Наука в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 22:12, реферат

Описание

Каковы место и роль науки в современном человеческом обществе?На сегодняшний день наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развития науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Работа состоит из  1 файл

наука в современном обществе.docx

— 35.24 Кб (Скачать документ)

На сегодняшний  день наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развития науки может  служить одним из основных показателей  развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства...Бла-бла-бла...

В качестве главных  функций науки в жизни общества отметим:

  1. познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой -- познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
  2. мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель -- разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания;
  3. производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам;
  4. культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.

Первичным в  понимании природы науки является ее воздействие на самого человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действию в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто внешнее по отношению к сущности человека, она связана с самой его сутью. Последняя выражается прежде всего в потребностях человека. Потребности человека весьма разнообразны: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и познания. Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир.

Потребность в  узнавании является атрибутом жизни. Если не признавать стремление к познанию в качестве базисной потребности  человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные  потребности, среди которых особо  агрессивна воля к власти.

Удовлетворяя  и развивая потребности познания, человек делает возможным свое комплексное, целостное развитие. Наука создает  идеальный мир, систему идеальных  представлений о мире, предваряя  этим практические действия. Тем самым  наука характеризуется рядом  взаимодополняющих функций в  жизнедеятельности и личности, и  общества. При общей оценке идеального мира, мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: «Человек не может отказаться от знания, не опускаясь; поэтому-то интересы науки священны». Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. «В качестве показателя национального богатства, -- пишет А. Б. Мигдал, -- выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей».  

Наука, как следует из всего вышесказанного является важнейшим элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем технологических процессов, сводок экспериментальных данных, формул и т.д. и т.п. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен.

Как показали современные  исследования, эта положение может  быть выражено в строгой формуле  экспонционального закона, характеризующего возрастание некоторых параметров науки, начиная с 17 века. Так объем научной деятельности удваивается примерно каждые 10-15 лет, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, профессионально занимающихся наукой.

Мы вынуждены приспосабливаться  к законам функционирования технических  устройств, связанных, например, с разделением  труда, нормированием, пунктуальностью, сменной работой, мириться с экологическими последствиями их воздействия. Достижения техники, особенно современной, требуют  неизбежной расплаты за них.

Техника, заменяя  рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации  досуга и безработицу. За жилищный комфорт  мы расплачиваемся разобщённостью людей. Достигая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютностью городов и загубленной природой. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва. 
Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создаёт угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности.

Оказывая воздействие  на интеллектуально-духовную жизнь  личности (и общества), современная  компьютеризация интенсифицирует  умственный труд, повышает “разрешающую силу” человеческого мозга. Но возрастание  рационализации труда, производства и  всей жизни человека с помощью  современной техники чревато  монополизацией компьютерного рационализма, который выражается в прогрессировании внешней рациональности жизни за счёт внутренней, за счёт понижения  автономности и глубины человеческого  интеллекта, за счёт разрыва между  рассудком и разумом. “Алгеброизация”, “алгоритмизация” стиля мышления, основанная на формально-логических методах формирования понятий, на которых покоится действие современного компьютера, обеспечивается превращением разума в кибернетический, прагматически ориентированный рассудок, утрачивающий образную, эмоциональную окрашенность мышления и общения.

Как следствие этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в  большей степени превращаются в  голую анонимную информацию, рассчитанную на усреднённого потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие. 
Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождая “дефицит человечности”, появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.

Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое  влияние на общекультурное развитие личности: способствует росту творчества в труде и познании, развивает  инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство  личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном  мире. Но верно также и то, что  она несёт в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.

Роль  и место биологически активных добавок  в современной  жизни.

Лектор д.м.н. Филимонов А.С.

"Врач  будущего не будет  давать лекарств, а привлечет внимание  пациента к заботе  о своем теле, диете,  к поиску причины  и способов предотвращения  болезни" 
Томас Эдисон.

Такие понятия как "биологически активные добавки  к пище", "нутрицевтики", "парафармацевтики" вошли и в нашу повседневную жизнь, и в современную медицину сравнительно недавно. В то же время, эмпирический, культовый, интуитивный поиск и применение с лечебно-профилактическими целями различный биологически активных природных компонентов растительного, животного и минерального происхождения известны с древнейших времен.

