Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:29, лекция
Общепринятой классификации общенаучных методов и приемов нет; она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня («снизу вверх»): эмпирический, теоретический и общелогический. 1. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения получают знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и, в качестве конечной цели, о его существенных свойствах и отношениях.
Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны, однако некоторые виды деятельности являются по преимуществу аналитическими (например, аналитическая химия) или синтетическими (например, синергетика).
3. Абстрагирование. Абстракция (лат. abstractio – отвлечение) – это:
· сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное);
· процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование);
· результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле).
Это различного рода
«абстрактные предметы» –
Выяснение того, какие
из рассматриваемых свойств
· Абстракции отождествления, в результате которых выделяются общие свойства и отношения изучаемых предметов (от остальных свойств при этом отвлекаются). Здесь образуются соответствующие им классы на основе установления равенства предметов в данных свойствах или отношениях, осуществляется учет тождественного в предметах и происходит абстрагирование от всех различий между ними.
· Изолирующая абстракция – акты «чистого отвлечения», выделяются некоторые свойства и отношения, которые начинают рассматриваться как самостоятельные индивидуальные предметы («абстрактные предметы» – «доброта», «белизна» и т. п.).
· Абстракция актуальной бесконечности в математике – бесконечные множества рассматриваются как конечные. Исследователь отвлекается от принципиальной невозможности зафиксировать и описать каждый элемент бесконечного множества, принимая такую задачу как решенную.
· Абстракция потенциальной осуществимости – основана на том, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе математической деятельности.
Абстракции различаются также по уровням (порядкам). Абстракции от реальных предметов – это абстракции первого порядка. Абстракции от абстракций первого уровня – абстракции второго порядка и т. д. Самым высоким уровнем абстракции обладают философские категории.
4. Идеализация чаще всего рассматривается как специфический вид абстрагирования. Идеализация – это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.
В процессе идеализации
происходит предельное
Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, являются такие понятия, как «точка» (нельзя найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т. е. объект без измерений); «прямая линия», «абсолютно черное тело», «идеальный газ». Идеализированный объект, в конечном счете, выступает как отражение реальных предметов и процессов. Образовав с помощью идеализации о такого рода объектах теоретические конструкции, можно и в дальнейшем оперировать с ними в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания.
Таким образом,
5. Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов. Оно тесно связано с абстрагированием. Гносеологической основой обобщения являются категории общего и единичного.
Всеобщее (общее) –
философская категория,
Необходимо различать два вида общего:
а) абстрактно-общее как простая одинаковость, внешнее сходство, поверхностное подобие ряда единичных предметов (так называемый «абстрактно-общий признак», например, у всех людей – в отличие от животных – наличие ушной мочки). Данный вид всеобщего, выделенного путем сравнения, играет в познании важную, но ограниченную роль;
б) конкретно-общее как закон существования и развития ряда единичных явлений в их взаимодействии в составе целого, как единство в многообразии. Данный вид общего выражает внутреннюю, глубинную, повторяющуюся у группы сходных явлений основу – сущность в ее развитой форме, т. е. закон. Общее неотрывно от единичного (отдельного) как своей противоположности, а их единство – особенное. Единичное (индивидуальное, отдельное) – философская категория, выражающая специфику, своеобразие именно данного явления (или группы явлений одного и того же качества), его отличие от других. Она тесно связана с категориями всеобщего (общего) и особенного.
В соответствии
с двумя видами общего
По другому основанию
можно выделить следующие
1) от отдельных фактов, событий к их выражению в мыслях (индуктивное обобщение);
2) от одной мысли к другой, более общей мысли (логическое обобщение). Мысленный переход от более общего к менее общему есть процесс ограничения.
Обобщение не может быть беспредельным. Его пределом являются философские категории, которые не имеют родового понятия и потому обобщить их нельзя.
6. Индукция (лат. inductio – наведение) – логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.
В индукции данные
опыта «наводят» на общее,
Выделяют следующие виды индуктивных обобщений:
А) Индукция популярная, когда регулярно повторяющиеся свойства, наблюдаемые у некоторых представителей изучаемого множества (класса) и фиксируемые в посылках индуктивного умозаключения, переносятся на всех представителей изучаемого множества (класса), включая и неисследованные его части.
Б) Индукция неполная, в которой делается вывод о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на том основании, что Р принадлежит некоторым представителям этого множества. Например, «некоторые металлы имеют свойство электропроводности», значит, «все металлы электропроводны».
В) Индукция полная, в которой делается заключение о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на основании полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю изучаемого множества принадлежит свойство Р.
Рассматривая полную индукцию, необходимо иметь в виду следующее:
1. Индукция не дает
нового знания и не выходит
за пределы того, что содержится
в ее посылках. Тем не менее,
общее заключение, полученное на
основе исследования частных
случаев, суммирует
2. Однако хотя заключение полной индукции часто имеет достоверный характер, и здесь иногда допускаются ошибки. Последние связаны главным образом с пропуском какого-либо частного случая (иногда сознательно, преднамеренно, чтобы «доказать» свою правоту), вследствие чего заключение не исчерпывает все случаи и тем самым является необоснованным.
3. Индукция научная – кроме формального обоснования полученного индуктивным путем обобщения, в ней дается дополнительное содержательное обоснование его истинности, в т. ч. с помощью дедукции (теории, законы). Научная индукция дает достоверное заключение, поскольку здесь акцент делается на необходимые, закономерные и причинные связи.
4. Индукция математическая – используется как специфическое математическое доказательство с органическим сочетанием индукции с дедукцией, предположения с доказательством.
7. Индуктивные методы установления причинных связей индукции – каноны (правила индуктивного исследования Бэкона-Милля):
а) метод единственного сходства, если наблюдаемые случаи какого-либо явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то, очевидно (вероятно), оно и есть причина данного явления.
б) метод единственного различия: если случаи, при которых явление наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то это одно обстоятельство и есть причина данного явления.
в) объединенный метод сходства и различия образуется как подтверждение результата, полученного с помощью метода единственного сходства путем применения к нему метода единственного различия, это комбинация первых двух методов.
г) метод сопутствующих изменений: если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. При этом остальные предшествующие явления остаются неизменными.
Иначе, если при
изменении предшествующего
д) метод остатков: если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления.
Пусть изучаемое сложное явление К распадается на а, b, с, d. При этом известно, что ему предшествуют обстоятельства А, В, С, где А – причина а, В – причина b, С – причина с. Следовательно, D – причина d – остатка изучаемого явления К. При этом предполагается, что D должно существовать среди предшествующих обстоятельств.
Метод остатков основывается
на анализе сложных (составных)
Рассмотренные методы установления причинных связей чаще всего применяются не изолированно, а во взаимосвязи, дополняя друг друга.
8. Дедукция (лат. dedactio – выведение), это:
а) переход в процессе
познания от общего к
б) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений – посылок к их следствиям (заключениям).
Дедукция, как один
из приемов научного познания,
тесно связан с индукцией, это
диалектически взаимосвязанные
способы движения мысли.
а) чтобы были взяты внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов;