Научная революция и революция мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:04, контрольная работа

Описание

Научная революция-самая радикальная интерпретация заключается в признании одной единственной революции, которая состоит в победе над невежеством, суевериями и предрассудками, в результате чего и рождается наука. Другая интерпретация сводит революцию к ускоренной эволюции, с этой точки зрения любая научная теория может быть модифицирована, но не опровергнута. Самую оригинальную концепцию научной революции предложил К. Поппер, ее можно назвать концепцией «непрерывной революции», по его мнению, научной может считаться только та теория, которая допускает принципиальную возможность своего опровержения.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по КСЕ.docx

— 33.31 Кб (Скачать документ)

 

 

Научная революция-самая радикальная интерпретация заключается в признании одной единственной революции, которая состоит в победе над невежеством, суевериями и предрассудками, в результате чего и рождается наука. Другая интерпретация сводит революцию к ускоренной эволюции, с этой точки зрения любая научная теория может быть модифицирована, но не опровергнута. Самую оригинальную концепцию научной революции предложил К. Поппер, ее можно назвать концепцией «непрерывной революции», по его мнению, научной может считаться только та теория, которая допускает принципиальную возможность своего опровержения. Поскольку ни одна из теорий не может охватить все многообразие мира, ее объяснительный потенциал оказывается исчерпанным, потенциальная опровержимость превращается в актуальную, поэтому одна теория

сменяется другой.Таким образом НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с пе­реходом к новым теоретическим и методологическим пред­посылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира!

 

Научная картина мира - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Термин «картина мира» используется в

 различных смыслах. Он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи.

Таким образом, о радикальном  перевороте (революции) в области  науки можно говорить лишь в том  случае, когда налицо изменение не только отдельных принципов, методов  или теорий, но непременно и всей научной картины мира, в которой  все базовые элементы научного знания представлены в обобщенном виде.Четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научных картин мира, т.е. научных революций, в истории развития науки вообще и

естествознания в частности можно выделить три. Если их персонифицировать по именам ученых, сыгравших в этих событиях наиболее заметную роль, то три глобальных научных революции должны именоваться аристотелевской,

ньютоновской и эйнштейновской.

 

I. Первая революция в  познании мира

 

 

В VI – IV вв. до н.э. была осуществлена первая революция в создании мира, в результате которой и появляется на свет сама наука. Исторический смысл  этой революции

 заключается в отличении науки от других форм познания и освоения мира, в создании определенных норм и образцов построения научного знания. Наиболее ясно наука

 оссознала саму себя в трудах великого древнегреческого философа Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. фактически учение о доказательстве, - главный инструмент

 

 выведения и систематизации знания; разработал категориально-понятийный аппарат; утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса,

постановка проблемы, аргументы  «за» и «против», обоснование решения);предметно дифференцировал само научное знание, отделив научное знание, отделив науки о природе

 от метафизики (философии), математики и т.д. Заданные  Аристотелем нормы научности  знания, образцы объяснения, описанные и обоснованные в науке пользовались

непререкаемым авторитетом  более тысячи лет, а многое (законы формальной логики, например) действенно и поныне.

Важнейшим фрагментом античной научной картины мира стало последовательное геоцентрическое учение о мировых  сферах. Геоцентризм той эпохи  вовсе не был «естественным»

 описанием непосредственно  наблюдаемых фактов. Это был трудный  и смелый шаг в неизвестность:  ведь для единства и непротиворечивости  устройства космоса пришлось

 дополнить видимую  небесную полусферу аналогичной  невидимой, допустить возможность  существования антиподов, т.е.  обитателей противоположной стороны  земного шара 

и т.д. Да и сама идея шарообразности Земли тоже была далеко не очевидной. Получившаяся в итоге геоцентрическая  система идеальных равномерно вращающихся  небесных сфер

 с принципиально различной  физикой земных и небесных  тел была существенной составной  частью первой научной революции.  (Конечно, сейчас мы знвем, что она была неверна.

 Но неверна не значит ненаучна!)