Еще до наступления  новой эры в Египте, Индии, Китае, Тибете, Монголии и других странах  Востока сложились стройные системы  профилактики и терапии различных  заболеваний путем использования  чаще в натуральном виде специально приготовленных продуктов из растительных, животных тканей и минерального сырья.

Начало производства специальных лекарственных форм для лечения болезней человека относится  примерно к 130-200 г. н. э., когда К. Галеном  впервые были разработаны и систематически описаны приемы изготовления лекарств из природного сырья (настои, экстракты, порошки). Но в XIX-XX веках достижения химии позволили получать настолько  высокоэффективные лекарственные  средства, что многие врачи стали  отказываться от прежних натуропатических средств. В тот период многие ученые-медики считали, что именно этот путь позволит наиболее эффективно лечить заболевания. Широкие возможности органической химии в получении чистых химических соединений с заданными фармакологическими свойствами, их высокая эффективность, узкая направленность действия, возможность точного дозирования - эти достаточно убедительные аргументы до недавнего времени, казалось, практически лишали перспектив в экономически развитых странах так называемую традиционную медицину.

Более того, такого рода взгляды привели к тому, что  современная система медицинского образования перестала по достоинству  оценивать роль питания, хотя она  не менее важна для понимания  здоровья человека, чем анатомия, физиология, биохимия или фармакология. Поскольку  наука о питании является единственной из этих базовых дисциплин, которую  медицинские школы, как правило, не включают в учебный план, природная  фармация окончательно была поставлена в невыгодное положение.

Тем не менее, в последние  десятилетия количество экспериментальных  и клинических исследований в  области питания настолько стремительно растет, что многие специалисты говорят  буквально о формировании новой, пограничной между наукой о питании  и фармакологией области знаний - фармаконутрициологии.

Качественному изменению  отношения ученых-медиков к питанию, и становлению современной профилактической и лечебной диетологии способствует широкий комплекс причин. Во-первых, коренные изменения как в образе жизни, так и в структуре питания человека, наступившие в XX веке, не позволяющие в настоящее время даже чисто теоретически обеспечить традиционными путями организм всеми необходимыми веществами, привели к крайне негативным последствиям для здоровья населения экономически развитых стран:

  • прогрессирующее увеличение в последние годы числа взрослых со сниженной массой тела и детей раннего возраста со сниженными антропометрическими показателями (для России - 12-14% детей);
  • широкое распространение среди взрослых различных форм ожирения (в России среди лиц старше 30 лет избыточная масса тела и ожирения выявляется у 55%) и, как следствие, рост частоты заболеваний, в основе которых лежит нарушение углеводного и липидного обменов - атеросклерозом, ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью, сахарным диабетом;
  • рост числа лиц с нарушенным иммунным статусом, в частности с различными видами иммунодефицитов, со сниженной резистентностью к инфекциям и другим неблагоприятным факторам окружающей среды;
  • увеличение частоты таких заболеваний, связанных с алиментарными дефицитами минералов и микроэлементов, как железодефицитная анемия у взрослых и детей, связанные с дефицитом йода заболевания щитовидной железы, а с дефицитом кальция и магния - заболевания опорно-двигательного аппарата и др.

Во-вторых, это ряд причин, связанных, как не странно, с развитием науки и современных технологий:

  • достижения собственно науки о питании, глубоко изучившей роль и значение для жизнедеятельности человека отдельных пищевых веществ, включая так называемые микронутриены, и доказавшей, что в экономически развитых странах в настоящее время традиционными пищевыми путями практически невозможно обеспечить все группы населения оптимальным количеством витаминов, минералов, микроэлементов, биологически активных веществ;
  • достижения биоорганической химии и биотехнологии, позволяющие получать биологически активные компоненты практически из любого биосубстрата;
  • достижения фармакологии, расшифровавшей механизмы действия и особенности биотрансформации многих природных веществ и создавшей новые технологии получения их эффективных лекарственных форм.

Информация о работе Наука в современном обществе