная ситуация: за живым веществом признавалась способность проявлять как тенденцию к разрушению упорядоченности, так и тенденцию к её сохранению. А за неживой природой по-прежнему признавалась только одна тенденция – неизбежно разрушать любую упорядоченность, возникшую в результате случайных отклонений от равновесия. И лишь сравнительно недавно стало ясно, что тенденция к созиданию, к переходу от менее упорядоченного состояния к более упорядоченному, то есть самоорганизация, присуща неживой природе в той же мере, что и живой. Нужны лишь подходящие условия для её проявления.
Выяснилось,
что все разномасштабные
2.4
Концепция панспермии.
Теория панспермии (гипотеза о возможности переноса Жизни во Вселенной с одного космического тела на другие) не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни и переносит проблему в другое место Вселенной. Либих считал, что «атмосферы небесных тел, а также вращающихся космических туманностей можно считать как вековечные хранилища оживленной формы, как вечные плантации органических зародышей», откуда жизнь рассеивается в виде этих зародышей во Вселенной.
Основателем этой теории является Г. Э. Рихтер. Исходя из представления, что в мировом пространстве везде носятся маленькие частицы твердого вещества (космозои), отделившиеся от небесных тел одновременно с этими частицами, может быть прилепившись к ним, носятся жизнеспособные зародыши микроорганизмов. Таким, образом эти зародыши могут переноситься с одного, заселенного организмами небесного тела на другое, где жизни еще нет. Если на этом последнем уже создались благоприятные жизненные условия, в смысле подходящей температуры и влажности, то зародыши начинают прорастать, развиваться и являются впоследствии родоначальниками всего органического мира данной планеты.
Эта теория приобрела в научном мире много сторонников, между которыми были даже такие выдающиеся умы, как Гельмгольц и В.Томсон. Ее защитники стремились главным образом научно обосновать возможность такого переноса зародышей с одного небесного тела на другое, при котором сохранялась бы жизнеспособность этих зародышей. Главный вопрос заключается именно в том, может ли спора совершить такое длительное и полное опасностей путешествие, как перелет из одного мира в другой, не погибнув, сохранив способность прорасти и развиться в новый организм. Разберем подробно, какие опасности встречаются на пути зародыша.
Прежде всего, это холод межпланетного пространства (220° ниже нуля). Отделившись от родной планеты, зародыш обречен долгие годы, столетия и даже тысячелетия носиться при такой ужасающей температуре, прежде чем представиться случай опуститься на новую. А способен ли зародыш выдержать такое испытание? Для решения этого вопроса обращались к исследованию устойчивости по отношению к холоду современных нам спор. Опыты, произведенные в этом направлении, показали, что холод зародыши микроорганизмов выносят превосходно. Они сохраняют свою жизнеспособность даже после шестимесячного пребывания при 200° ниже нуля. Конечно, 6 месяцев не 1000 лет, но все же опыт дает нам право предполагать, что по крайней мере некоторые из зародышей могут перенести страшный холод межпланетного пространства.
Гораздо
большую опасность для
Но вот счастливый случай дает возможность зародышу попасть в сферу притяжения какой-либо планеты с благоприятными для развития жизни условиями температуры и влажности. Скитальцу осталось, только, подчиняясь силе тяжести, упасть на его новую Землю. Но как раз тут и ждет его грозная опасность. Ранее зародыш носился в безвоздушном пространстве, но теперь, прежде чем упасть на поверхность планеты, он должен пролететь через довольно толстый слой воздуха, окутывающий со всех сторон эту планету.
Всем, конечно, хорошо известно явление «падающих звезд»— метеоров. Современная наука объясняет это явление следующим образом. В межпланетном пространстве носятся твердые тела и частицы различных размеров, возможно, осколки планет или комет, залетевшие в нашу солнечную систему из отдаленнейших мест Вселенной. Пролетая поблизости от земного шара, они притягиваются этим последним, но, прежде чем упасть на его поверхность, они должны пролететь через воздушную атмосферу. Вследствие трения о воздух быстро падающий метеорит нагревается до белого каления и становится видимым на темном небесном своде. Только немногие из метеоритов достигают земли, большинство сгорает от сильного жара еще далеко от ее поверхности.
Подобной же участи должны подвергнуться и зародыши. Однако различные соображения показывают, что подобного рода гибель не является обязательной. Есть основания предполагать, что по крайней мере некоторые из зародышей, попавшие в атмосферу той или иной планеты, доберутся до ее поверхности жизнеспособными.
Вместе с тем не нужно забывать о тех колоссальных астрономических промежутках времени, в течение которых Земля могла засеваться зародышами из других миров. Эти промежутки исчисляются миллионами лет! Если за это время из многих миллиардов зародышей хотя бы один добрался благополучно до поверхности Земли и нашел здесь подходящие для своего развития условия, то этого было бы уже достаточно для образования всего органического мира. Между тем эта возможность при современном состоянии науки представляется хотя и маловероятной, но допустимой; во всяком случае, у нас нет фактов, которые ей прямо противоречили бы.
Однако
теория панспермии является ответом
только на вопрос происхождении земной
жизни, а отнюдь не на вопрос о происхождении
жизни вообще.
2.5 Биохимическая теория Опарина А.И.
Теория
возникновения жизни, предложенная
советским ученым Александром Опариным
(1894-1980) надолго стала одной из
самых влиятельных в научном мире. Данная
теория описывает жизнь с позиций материалистической
методологии и постулирует самозарождение
жизни под воздействием физико-химических
процессов, протекающих в условиях первобытной
Земли. Теория Опарина, таким образом,
является теорией химической эволюции.
Свои идеи ученый впервые изложил в книге
«Происхождение жизни», опубликованной
в Советском Союзе в 1924 году и переведенной
на английский язык в 1938 году. Теорию Опарина
горячо поддержал кембриджский профессор,
воинствующий атеист, многолетний главный
редактор коммунистической газеты «Дейли
Уоркер». Хэлдейн открыл полемику по проблеме
происхождения жизни в статье, опубликованной
в «Ежегодном Вестнике Рационалиста»
в 1929 году. В ней Хэлден выдвинул гипотезу
о том, что на первобытной Земле скопились
огромные количества органических соединений,
образовав то, что получило название «первичного
бульона» или «протобульона».
Современное понятие первобытного бульона
и самозарождения жизни исходит из теории
Опарина-Хэлдейна о происхождении жизни.
Суть теории сводится к следующему: