Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 15:58, контрольная работа
Самым широким и наиболее правильным смыслом слова ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ мы должны понимать как науку о строении вселенной и о законах ею управляющих. Стремление и цель естествознания заключается в механическом объяснении строения космоса во всех его подробностях, в пределах познаваемого, приемами и способами, свойственными точным наукам. т. е. посредством наблюдения, опыта и математического вычисления. Таким образом, все трансцендентальное не входит в область естествознания , ибо его философия вращается в пределах механического, следовательно строго определенного ограниченного круга. С указанной точки зрения все отрасли естествознания представляют 2 главных отдела или 2 главные группы, а именно:
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — НЕОТЪЕМЛЕМАЯ И ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
3.1 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПЕРИОД
3.2 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
3.3 ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ
3.4 ВКЛАД АРАБСКОГО МИРА В РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
3.5 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БИБИЛИИ О НЕЙ
3.6 ЭТАП, НАЗЫВАЕМЫЙ «НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ»
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Первой
из эллинистических школ была школа
Эпикура (341—270 гг. до н.э.). Эпикур
делил философию на три части: логику,
физику и этику. Эпикурейская физика —
это целостный взгляд на реальность. Эпикур
развил идеи
атомистики , заложенные Левкиппом
и Демокритом. В его школе было показано,
что атомы различаются весом и формой,
а их разнообразие не бесконечно. Для объяснения
причины движения атомов Эпикур ввел понятие
первоначального
толчка (первотолчка).С 332 г. до н.э. началось
сооружение города Александрии, который
стал основным научным центром эллинистической
эпохи, центром притяжения ученых всего
средиземноморского региона. В Александрии
был создан знаменитый Музей
, где были собраны необходимые инструменты
для научных исследований: биологических,
медицинских, астрономических. К Музею
была присоединена Библиотека
, которая вмещала в себя всю греческую
литературу, литературу Египта и многих
других стран. Объем этой Библиотеки достигал
11,7 тыс. книг, в ней нашла отражение культура
всего античного мира. В первой половине
III в. до н.э. в Музее велись серьезные медицинские
исследования. Герофил
и Эрасистрат
продвинули анатомию
и физиологию
, оперируя при помощи скальпеля. Герофилу
медицина обязана многими открытиями.
Например, он доказал, что центральным
органом живого организма является мозг,
а не сердце, как думали ранее. Он изучил
разновидности пульса и его диагностическое
значение. В эллинистический период начали
составляться труды, объединявшие все
знания в какой-либо области. Так, например,
одному из крупнейших математиков того
периода Евклиду
принадлежит знаменитый труд «Начала»,
где собраны воедино
все достижения
математической
мысли. опираясь на аристотелевскую
логику, он создал метод аксиом, на основе
которого построил все здание геометрии.
По сути аксиомы есть фундаментальные
утверждения интуитивного характера.
Часто в виде аргументации Евклид использовал
метод «приведения к абсурду». Выдающимся
ученым эллинистического периода был
математик-теоретик
Архимед (287—212 гг. до н.э.). Он был
автором многих остроумных инженерных
изобретений. Его баллистические орудия
и зажигательные стекла использовались
при обороне Сиракуз. Среди множества
работ особое значение имеют следующие:
«О сфере и цилиндре»,
«Об измерении круга», «О спиралях», «О квадратуре параболы», «О равновесии плоскости», «О плавающих телах». Архимед заложил основы статики и гидростатики. Систематизатором географических знаний был друг Архимеда Эрастофен . Исторической заслугой Эрастофена явилось применение математики к географии для составления первой карты с меридианами и параллелями. Следует отметить, что в рассматриваемый период завершили свое формирование основополагающие элементы наиболее древних наук — математики (прежде всего геометрии), астрономии и медицины. Кроме того, началось формирование отдельных естественных наук, методами которых могут считаться наблюдение и измерение. Все эти науки создавались жрецами Египта, волхвами и магами Междуречья, мудрецами Древней Индии и Древнего Китая. Натурфилософы Древней Греции были теснейшим образом связаны с этими жрецами, а многие являлись их непосредственными учениками.
ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ
В 30-х гг. до н.э. новым научным центром становится Рим со своими интересами и своим духовным климатом, ориентированным на практичность и результативность. Закончился период расцвета великой эллинистической науки. Новая эпоха может быть представлена работами Птолемея в астрономии и Галена в медицине.
Птолемей жил, возможно, в 100-170 гг. н.э. Особое место среди его работ занимает «Великое построение» (в арабском переводе - «Альмагест»), которая является итогом всех астрономических знаний того времени. Эта работа посвящена математическому описанию картины мира (полученной от Аристотеля), в которой Солнце, Луна и 5 планет, известных к тому времени, вращаются вокруг Земли. Из всех наук Птолемей отдает предпочтение
математике
ввиду ее строгости и
математическими
расчетами в области астрономии
совмещалось у Птолемея с убеждением,
что звезды влияют на жизнь человека.
Геоцентрическая картина мира, обоснованная
им математически, служила основой
мировоззрения ученых вплоть до опубликования
труда Н.Коперника «Об
Наука античного мира обязана Галену (130-200 гг.?) систематизацией знания в области медицины. Он обобщил анатомические исследования, полученные медиками александрийского Музея; осмыслил элементы зоологии и биологии, воспринятые от Аристотеля; теорию элементов, качеств и жидкостей системы Гиппократа.
ВКЛАД АРАБСКОГО МИРА В РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
В эпоху
Средних веков возросло влияние
церкви на все сферы жизни общества.
Европейская наука переживала кризис
вплоть до XII – XIII вв. В это время эстафету
движения научной мысли Древнего Мира
и античности перехватил Арабский мир,
сохранив для человечества выдающиеся
труды ученых тех времен. Ф. Шиллер писал,
что арабы как губка впитали в себя мудрость
античности, а затем передали его Европе,
перешедшей из эпохи варварства в эпоху
Возрождения. Ислам, объединив всех арабов,
позволил им потом в течение двух-трех
поколений создать огромную империю, в
которую помимо Аравийского полуострова
вошли многие страны Ближнего Востока,
Средней Азии, Северной Африки, половина
Пиренейского полуострова. Развитие исламской
государственности в VIII—XII вв. оказало
благотворное влияние на общемировую
культуру. К Х в. сформировались наиболее
крупные культурные центры Арабского
мира: Багдад и Кордова. В этих городах
было много общественных библиотек, книжных
магазинов, существовала мода и на личные
библиотеки.
Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых и организаторов науки. Так, например, Мухаммед, прозванный аль-Хорезми (первая половина IX в.) был выдающимся астрономом и одним из создателей алгебры; Бируни (973-1048) — выдающийся астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям (1201— 1274) — философ и ученый, более известный как поэт; Улугбек (XV в.) — великий астроном и организатор науки, один из наследников Тимура, а также Джемшид, Али Кушчи и многие другие ученые.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БИБЛИИ О НЕЙ.
На тот
момент в Европе главной книгой считали
Библию, предавались рыцарским турнирам,
войнам, походам. Была распространена
куртуазная литература, посвященная прекрасным
дамам и рыцарской любви. Только единицы
имели склонность к философии и серьезной
литературе времен античности. Однако
естествознание развивалось и в средневековой
Европе, причем его развитие шло по самым
разным путям. Особо необходимо упомянуть
поиски алхимиков и влияние университетов,
которые были чисто европейским порождением.
Огромное число открытий в алхимии было
сделано косвенно. Недостижимая цель (философский
камень, человеческое бессмертие) требовала
конкретных шагов, и, благодаря глубоким
знаниям и скрупулезности в исследованиях,
алхимики открыли новые законы, вещества,
химические элементы. С 18 века в Европе
начинают появляться университеты. Самыми
первыми были университеты в Болонье и
Париже. Благодаря университетам возникло
сословие ученых и преподавателей христианской
религии, которое можно считать фундаментом
сословия интеллектуалов.
