Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:12, реферат
Цель работы – исследовать концепции эволюции в биологии.
Задача работы рассмотреть такие вопросы как:
-формирование идей эволюции в биологии;
-понятие о неодарвинизме и синтетической теории эволюции.
Введение 3
1. Формирование идей эволюции в биологии 5
2. Неодарвинизм и синтетическая теория эволюции 13
Заключение 20
Список литературы
Макроэволюция сформировалась в работах Н.И.Вавилова, И.И.Шмальгаузена, Дж. Г. Симпсона, А.Н.Северцева и др. Она изучает происхождение надвидовых таксонов (семейств, отрядов, классов и пр.), основные направления и закономерности развития жизни на Земле в целом. Эти процессы недоступны наблюдению и могут быть только реконструированы.
Основные положения синтетической теории эволюции (неодарвинизма) таковы:
Естественный отбор — главный движущий фактор эволюции, является следствием конкурентной борьбы за существование, особенно острой внутри вида и популяции. Факторами образования видов являются мутации, дрейф генов и различные формы изоляции.
Расхождение признаков организмов в ходе эволюции от общего предка (дивергенция) происходит через отбор мелких случайных мутаций. Новые формы образуются через крупные наследственные изменения, жизненность которых определяет отбор.
Исходным материалом эволюции служат мутации, случайные и ненаправленные. Организация популяции и изменения условий среды выделяют наследственные изменения в сторону прогресса.
Макроэволюция, ведущая к образованию надвидовых групп, осуществляется через процессы микроэволюции.
Положение об элементарных явлениях и факторах эволюции сформулировал Н.В. Тимофеев-Ресовский: а) популяция — элементарная эволюционная структура; б) изменение генотипа популяции — элементарное эволюционное явление; в) генофонд популяции — элементарный эволюционный материал; г) элементарные эволюционные факторы — мутации, «волны жизни», изоляция, естественный отбор. Отбор может быть в трех формах.
Эволюционный подход становится методологической основой биологии. Конкретный материал, теории и гипотезы разных ее областей осмысливаются с эволюционных позиций. Эволюционное учение соединяет разрозненные, узко специализированные биологические дисциплины, противодействует их разобщению и поэтому занимает центральное место в современной биологии. Принцип актуализма («современность — ключ к познанию прошлого») здесь сочетается с принципом историзма («ключом к изучению настоящего является познание прошлого»).
Заключение
Для живой природы постоянное развитие - наиболее важное и характерное свойство. В этой связи концепция развития в биологии представляет фундамент, на котором построена эволюционная биология.
Эволюционная биология как наука о развитии живой природы начиналась с материалистической теории эволюции органического мира Земли, основанной на воззрениях английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина. Эволюция, по Дарвину, осуществляется в результате взаимодействия трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость служит основой образования новых признаков и особенностей в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет эти признаки. Под действием естественного отбора устраняются организмы, не приспособленные к условиям существования. Благодаря наследственной изменчивости и непрерывному действию естественного отбора организмы в процессе эволюции накапливают все новые приспособительные функции, что в конечном результате ведет к образованию новых видов. Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира, объяснил процесс развития и становления биологических видов.
В то время, когда формировалось учение Дарвина, биология располагала весьма скромными знаниями о химическом составе организмов, о процессе обмена и о других, хорошо известных в настоящее время свойствах живой природы. Однако даже те знания не имели какого-нибудь существенного значения при создании эволюционного учения. Дарвин был истинным натуралистом и его теория - итог пристального, целенаправленного наблюдения над живой природой в самых различных ее проявлениях. А это означает, что эволюционное учение произрастало на благодатной почве традиционной биологии с ее ставшими к тому времени классическими методами наблюдений. Одних только целенаправленных наблюдений и системного подхода при анализе их результатов оказалось вполне достаточно для формирования важнейшего принципа - принципа естественного отбора. Этот принцип оказался настолько сильным, что накопленные в дальнейшем знания в традиционной биологии и даже в современной - физико-химической - биологии не смогли отвергнуть или даже как-то существенно изменить саму идею естественного отбора. В эволюционной биологии принцип естественного отбора остается основополагающим и в настоящее время.
В процессе развития эволюционного учения возникли разные направления, в том числе и нейтралистская теория эволюции, отличающаяся от дарвиновского учения. Все эволюционные направления, так или иначе, базируются на последних достижениях смежных отраслей биологии и естествознания. Происходит, таким образом, своеобразный эволюционный синтез, приводящий к взаимному обогащению эволюционных теорий для микро-, макро- и мегаобъектов, которые представляют характерную особенность современного естествознания, заключающуюся в общем и в то же время едином подходе в многостороннем изучении единой природы в различных ее проявлениях.
Список литературы
1. Аруцев А.А., Ермолаев Б.В., Кутателадзе И.О., Слуцкий М.С. Концепции современного естествознания. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 480 с.
2. Горбачев В.В.Концепции современного естествознания.- 2-е изд., испр. и доп. — М.: ОНИКС 21 век, Мир и Образование», 2007. —672 с.
3. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К°, 2007. — 540 с.
4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
5. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 317 с
6. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. — 264 с.
7. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. — 622 с.
8. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 447 с.
[1] Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. –С. 465
[2] Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 466
[3] Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. – С. 418.
[4] Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 184.
[5] Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 185
[6] Аруцев А.А., Ермолаев Б.В., Кутателадзе И.О., Слуцкий М.С. Концепции современного естествознания. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 279.
[7] Аруцев А.А., Ермолаев Б.В., Кутателадзе И.О., Слуцкий М.С. Концепции современного естествознания. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 281.
[8] Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – С. 156.
[9] Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – С. 157