Методы научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:29, лекция

Описание

Общепринятой классификации общенаучных методов и приемов нет; она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня («снизу вверх»): эмпирический, теоретический и общелогический. 1. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения получают знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и, в качестве конечной цели, о его существенных свойствах и отношениях.

Работа состоит из  1 файл

Основы Н И.docx

— 44.49 Кб (Скачать документ)

 Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны, однако некоторые виды деятельности являются по преимуществу аналитическими (например, аналитическая химия) или синтетическими (например, синергетика).

3. Абстрагирование. Абстракция (лат. abstractio – отвлечение) – это:   

 ·      сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное);   

 ·      процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование);   

 ·      результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле).   

 Это различного рода  «абстрактные предметы» – отдельно  взятые понятия и категории («белизна», «развитие», «мышление» и пр.) и их системы, Наиболее развитыми из них являются математика, логика и философия.    

 Выяснение того, какие  из рассматриваемых свойств являются  существенными, а какие второстепенными  – главный вопрос абстрагирования.  Вопрос о том, что в объективной  действительности выделяется абстрагируемой  работой мышления, а от чего  мышление отвлекается, в каждом  конкретном случае зависит, прежде  всего, от природы изучаемого  предмета, а также от задач  познания. В ходе своего исторического  развития наука восходит от  одного уровня абстрактности  к другому, более высокому. Существуют  различные виды абстракций:   

 ·     Абстракции отождествления, в результате которых выделяются общие свойства и отношения изучаемых предметов (от остальных свойств при этом отвлекаются). Здесь образуются соответствующие им классы на основе установления равенства предметов в данных свойствах или отношениях, осуществляется учет тождественного в предметах и происходит абстрагирование от всех различий между ними.   

 ·     Изолирующая абстракция – акты «чистого отвлечения», выделяются некоторые свойства и отношения, которые начинают рассматриваться как самостоятельные индивидуальные предметы («абстрактные предметы» – «доброта», «белизна» и т. п.).   

 ·     Абстракция актуальной бесконечности в математике – бесконечные множества рассматриваются как конечные. Исследователь отвлекается от  принципиальной невозможности зафиксировать и описать каждый элемент бесконечного множества, принимая такую задачу как решенную.   

 ·     Абстракция потенциальной осуществимости – основана на том, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе математической деятельности.   

 Абстракции различаются также по уровням (порядкам). Абстракции от реальных предметов – это абстракции первого порядка. Абстракции от абстракций первого уровня – абстракции второго порядка и т. д. Самым высоким уровнем абстракции обладают философские категории.   

4. Идеализация чаще всего рассматривается как специфический вид абстрагирования. Идеализация – это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.   

 В процессе идеализации  происходит предельное отвлечение  от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется так называемый «идеализированный объект», которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов. В результате идеализации образуется такая теоретическая модель, в которой характеристики и стороны познаваемого объекта не только отвлечены от фактического эмпирического материала, но и путем мысленного конструирования выступают в более резко и полно выраженном виде, чем в самой действительности.    

 Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, являются такие понятия, как «точка» (нельзя найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т. е. объект без измерений); «прямая линия», «абсолютно черное тело», «идеальный газ». Идеализированный объект, в конечном счете, выступает как отражение реальных предметов и процессов. Образовав с помощью идеализации о такого рода объектах теоретические конструкции, можно и в дальнейшем оперировать с ними в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания.    

 Таким образом, идеализированные  предметы не являются чистыми  фикциями, не имеющими отношения  к реальной действительности, а  представляют собой результат  весьма сложного и опосредованного  ее отражения. Идеализированный  объект представляет в познании  реальные предметы, но не по  всем, а лишь по некоторым жестко  фиксированным признакам. Он представляет  собой упрощенный и схематизированный  образ реального предмета. Теоретические  утверждения, как правило, непосредственно  относятся не к реальным объектам, а к идеализированным объектам, познавательная деятельность с  которыми позволяет устанавливать  существенные связи и закономерности, недоступные при изучении реальных  объектов, взятых во всем многообразии  их эмпирических свойств и  отношений. Идеализированные объекты  – результат различных мыслительных  экспериментов, направленных на  реализацию некоторого нереализуемого  в природе случая. В развитых  научных теориях обычно рассматриваются  не отдельные идеализированные  объекты и их свойства, а целостные  системы идеализированных объектов  и их структуры.   

5. Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов. Оно тесно связано с абстрагированием. Гносеологической основой обобщения являются категории общего и единичного.   

 Всеобщее (общее) –  философская категория, отражающая  сходные, повторяющиеся черты  и признаки, которые принадлежат  нескольким единичным явлениям  или всем предметам данного  класса.   

 Необходимо различать  два вида общего:   

 а) абстрактно-общее как простая одинаковость, внешнее сходство, поверхностное подобие ряда единичных предметов (так называемый «абстрактно-общий признак», например, у всех людей – в отличие от животных – наличие ушной мочки). Данный вид всеобщего, выделенного путем сравнения, играет в познании важную, но ограниченную роль;   

 б) конкретно-общее как закон существования и развития ряда единичных явлений в их взаимодействии в составе целого, как единство в многообразии. Данный вид общего выражает внутреннюю, глубинную, повторяющуюся у группы сходных явлений основу – сущность в ее развитой форме, т. е. закон.  Общее неотрывно от единичного (отдельного) как своей противоположности, а их единство – особенное. Единичное (индивидуальное, отдельное) – философская категория, выражающая специфику, своеобразие именно данного явления (или группы явлений одного и того же качества), его отличие от других. Она тесно связана с категориями всеобщего (общего) и особенного.   