Примирить
библейскую картину творения с эволюционными
взглядами современной науки
не столь сложно, если провести между
ними четкое разделение. Библия символически
выражает связь природного мира с
Творцом, а наука непосредственно
описывает природу, отвлекаясь от существования
этой связи. Но не теряет ли от этого
сама наука?
Мысль о том, что природный мир не существовал
изначально, но был создан Творцом рядом
последовательных актов творения, стимулирует
глубокие научные идеи. В космологии она
привела к открытию "антропного принципа",
согласно которому законы природы и вся
Вселенная устроены так, как будто они
были специально созданы для появления
человека. Небольшие изменения в законах
микромира сделали бы невозможным появление
атомов. Существующие законы электрического
взаимодействия позволили возникнуть
сложным молекулярным структурам. Закон
всемирного тяготения гарантирует возникновение
и устойчивость Солнечной системы, обеспечивающей
нужные климатические условия Земле.
Конечно, признание учеными "антропного
принципа" не означает их уверенности
в том, что мир был сотворен, а лишь в том,
что изучаемая наукой Вселенная устроена
так, как если бы она создавалась специально
для того, чтобы в ней мог существовать
человек. Этот факт допускает различные
мировоззренческие интерпретации.
Здесь и открывается интересная возможность
перейти к принципиально новым отношениям
между религией и естествознанием. Вместо
соперничества возникает сотрудничество,
которое можно пояснить такой аналогией.
Палеонтология дала огромный эмпирический
материал, который можно интерпретировать
как следы эволюционного процесса жизни.
Подобно этому естествознание накопило
гигантский запас сведений об устройстве
физического мира и жизни на Земле,
который
можно интерпретировать как следы
Божественного акта творения. Антропный
принцип в космологии - это лишь
первая ласточка в возможном ряду
таких представлений.
Все дело в том, что наука позволяет обнаружить
в глубине открытых непосредственному
наблюдению феноменов фундаментальные
сущности. Эти сущности составляют реальность,
совсем не похожую на то, что непосредственно
видит наблюдатель. Классическое естествознание
еще пыталось объяснить мир "видимых"
явлений через наглядные представления:
взаимодействие атомов, мыслимых как обычные
частицы миниатюрных размеров, или движение
материальных субстанций (теплород или
эфир), похожих по своим свойствам на жидкость
или газ. Современная наука отказалась
от принципа подобия "глубинной"
и наблюдаемой реальности. Современная
физика ищет объяснение в математических
структурах, лишенных наглядной интерпретации
(бесконечномерные пространства, структуры
симметрий и т.п.). Биолог объясняет появление
органических форм через свойства генетического
кода, записанного в молекулярном строении
ДНК и несущего информацию об этих формах.
Глубинная ("невидимая") реальность
как бы несет в себе "замысел Творца",
проявляющийся в феноменах, доступных
наблюдению.
Ученый ставит себе целью не просто объяснить
одни явления через другие, но понять этот
"замысел". Для этого требуется воображение,
способность конструировать объекты,
свойства которых совсем не похожи на
свойства вещей, открытых в непосредственном
опыте. Опять-таки, не важно, верит ли данный
конкретный исследователь в существование
Творца. Объективная логика развития науки
заставляет ученого действовать так, как
будто он разгадывает замысел Творца,
чтобы понять феномен природы.
Ученый волен здесь сместить акцент: пытаясь
понять некий феномен,
он реконструирует
обусловившую его фундаментальную
реальность как запечатленный след
акта творения. Так, например, концепция
эволюции по Л.С.Бергу позволяет
ставить вопрос о расшифровке
эволюционной программы преобразования
генотипа, как некоторой исходной
информации, возникающей в акте творения
жизни.
