Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 15:24, контрольная работа
Главнoe назначение научной деятельности — получение знаний о реальности. Человечество накапливает их уже давно. Однако большая часть современного знания получена всего лишь за два последних столетия. Такая неравномерность обусловлена тем” что именно в этот период в науке были раскрыты ее многочисленные возможности. В историческом масштабе наука — сравнительно молодое социальное образование.
Вопрос 1. Наука как процесс познания. Особенности научного познания.
Введение……………………………………………………………………. 4
1. Наука как процесс познания……………………………………………. 4 – 5
2. Характерные черты науки………………………………………………. 5 – 7
3. Методы научного познания…………………………………………….. 7 – 10
Вопрос 2. Современные представления о возникновении человека как биологического вида. История формирование вида «Homo Sapiens». Введение…………………………………………………………………….11
1. Современные представления о возникновении человека как биологического вида……………………………………………………….11 – 12
2. История формирование вида «Homo Sapiens»………………………...12 – 18
3. Заключение………………………………………………………………18 – 19
Литература…………………………………………………………………..
Вообще,
методология социального
1) социальное
познание дает
2) если в естественнонаучном познании все единичные факторы равнозначны, то в социальном познании это не так. Поэтому методология социального познания должна не только обобщать факты, но иметь дело с индивидуальными фактами большого значения. Именно из них проистекает и ими объясняется объективный процесс.
«В гуманитарно-научном методе заключается постоянное взаимодействие переживания и понятия», — утверждал В. Дильтей в статье «Сущность философии». Переживание столь важно в гуманитарном познании именно потому, что сами понятия и общие закономерности исторического процесса производны от первоначального индивидуального переживания ситуации. Исходный пункт гуманитарного исследования индивидуален (у каждого человека свое бытие), стало быть, метод тоже должен быть индивидуален, что не противоречит, конечно, целесообразности частичного пользования в гуманитарном познании приемами, выработанными другими учеными (метод как циркуль, в понимании Ф. Бэкона). В современной науке намечается тенденция к сближению естественнонаучной и гуманитарной методологии, но все же различия, и принципиальные, пока остаются.
Научный
метод как таковой
1) наблюдение
- целенаправленное восприятие
2) описание
- фиксаций средствами
3) измерение - сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам;
4) эксперимент
- наблюдение в специально
К научным методам теоретического уровня исследований следует отнести:
1) формализацию
- построение абстрактно-
2) аксиоматизацию - построение теорий на основе аксиом - утверждений, доказательства истинности которых не требуется;
3) гипотетико-дедуктивный
метод - создание системы дедуктивно
связанных между собой гипотез,
Другим способом деления будет разбивка на методы, применяемые не только в науке, но и в других отраслях человеческой деятельности; методы, применяемые во всех областях науки; и методы, специфические для отдельных разделов науки. Так мы получаем всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы.
Среди всеобщих можно выделить такие методы, как: анализ - расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения;
синтез - соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;
абстрагирование
- отвлечение от ряда
обобщение - прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;
индукция
- метод исследования и способ
рассуждения, в
котором общий вывод строится на основе
частных посылок;
дедукция
- способ рассуждения,
аналогия - прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках;
моделирование
- изучение объекта (оригинала)
путем создания и исследования его
копии (модели), замещающей оригинал с
определенных сторон, интересующих исследователя;
классификация
- разделение всех изучаемых
Большое значение в современной науке приобрели статистические методы, позволяющие определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов. «Применяя статистический метод, мы не можем предсказать поведение отдельного индивидуума совокупности. Мы можем только предсказать вероятность того, что он будет вести себя некоторым определенным образом». Статистические законы можно применять только к большим совокупностям, но не к отдельным индивидуумам, образующим эти совокупности».