 В соответствии  с двумя видами общего различают  виды научных обобщений: выделение  любых признаков (абстрактно-общее)  или существенных (конкретно-общее,  закон).   

 По другому основанию  можно выделить следующие обобщения:    

1) от отдельных фактов, событий к их выражению в  мыслях (индуктивное обобщение);   

2) от одной мысли к  другой, более общей мысли (логическое  обобщение). Мысленный переход от  более общего к менее общему  есть процесс ограничения.   

 Обобщение не может быть беспредельным. Его пределом являются философские категории, которые не имеют родового понятия и потому обобщить их нельзя.   

6. Индукция (лат. inductio – наведение) – логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.   

 В индукции данные  опыта «наводят» на общее, индуцируют  его. Поскольку опыт всегда  бесконечен и неполон, то индуктивные  выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы.   

 Выделяют следующие  виды индуктивных обобщений:   

 А) Индукция популярная, когда регулярно повторяющиеся свойства, наблюдаемые у некоторых представителей изучаемого множества (класса) и фиксируемые в посылках индуктивного умозаключения, переносятся на всех представителей изучаемого множества (класса), включая и неисследованные его части.   

 Б) Индукция неполная, в которой делается вывод о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на том основании, что Р принадлежит некоторым представителям этого множества. Например, «некоторые металлы имеют свойство электропроводности», значит, «все металлы электропроводны».    

 В) Индукция полная, в которой делается заключение о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на основании полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю изучаемого множества принадлежит свойство Р.   

 Рассматривая  полную индукцию, необходимо иметь  в виду следующее:   

1. Индукция не дает  нового знания и не выходит  за пределы того, что содержится  в ее посылках. Тем не менее,  общее заключение, полученное на  основе исследования частных  случаев, суммирует содержащуюся  в них информацию и позволяет  обобщить, систематизировать ее.   

2.  Однако хотя заключение полной индукции часто имеет достоверный характер, и здесь иногда допускаются ошибки. Последние связаны главным образом с пропуском какого-либо частного случая (иногда сознательно, преднамеренно, чтобы «доказать» свою правоту), вследствие чего заключение не исчерпывает все случаи и тем самым является необоснованным.   

3. Индукция научная – кроме формального обоснования полученного индуктивным путем обобщения, в ней дается дополнительное содержательное обоснование его истинности, в т. ч. с помощью дедукции (теории, законы). Научная индукция дает достоверное заключение, поскольку здесь акцент делается на необходимые, закономерные и причинные связи.   

4. Индукция математическая – используется как специфическое математическое доказательство с органическим сочетанием индукции с дедукцией, предположения с доказательством.   

7. Индуктивные методы установления причинных связей индукции – каноны (правила индуктивного исследования Бэкона-Милля):    

 а)  метод единственного сходства, если наблюдаемые случаи какого-либо явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то, очевидно (вероятно), оно и есть причина данного явления.   

 б)  метод единственного различия: если случаи, при которых явление наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то это одно обстоятельство и есть причина данного явления.   

 в) объединенный метод сходства и различия образуется как подтверждение результата, полученного с помощью метода единственного сходства путем применения к нему метода единственного различия, это комбинация первых двух методов.   

 г) метод сопутствующих изменений: если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. При этом остальные предшествующие явления остаются неизменными.   

 Иначе, если при  изменении предшествующего явления А изменяется и наблюдаемое явление а, а остальные предшествующие явления остаются неизменными, то отсюда можно заключить, что А является причиной а.   

 д) метод остатков: если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления.    

 Пусть изучаемое сложное  явление К распадается на а, b, с, d. При этом известно, что ему предшествуют обстоятельства А, В, С, где А – причина а, В – причина b, С – причина с. Следовательно, D – причина d – остатка изучаемого явления К. При этом предполагается, что D должно существовать среди предшествующих обстоятельств.   

 Метод остатков основывается  на анализе сложных (составных)  причин. Если нам известно, что  такое явление зависит от составной  причины С, состоящей из двух причин Сх и Су, тогда, если предположить, что причина Сх вызывает действие Е, а составная причина С вызывает действие F, то оставшаяся причина Су должна вызывать действие F.   

 Рассмотренные методы  установления причинных связей  чаще всего применяются не  изолированно, а во взаимосвязи,  дополняя друг друга.    

8. Дедукция (лат. dedactio – выведение), это:    

 а) переход в процессе  познания от общего к единичному (частному); выведение единичного  из общего;   

 б) процесс  логического вывода, т. е. перехода  по тем или иным правилам  логики от некоторых данных  предложений – посылок к их  следствиям (заключениям).   

 Дедукция, как один  из приемов научного познания, тесно связан с индукцией, это  диалектически взаимосвязанные  способы движения мысли. Аналогия  не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по  аналогии истинны, это еще не  значит, что и его заключение  будет истинным. Для повышения  вероятности выводов по аналогии  необходимо стремиться:    

 а) чтобы были взяты внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов;   

Информация о работе Методы научного исследования