 

II. Ньютоновская революция

 

Вторая глобальная научная  революция приходится на XVI – XVIII вв. Ее исходным пунктом считается как  раз переход от геоцентрической  модели мира к гелиоцентрической.

Это, безусловно, самый заметный признак смены научной картины  мира, но он мало отражает суть происшедших  в эту эпоху перемен в науке. Их общий смысл обычно

определяется формулой: становление  классического естествознания. Такими классиками-первопроходцами признаны: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон.

 

В чем же заключаются принципиальные отличия созданной ими науки  от античной? Их немало.

 

1. Классическое естествознание  заговорило языком математики. Античная  наука тоже ценила математику, однако ограничивала сферу ее  применения «идеальными» небесными 

сферами, полагая, что описание земных явлений возможно только качественное, т.е. нематематическое. Новое естествознание сумело выделить строго объективные

количественные характеристики земных тел (форма, величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

 

2. Новоевропейская наука  нашла также мощную опорув методах экспериментального исследования явлений со строго контролируемыми условиями. Это подразумевало активное,

наступательное отношение  к изучаемой природе, а не просто ее созерцание и умозрительное воспроизведение.

 

3. Классическое естествознание  безжалостно разрушило античные  представления о космосе как  вполне завершенном и гармоничном  мире, который обладает совершенством,

 целесообразностью и  т.д. На смену им пришла скучная  концепция бесконечной, без цели  и смысла существующей Вселенной,  объединяемой лишь идентичностью  законов.

 

4. Доминантой классического  естествознания, да и всей науки  Нового времени стала механика. Возникла мощная тенденция сведения (редукции) всех знаний о природе  к

фундаментальным принципам  и представлениям механки. При этом все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания были грубо изгнаны из

 царства научной мычли. Утвердилась чисто механическая картинв природы.

 

5. Сформировался также  четкий идеал научного знания: раз и навсегда установленная  абсолютно истинная картина природы, которую можно подправлять в деталях, но

 радикально переделывать  уже нельзя. При этом в познавательной  деятельности подразумевалась жесткая  оппозиция субъекта и объекта  познания, их строгая разделенность.

 Объект познания существует  сам по себе, а субъект (тот,  кто познает) как бы со стороны  наблюдает и исследует внешнюю  по отношению к енму вещь (объект),

будучи при этом ничем  не связанным и не обусловленным  в саоих выводах, которые в идеале воспроизводят характеристики объекта так, как есть «на самом деле».

 

 

Таковы особенности второй глобальной научной революции, условно  названной по имени ее завершителя  ньютоновской. Ее итог – механистическая научная картина мира

 на базе экспериментально-математического  естествознания. В общем русле  этой революции наука развивалась  практически до конца XIX в.за это время было сделано много

выдающихся открытий, но они лишь дополняли и усложняли  сложившуюся общую картину мира, не покушаясь на ее основы.

 

 

 

III. Третья научная революция

 

 

 

«Потрясение основ» случилось  на рубеже XIX – XX вв.

 

В это время последовала  целая серия блестящих открытий в физике (открытие сложной структуры  атома, явления радиоактивности, дискретного  характера электромагнитного 

излучения и т.д.). Их общим  мировоззренческим итогом явился сокрушительный удар по базовой предпосылке механистической  картины мира – убежденности в  том, что с помощью

 простых сил, действующих  между неизменными объектами,  можно описать все явления  природы и что универсальный  ключ к пониманию происходящего  дает в конечном счете

механика И. Ньютона.

 

Наиболее значимыми теориями, составившими основу новой парадигмы  научного знания, стали теория относительности (специальная и общая) и квантовая  механика. Первую можно

 квалифицировать как  новую общую теорию пространства, времени и тяготения. Вторая  обнаружила вероятностный характер  законов микромира, а также  неустранимый

 корпускулярно-волновой  дуализм в самом фундаменте  материи. Здесь же целесообразно  сформулировать те принципиальные  изменения, которые претерпела  общая

естественно-научная картина мира и сам способ ее построения в связи с появлением этих теорий. Наиболее контрастные ее изменения состояли в следующем.