С данной точки зрения интересно не столько
объяснить сам процесс эволюции, сколько
понять факторы, определяющие многообразие
живых форм. Поэтому самостоятельный интерес
приобретают систематика, морфология,
генетика и эмбриология, позволяющие обнаружить
фундаментальные механизмы, которые лежат
в основе эволюционного развития жизни
на Земле.
Время и вечность. Акт творения отличается
от эволюционного процесса не только своей
однократностью, но и тем, что сотворение
мира происходит в вечности, а эволюция
длится во времени. Вечность - это вовсе
не бесконечно длящееся время, но отсутствие
времени, преодоление его. В вечности нет
понятий "раньше" и "позже", "короче"
и "дольше". Само время было сотворено
вместе с миром. Поэтому бессмысленно
ставить вопрос о том, сколько в действительности
длился каждый из шести дней творения.
Однако если в этот "день" был инициирован
определенный этап эволюционного процесса,
то длительность этапа правомерно пытаться
оценить. Строго говоря, нельзя говорить
о том, что первый день имел место раньше
второго или пятого, ибо и тот и другой
состоялись не во времени, но в вечности.
Нумерация этих дней характеризует, скорее,
их логическую, а не временную последовательность.
Можно было бы говорить о шести уровнях
или "пластах" вечности, в лоне которой
зародилось время.
Про событие, происходящее в вечности,
нельзя сказать "оно было" или "оно
будет". Это событие есть всегда - пребывает
вечно. Последовательность дней
творения
- это только попытка символического
соотношения шести уровней акта
творения, как начальной точки
отсчета исторического времени (Ю.А.Шрейдер)
Если дни творения интерпретировать не
как события на временной оси, но как пласты
вечности, то мы придем к представлению
о том, что эта временная ось располагается
как бы внутри этих пластов. Вечность не
только предшествует историческому времени,
но и замыкает временную ось (Ю.А.Шрейдер)
Такая интерпретация имеет определенную
опору в Апокалипсисе, повествующем о
конце земной истории. Если творение мира
завершается созданием человека, то история
имеет своим непосредственным финалом
суд над человеком, а этапы конца света,
по откровению святого Иоанна Богослова,
допускают сопоставление, по крайней мере,
с тремя из этапов творения мира, но следуют
в обратном порядке.
Все это еще раз подчеркивает, что представления
о сотворении мира и его эволюционном
развитии в принципе не конкурируют, но
дополняют друг друга. Первое из них рассматривает
мир в перспективе вечности, допускающей
лишь символическое описание, а второе
- в перспективе исторического времени,
требующей научного объяснения. Проблема
состоит в правильном соотнесении обеих
перспектив, взглядов для понимания природных.
ЭТАП, НАЗЫВАЕМЫЙ «НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ»
Расцвет
«научной революции» называют время между
1543 и 1687 гг. Первая дата соответствует
публикации Н. Коперником работы «Об обращениях
небесных сфер»; вторая — И. Ньютоном «Математические
начала натуральной философии».
Все началось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера, Галилея, которая разрушила космологию Аристотеля — Птолемея, просуществовавшую около полутора тысяч лет. Коперник поместил в центр мира не Землю, а Солнце; Тихо Браге — идейный противник Коперника — движущей силой, приводящей планеты в движение, считал магнетическую силу Солнца, идею материального круга (сферы) заменил современной идеей орбиты, ввел в практику наблюдение планет во время их движения по небу; Кеплер, ученик Браге, осуществил наиболее полную обработку результатов наблюдений своего учителя: вместо круговых орбит ввел эллиптические он количественно описал характер движения планет по этим орбитам; Галилей показал ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формируя принцип инерции. Обосновал автономию научного мышления и две новые отрасли науки: статику и динамику. Он «подвел фундамент» под выдающиеся обобщения Ньютона, которые мы рассмотрим далее. Данный ряд ученых завершает Ньютон, который в своей теории гравитации объединил физику Галилея и физику Кеплера. В течение этого периода изменился не только образ мира. Изменились и представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией, между научным знанием и религиозной верой. Выделим во всем этом следующие основные моменты.