Наука обязана сделать все, что в, ее силах, для проверки и рациональной интерпретации паранормальных явлений и внести таким образом свой вклад в информированность и образованность широких кругов населения, в «окультуривание» массового сознания. Конечно, ученые не могут «выдворять» из сферы научного познания те или иные аномальные объекты. В истории науки множество примеров радикальных качественных сдвигов в способах познания при попытках осмысления и объяснения именно аномальных явлений. Ученый всегда должен быть открыт новым нетрадиционным, нестандартным поворотам мысли и объектам познания. Но он обязан оставаться при этом на платформе рационально-доказательного, обоснованного знания, научного (эмпирического и теоретического) исследования аномалий.
В мире еще много непознанного. Многие явления природы и самого человека, его биологической и духовный составляющих пока не получили убедительного научного объяснения и потому носят загадочный, таинственный характер. Так, не исследованы в достаточной мере физические и оптические явления в атмосфере, законы макроэволюции, общественного развития, энергетика человеческого организма, возможности и пороги ощущений и восприятий, сфера эмоциональных переживаний личности, формы общения, коммуникации, глубинные архетипические структуры духовности и многое другое. Но наука не может сразу и немедленно решить все проблемы познания, немедленно объяснить все непонятное и загадочное. Наука - это не волшебный ключик, которым в одно мгновение можно раскрыть все тайны и загадки природы. Научное познание - это историческая деятельность, которая развивается по мере совершенствования не только целей, но и средств познания. Многие явления научно не объяснены и остаются загадочными не потому, что они в принципе непознаваемы, а потому, что пока не сформировались средства и методы, способы их познания.
Однако
можно быть уверенным в одном
- все, что не познано сегодня, рано
или поздно будет исследовано
и объяснено в будущем, когда
для этого сложатся соответствующие
средства, способы познания. Основания
этой уверенности - в истории естествознания,
истории цивилизации, которые убедительно
демонстрируют мощь и торжество человеческого
мышления, научно-рационалистического
(а не мистико-иррационалистического)
отношения к миру.
Вопрос 2. Современные представления о возникновении человека как биологического вида. История формирование вида «Homo Sapiens».
Введение.
Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос "откуда мы взялись". Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается наука антропология, которая выделяет такое понятие, как антропогенез.
Антропогенезом
называют процесс выделения человека
из мира животных. До недавнего времени
существовала лишь одна теория появления
человека – дарвиновская, но, как
человек, живущий в реальном времени,
я не могу не указать на появившиеся
в последнее время
1. Современные представления о возникновении человека как биологического вида.
1) Эволюционная теория
Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
Эволюционная
теория антропогенеза имеет обширный
набор разнообразных
2) Теория творения (креационизм)
Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.
Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.
Ортодоксальная
теология считает теорию творения не
требующей доказательств. Тем не
менее, выдвигаются различные
3) Теория внешнего вмешательства
Согласно этой теории появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Более сложные варианты ТВВ предполагают:
а) скрещивание иномирян с предками людей;
б) порождение человека разумного методами генной инженерии;
в) создание первых людей гомункулярным способом;
г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;
д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.
Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.
4) Теория пространственных аномалий
Последователи
данной теории трактуют антропогенез,
как элемент развития устойчивой
пространственной аномалии - гуманоидной
триады "Материя-Энергия-Аура", характерный
для многих планет Земной Вселенной
и ее аналогов в параллельных пространствах.
ТПА предполагает, что в гуманоидных
вселенных на большинстве пригодных
для жизни планет биосфера развивается
по одному и тому же пути, запрограммированному
на уровне Ауры - информационной субстанции.
При наличии благоприятных
В целом трактовка
антропогенеза в ТПА не имеет
значительных расхождений с эволюционной
теорией. Однако ТПА признает существование
определенной программы развития жизни
и разума, которая наряду со случайными
факторами управляет эволюцией.
2.
История формирование
вида «Homo Sapiens».
Предполагается, что общие предки человекообразных обезьян и человека – стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход их к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привел к прямохождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали перестройку дугообразного позвоночного столба, свойственного всем четвероногим животным, на S-образный, что придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче и главное – передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились.
Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"