 

Ньютоновкая естественно-научная революция изначально была связана с переходом от геоценризма к гелиоцентризму. Эйнштейновский переворот в этом плане означал

 принципиальный отказ  от всякого центризма вообще. Привилегированных, выделенных систем  отсчета в мире нет, все они  равноправны. Причем любое утверждение  имеет смысл,

 только будучи «привязанным»,  соотнесенной с какой-либо конкретной  системой отсчета. А это и  означает в итоге, что любое  наше представление, в том числе  и вся научная

 картина мира в целом,  релятивны, т.е. относительны.

 

Классическое естествознание опиралось и на другие исходные идеализации, интуитивно очевидные и прекчасно согласующиеся со здравым смыслом. Речь идет о понятиях

траектории частиц, одновременности  событий, абсолютного характера  пространства и времени, всеобщности  причинных связей и т.д. Все они  оказались неадекватными при

описании микро- и мегамиров и потому были видоизменены. Так что можно сказать, что новая каотина мира переосмыслила исходные понятия пространства. Времени, причинности,

 непрерывности и в  значительной мере «развела»  их со здравым смыслом и  интуитивными ожиданиями.

 

Неклассическая естественнонаучная картина мира отвергла классическое жесткое протиаопоставление субъекта и объекта познания. Объект познания перестал восприниматься

 как существующий сам  по «себе». Его научное описание оказалось зависимым от определенных условий познания (учет состояния движения систем отсчета при признании

постоянства скорости света; учет способа наблюдения (класса приборов) при определении импульса или  координат микрочастицы и проч.).

 

Изменилось и представление  естественно-научной картины мира о самой себе: стало ясно, сто «единственно верную», фбсолютно точную картину не удастся нарисовать никогда.

 Любая из таких «картин»  может обладать лишь относительной  истинностью. И это верно не  только для ее деталей , но и для всей конструкции в целом.

 

Итак, третья глобальная революция  в естествознании началась с появления  принципиально новых (по сравнению  с уже известными) фундаментальных теорий – теории

относительности и квантовой  механики. Их утверждение привело  к смене теоретико-методологических установок во всем естествознании. Позднее, уже в рамках новорожденной 

неклассической картины  мира, произошли мини-революции в  космологии (концепции нестационарной Вселенной), биологии (становление генетики) и др. Так что нынешнее

(конца XX в.) естествознание  весьма существенно видоизменил  свой облик по сравнению с  началом века. Однако исходный  посыл, импульс его развития  остался

 прежним – эйнштейновским (релятивистским).

 

 

 

Таким образом, три глобальные научные революции предопределили три стадии развития науки, каждой из которых соответствует своя общенаучная  картина мира. Это, конечно,

 не означает, что в  истории науки важны одни лишь  революции. На эволюционном этапе  также делаются научные открытия, создаются новые теории и методы. Однако,

бесспорното, что именно революционные сдвиги, затрагивающие основания фундаментальных наук, определяют общие контуры научной картины мира на длительный период.

 Понять роль и значение  научных революций важно еще  и потому, что развитие науки  имеет однозначную тенденцию  к ускорению. Между аристотелевской  и ньютоновской

 революциями лежит  пропасть шириной почти в две  тысячи лет; Эйнштейна от Ньютона  отделяют чуть больше двухсот.  Но не прошдо и ста лет со времени формирования нынешней

научной парадигмы, как у  многих представителей мира науки возникло ощущение близости новой глобальной научной революции. А некотрые даже утверждают, что она уже в

 разгаре. Так это или не так – вопрос спорный. Но экстраполируя тенденцию ускорения развития науки на ближайшее будущее, можно ожидать некоторого учащения

 революционных событий  в науке.

 

При этом научные революции (в отличие от социально-политических) ученый мир не пугают. В нем уже утвердилась вера в то, что научные революции, во-первых, необходимый

момент «смены курса» в  науке, а во-вторых, они не только не исключают, но, напротив, предполагают преемственность в развитии научного знания. Как гласит

сформулированный Н. Бором  принцип соответствия: всякая новая  научная теория не отвергает начисто  предшествующую, а включает ее в  себя на правах частного случая, т.е.

Информация о работе Научная революция и революция мира