Научная революция и революция мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:04, контрольная работа

Описание

Научная революция-самая радикальная интерпретация заключается в признании одной единственной революции, которая состоит в победе над невежеством, суевериями и предрассудками, в результате чего и рождается наука. Другая интерпретация сводит революцию к ускоренной эволюции, с этой точки зрения любая научная теория может быть модифицирована, но не опровергнута. Самую оригинальную концепцию научной революции предложил К. Поппер, ее можно назвать концепцией «непрерывной революции», по его мнению, научной может считаться только та теория, которая допускает принципиальную возможность своего опровержения.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по КСЕ.docx

— 33.31 Кб (Скачать документ)

 устанавливает для  прежней теории ограниченную  область применимости. И при этом  обе теории (и старая, и новая)  прекрасно могут мирно сосуществовать.

 

 

 

Литература

 

 

Горелов.А.А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для вузов. М: ООО «Издательство Астрель», 2004, - 380с.

 

Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко, М: Юнити – ДАНА, 2004 – 317 с.

 

Соломатин В.А. История науки. Учебник для студентов высших уч.заведений. М: ПЕР СЭ, 2003, - 352с.

 

Человек и общество: учебное  пособие по естествознанию. Под ред.Боголюбов Л.Н., Е.А.Глушаков. – М.: Просвещение, 1998. – 398 с.

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строение вещества –  одна из главных проблем современного естество-

знания,  затрагивающая глубокие основы физики,  химии,  биологии,  наук о

Земле и космосе, а также  философии. Исследование вещества вносит весомый

вклад в научную картину  мира  (природы),  обогащает познавательный  (поня-

тийный) аппарат науки. Знание строения веществ необходимо и для понимания

их свойств,  следовательно,  для целенаправленного поиска новых  веществ и

материалов с заранее  заданными свойствами.

            

                     Историческое развитие атомной модели вещества. 

Представление об атомной  модели строении вещества возникло в  античные времена (поэма Лукреция Кара, в которой изложена идея Демокрита о строении вещества). 
В 1647 году Пьер Гассенди возродил идею Демокрита об атомарном строении веществ. 
Он предположил, что все атомы различаются формой, величиной и весом. 
Атомы могут объединяться в группы, которые Гассенди назвал молекулами (от латинского слова "молес" – масса). 
Реальность существования атомов была доказана работами Бойля, Лавуазье, Ломоносова, Дальтона к началу XVIII века.Бойль и Лавуазье составили первые списки атомов, в которые наряду с химическими элементами включили и несуществующие субстанции (огонь у Бойля, теплотвор у Лавуазье).Ломоносов ввел понятия простых и смешанных тел в зависимости от сочетания атомов, их составляющих. Дальтон показал, что существуют химические закономерности, которые можно естественно объяснить, лишь используя представления об атомах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) –  русский ученый-энциклопедист,

поэт, художник, поборник отечественного просвещения, науки и экономики.

Развил атомно-молекулярные представления о строении вещества. Утверждал,

что теплота обусловлена  движением корпускул. Сформулровал всеобщий принцип сохранения материи и движения. Заложил основы физической химии.

Основал при Петербургской  АН первую в России химическую лабораторию

(1748). По его инициативе (при содействии И.И. Шувалова) был создан МГУ (1755). 

Значительны результаты М.В. Ломоносова не только в физике и  химии, но и в

геологии, минералогии, технике, астрономии и т.д. 

Исключительную роль в  возрождении и развитии атомистики сыграл

М.В.  Ломоносов.  В своих  “Элементах математической химии” (1741)  он

проводит четкое различие между атомом (“элементом”  в его терминоло-

гии) и молекулой (“корпускулой”), которые фигурируют у него как качест-

венные различные частицы  мироздания.  Далее он дает научное  понятие

молекулы,  высказываясь одновременно о внутреннем строении ее.  Нако-

нец, ему принадлежит глубочайшая мысль о зависимости свойств веществ

от “рода, числа и расположения элементов, составляющих корпускулу”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джон Дальтон (1766-1844) –  английский химик и физик.  Отличался  большой

скромностью и необычайной  жаждой знания.  С четырнадцати лет  работал в

качестве помощника учителя и в дальнейшем занимался преподаванием всю жизнь.

Создал химическую атомистику,  изложенную им в  “Новой системе  химической

философии” (1808-1810).  Ранние его исследования относятся к  физиологии:  он

обнаружил (1794)  слепоту  по отношению к отдельным цветам  (дальтонизм).

Открыл также закон  парциальных давлений газов (1801) и  др.

Дальтон связал атомизм с  понятием химического элемента, сопоста-

вив каждому элементу свой (один) вид атома*. Простые вещества состоят

из простых атомов,  сложные – из  “сложных”.  Атомы одного и того же

элемента  cовершенно тождественны между собой и имеют,  в частности,

одинаковую массу. Масса  атома –  основная величина в  атомной теории

Дальтона;  ее введение позволило  преодолеть умозрительный характер

прежних рассуждений и  поставить атомистику на экспериментальную

почву.  Поскольку абсолютные массы атомов очень малы  (так что их

непосредственное определение  не представлялось возможным),  Дальтон

ввел понятие атомной  массы как относительной массы  атомов  (по

отношению к массе атома  водорода) и составил первую (весьма неточную)

систему атомных масс.  Слабую сторону теории Дальтона составляли

“сложные”  атомы,  которые  (как частицы,  составленные из простых

разнородных атомов) не могли  быть, по его мнению,  частицами  вида Н2,

О2, N2 и т.п. Для воды была принята формула НО, для аммиака NН и т.п. 

 

Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794) –  французский химик.  Первым установил

состав воды  (как анализом,  так и синтезом),  выдвинул кислородную  теорию

горения, заложил основы химической систематики и др.

Понятие химического элемента у Лавуазье также связывалось с веществами, не подвергающимися дальнейшему разложению, и он включил в свою систему, помимо азота, водорода, кислорода, серы и др., известь, магнезию, глинозем. Но он понял важность точного измерения количества веществ, участвующих в реакции. Количественные методы привели к открытию новых элементов — кобальта (1735), металлического никеля (1751), водорода (1776) (ранее наблюдаемого Бойлем в 1766 г., Ломоносовым в 1745 г., Г.Кавендишем в 1766 г.), кислорода (1771 — 1774) (Пристли, Шееле, Лавуазье), фтора (1771) и т.д. Точными измерениями Лавуазье установил закон сохранения массы, не зависящий от характера реакции.

 

Роберт Бойль (1627-1691) –  английский физик и химик.  Дал  новое понятие

химического элемента (§2.1). В 1662 г.  установил,  что давление газа и его объем связаны обратной пропорциональной зависимостью

  


Информация о работе Научная революция и революция мира