Научные знания Древней Индии: математика, астрономия, медицина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:40, реферат

Описание

Древняя Индия относится к числу первых мировых цивилизаций, и внесла в мировое естествознание большое количество ценностей. В Индии деятельность человека была направлена не столько на покорение природы, сколько на духовное совершенствование самого человека. Науки в Индии были связаны с религией и философией и достигли значительных успехов.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Научные знания Древней Индии………………………………..…….8
2.1 Математика………………………………………………………....9
2.2 Астрономия……………………………………………….……….10
2.3 Медицина………………………………………………….……….11
3. Заключение…………………………………………………….……..…13
4. Библиографический список.…..……………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа тема.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

     Другой  древний ученый, Гаргья, первым перечислил созвездия и разделил зодиакальный пояс на 27 равных частей. Говорят, что  Варахамихира, сын Гаутамы, первым обнаружил планету Юпитер (в индийской ирадиции Брихаспати), ссылки на что есть в Ригведе.

     Ближе к современной эпохе, в 1727 г. н.э., родился махараджа Джай Синх II, строитель  Джайпура, одного из наиболее старых городов, следующих единому плану сторительства, и создатель знаменитых обсерваторий в Джайпуре, Дели, Варанаси, Матхуре и Удджайне. Часть приборов в этих обсерваториях до сих пор работает точно. Солнечные часы в Джайпуре сообщают время с точностью до двух секунд! Джай Синх также внес исправления в индийский календарь.

     4. Медицина Древней  Индии

     Значительно расширились знания в области анатомии, а также медицинских свойств растений и смол. Таксила, например, был широко известным центром медицинских знаний в 5 в. до н.э. Два выдающихся медика древней Индии: Сушрута (1 в. до н.э.) и живший чуть позже Чарака - обладали значительными познаниями в области медицины и достигли больших успехов в области эмбриологии. Они описывали удивительные операции, как, например, лечение катаракты путем смещения больного хрусталика, произведенного введением в глаз бронзовых игл; или профессионально выполненная пластическая операция по пересадке кожи со лба на поврежденный нос. О растущем интересе к медицинским знаниям свидетельствуют и буддийские тексты. Целый ряд монастырских общин, например в Нагарджуниконде, имел больницы. Получила развитие не только медицина, но и ветеринария, причем индийским специалистам приходилось лечить даже таких крупных животных, как слоны.

     Древнеиндийские медики открыли вакцинацию как способ борьбы с оспой. Еще в VIII в. до н.э. индийские хирурги владели техникой кесарева сечения, ампутации, извлечения почечных и желчных камней, заложили основания пластической хирургии

     До  сих пор в Индии большим  почетом пользуется Аюрведа - наука  о долголетии. Она зародилась еще  в глубокой древности. Древнеиндийские  врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о 300 операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того, упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная в наши дни тибетская медицина основана на древнеиндийской науке Аюрведа. Индийская медицина особое внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этике.

     По  свидетельству английского исследователя  Уильяма Хантера "индийская медицина включала в себя все области этой науки. Она описывала строение организма, органы, связки, мышцы, сосуды и ткани. Лекарственные вещества включали широкий  спектр средств минерального, растительного и животного происхождения. Фармакологии были известны сложные способы изготовления лекарственных препаратов и их классификация с подробными указаниями по их назначению и применению".

     Замечательным достижением  древних и средневековых медицинских  знаний является традиционная система  индо-тибетской медицины, которая  на протяжении долгих веков формировалась  на основе лучших традиций народной медицины многих стран этого региона.

     Индо-тибетская  медицина располагала своеобразными  методами лечения, собственной системой теоретических взглядов и особыми  философскими концепциями, впрочем, весьма подобными философским построениям  врачевателей других государств древности.

     Содержание  даже самых ранних индийских трактатов свидетельствует о весьма высоком уровне медицинских знаний в глубокой древности. Уже около 1 тысячелетия до н.э., когда большинство философских и научных школ Древней Индии достигли наивысшей ступени развития, в зените расцвета находилась и медицина. К примеру, медицинские знания нашли свое отражение в столь почитаемом на Востоке "Астрологическом календаре животных", имеющем огромное медицинское значение при диагностике заболеваний и определении индивидуальных особенностей пациентов.

