Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:29, лекция
Общепринятой классификации общенаучных методов и приемов нет; она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня («снизу вверх»): эмпирический, теоретический и общелогический. 1. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения получают знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и, в качестве конечной цели, о его существенных свойствах и отношениях.
б) эти объекты были
подобны в важнейших и
в) круг совпадающих признаков был как можно шире;
г) учитывались не только сходство, но и различия – во избежание возможности переноса последних на другой объект.
10. Моделирование. Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко – как перенос информации об одних объектах на другие – составляют гносеологическую основу моделирования, метода исследования объектов на их моделях.
Модель (лат. modulus – мера, образец) – в логике и методологии науки – аналог фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и прочем, т. е. оригинала модели.
Этот аналог
– «представитель», «
11. Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.
Система (греч. systema – целое) – общенаучное понятие, выражающее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство.
Типы систем весьма многообразны: материальные и духовные, неорганические и живые, механические и органические, биологические и социальные, статичные и динамичные, открытые и замкнутые и т. д. Любая система представляет собой множество разнообразных элементов, обладающих структурой и организацией.
Специфика системного
подхода определяется тем, что
он ориентирует на раскрытие
целостности объекта и
В современной науке
самоорганизующиеся системы
12. Вероятностные (статистические) методы – основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость, которая «пробивается» через совокупное действие множества случайностей.
Вероятностные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном, а в представлении многих ученых вероятность и случайность практически нерасторжимы.
Статистическая
Вероятность – понятие, характеризующее количественную меру (степень) возможности появления некоторого случайного события при определенных условиях, которые могут повторяться. Одна из основных задач теории вероятностей состоит в выяснении закономерностей, возникающих при взаимодействии большого числа случайных факторов.
Вероятностно-статистические
методы широко применяются при
изучении массовых явлений –
особенно в таких научных
Частнонаучная методология
Частнонаучную методологию чаще всего определяют как совокупность методов, принципов и приемов исследования, применяемых в той или иной крупной отрасли науки. К ним относят механику, физику, химию, геологию, биологию, социальные науки. Однако с учетом сегодняшнего уровня развития познания очевидно, что указанные науки суть абстракции, ибо реально каждая из них давно есть система определенных научных дисциплин, число которых быстро возрастает.
Сформировались
В каждой научной
дисциплине (и в отрасли науки)
применяется совокупность
Углубление взаимосвязи
наук приводит к тому, что результаты,
приемы и методы одних наук
все шире используются в других
(например, применение физических
и химических методов в
Частнонаучные методы связаны со спецификой отдельных форм движения материи. Одни из этих методов имеют значение только в пределах отдельных отраслей науки, будучи связаны только с изучением их собственного объекта, другие – за пределами данной отрасли науки, к которой они непосредственно относятся и в связи с которой возникли.
Каждая сколько-нибудь
развитая наука, имея свой
Взаимодействие методов
Вышесказанное
Кроме того, всеобщей
основой, «ядром» системы
Также ни один метод не является панацеей, «универсальной отмычкой». Иначе говоря, ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования. Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как «руководящей нитью», а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и пр.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что методология – рефлексия, имеющая в виду не только рационализацию деятельности, но и выявление ее мотивов, ее ценностных и нравственных регуляторов.
В своем применении любой метод модифицируется в зависимости от конкретных условий, цели исследования, характера решаемых задач, особенностей объекта, той или иной сферы применения метода (природа, общество, познание), специфики изучаемых закономерностей, своеобразия явлений и процессов (материальные или духовные, объективные или субъективные) и т. п. Тем самым содержание системы методов, используемых для решения определенных задач, всегда конкретно, ибо в каждом конкретном научном исследовании, в зависимости от специфических условий, любой метод соответствующим образом преломляется, приобретая своеобразную форму функционирования. Это объясняется тем, что в данной ситуации на первый план выдвигается соответствующий уровень методологии, те или иные отдельные методологические принципы, подходы и инструкции (или их сочетания), что и обусловливает «модификацию бытия» метода в конкретных условиях.
В ходе
научной и иной деятельности
не только используются
В процессе научного познания возможны две основные, одинаково ошибочные крайности:
а) игнорирование общенаучных методов как якобы несовместимых со спецификой предмета данной науки или научной дисциплины;
б) их абсолютизация под видом «творческого обогащения» методологического арсенала науки, непомерное раздувание их значения за счет принижения или полного отрицания роли философской, в том числе диалектико-материалистической методологии.
Взаимосвязь уровней
методологического знания
Любой метод эффективно «работает» только в его целостности, т. е. когда все его стороны берутся в гармоническом единстве и в своей целостности направлены на постижение специфической логики специфического предмета или его изменение, подчинены этому предмету.
Каждый отдельный метод, диалектический в том числе, будучи верным в своих рамках, в своей сфере применения при решении вполне определенных задач становится неверным, если абсолютизируется, «превышает свои полномочия», подвергается «методологической канонизации» и универсализации, распространяется за пределы сферы своего применения.