     Важнейшая из естественных наук, медицина была поставлена на вполне рациональную основу. Главным  принципом индо-тибетской медицины во все времена являлось положение  о единстве и целостности человеческого  организма. Поэтому и любое заболевание  рассматривалось древними медиками Индии и Тибета как болезнь всего организма. Лечению подвергалась не болезнь, но сам конкретный пациент со всеми его особенностями и индивидуальными предрасположенностями, распознавание которых древними диагностами было развито до совершенства.

     Отношение врачевателей Древней Индии и  Тибета к лечению выражалось следующим  образом: только весь комплекс физических, психических и умственных состояний  человека определяет его болезнь  или здоровье. Индо-тибетская медицина никогда не впадала в "узкий физиологизм", столь типичный для ряда лечебных школ античной Эллады и возродившийся во многих позднейших формах западной медицинской науки Нового Времени.

     Врач  в Индии обязан был досконально  знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию и другие науки. Характерно, что лечение болезни не прекращалось с выздоровлением. Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и далее, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее здоровье и активное долголетие.

     Основы  древней традиционной индо-тибетской  медицины передавались от учителя к  ученику в устной традиции. И лишь гораздо позднее опыт медицинской  мысли был обобщен и записан  под общим названием "Аюр-Веда", что в переводе с древнего индийского языка - санскрита - означает "Книга Жизни".

     В "Аюр-Веде" описываются свойства более чем 1000 лекарственных растений, приводятся самые разнообразные  методы и приемы лечения - от психотерапии до хирургического вмешательства, содержится обширный теоретический материал, изучение которого свидетельствует о серьезных попытках древних индийских медиков осмыслить наблюдаемые ими явления, построить общую медицинскую теорию.

     Древние медики Индии и Тибета полагали, что в основе человеческого организма  лежат три главных Первоэлемента, которыми и определяются все функции организма: Ветер - Вата, Желчь - Питта и Флегма - Капха. В Тибете и Индии эти Первоэлементы отождествляли соответственно с принципами Движения, Огня и Размягчения.

     В соответствии с общепринятой в те далекие времена концепцией принципиального и неразрывного единства организма человека и необъятного Космоса три Первоэлемента имеют как бы собственно организменный (психофизический) и общекосмический аспекты проявления.

     Ветер в природе - носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков. Внутри тела человека Ветер заведует кровообращением, пищеварением, выделением и даже обменом веществ, предусматривающим активное движение сложных молекулярных биохимических комплексов. Ускорение же или замедление "движения соков и веществ" посредством Ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма.

     Желчь представлена в Природе Огнем, а  в организме она обуславливает "естественное тепло", поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы.

     Флегма  в Космосе и человеке ассоциировалась  со всевозможными "мягкими" веществами. Ее сравнивали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и  шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию.

     При каких-либо нарушениях в действии Ветра, Желчи и Слизи наступает заболевание. Оно тем более опасно и тяжело, чем глубже нарушена гармония между  тремя Первоэлементами.

     Согласно  древним медицинским трактатам  Индии и Тибета, действительно гармоническое сочетание трех Первоэлементов наблюдается лишь у немногих людей. У большинства же преобладает один из слагающих организм Первоэлементов. Само по себе это не способствует развитию заболевания, но если в результате несоблюдения правильного режима, дурного питания, неблагоприятных жизненных обстоятельств, несоответствующего климата и тому подобного один из Первоэлементов достигает чрезмерного развития, наступает состояние болезни. И врач возвращает здоровье, приводя все три Первоэлемента в необходимое равновесие посредством строго предписанных лечебных указаний.

     Хотя  физиологические концепции Древней  Индии и Средневекового Тибета находились под влиянием, казалось бы, наивных  представлений, это не помешало врачам на их основе разработать и апробировать множество важных и удивительно действенных диагностических и лечебных приемов.

     Интерес к теориям и практике индо-тибетской медицины тем более естествен и обоснован потому, что, по утверждению видного специалиста в области традиционной медицины Индии доктора Ананда Кумара Кесвани, "...Аюр-Веда и по сей день остается живой наукой, поскольку миллионы людей в Индии лечатся согласно ее предписаниям. Трудно повесить ярлык ненаучности на систему знаний, которая выдержала испытание столетиями".

     Множество лекарственных растений и методов лечения из арсенала индо-тибетской медицины уже прочно вошло в практику современного врачевания. Это термопсис, байкальский шлемник, солодка, препараты раувольфии, иглоукалывание и гелиотерапия. Однако до настоящего времени индо-тибетская медицина еще не изучена с собственно научных позиций. Не выяснена сущность даже самых основных, фундаментальных для практики теоретических положений этой древней науки, не говоря уже о системном анализе огромного опыта применения конкретных лекарственных составов природного происхождения и клинических моделей.

     Что касается развития в древности анатомии, то представляется любопытным тот факт, что вскрытие трупов в целях их изучения никогда не встречало в  Древней Индии никакого противодействия. В подавляющем же большинстве государств древности и средневековья хирургическое рассечение трупов было абсолютно запрещено. В Китае, к примеру, этот запрет отменили лишь в 1913 году! Античная же медицина обратилась к методу анатомического исследования лишь в эпоху эллинизма, в период упадка Древней Эллады. К примеру, у Гиппократа анатомическое исследование, столь важное по современным представлениям для развития медицины, вообще не упоминается!

     Становится  понятным, почему именно у древне-индийского врача Сушруты, а не у Корнелия Цельса, как считали еще не так давно, можно найти действительно первое историческое описание местного воспалительного процесса.

     Вполне  допустимо предположить, что уже  в первые века нашей эры индийское  влияние на античную медицину Греции становится весьма серьезным фактором развития последней. Взгляды, отраженные в древних индийских медицинских трактатах, в известной мере параллельны воззрениям древних греков, хотя, судя по всему, речь идет об общих особенностях развития человеческой мысли, а не о каких-либо непосредственных влияниях и зависимостях. Впрочем, и заимствования имели место в истории взаимосвязей греческой и индийской культур. Тот же Ананд Кумар Кесвани утверждает, что "...следовало бы назвать Древнюю Грецию не прародительницей современной медицины, а ее нянькой. Мы (имеются в виду индусы) можем гордиться тем фактом, что медицинская наука Древней Индии сделала для рождения современной медицины не меньше, чем наука любой другой древней или средневековой страны".

     Хирургия (Шалья-крия). Исследователь Эльфинстоун свидетельствует, что "хирургия у индийцев так же развита, как и медицина в целом". Отцом хирургии считают мудреца Сушруту. В древности широко использовались более 127 разновидностей хирургических инструментов, причем некоторые из них были настолько острыми, что ими можно было рассечь волос. В их число входили скальпели, ланцеты, зажимы, ложки, щипцы и т.д.

     Было 14 видов повязок. Шины изготавливали  из тонких полосок бамбука, которые  связывали веревкой и отрезали края в зависимости от необходимой длины. Такие шины стали использоваться впоследствии в британской армии.

     Хирурги древности производили ампутации  и останавливали кровотечения при  помощи прижатия, повязки в форме  чашки и кипящего масла. Они практиковали камнесечение; проводили операции в брюшной полости и матке; лечили грыжу, свищ и геморрой; вправляли переломы и вывихи; и искусно извлекали инородные тела.

     Часто проводились операции на замутненном  хрусталике глаза и крупные операции на головном мозге. Особая область хирургии была посвящена ринопластике, т.е. операциям по исправлению формы носа и ушей. Врачи умели лечить невралгию и были специалистами по акушерству, женским и детским болезням.

     В процессе обучения будущие врачи  тренировались на тканях и клетках  растений и на телах мертвых животных, производили вскрытия. Была составлена классификация болле чем 300 костей в теле человека.

Информация о работе Научные знания Древней Индии: математика, астрономия, медицина