Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:59, реферат
В ХХ в. проблемы, связанные с поведением животных, привлекли к себе внимание ученых самых разных специальностей, и прежде всего зоологов, психологов и физиологов. Его стали активно исследовать при помощи методик, традиционных для одной или другой биологической специальности.
ВВЕДЕНИЕ 3
Основные положения концепции Лоренца 6
Изучение проблемы "мышления", или рассудочной деятельности,
животных 17
Заключение 22
Литература 23
Современная оценка концепции
Лоренца о врожденном
Изучение
проблемы "мышления", или рассудочной
деятельности, животных
Начиная с самых ранних этапов развития науки о поведении, многие ученые с уверенностью говорили о наличии у животных элементов разума. Как уже упоминалось, первоначально понятие "разум" использовали главным образом как альтернативу понятию "инстинкт". Им обозначали любые индивидуальные формы приспособительного поведения, в подавляющем большинстве случаев связанные с обучением.
В четкой форме предположение о наличии у животных зачатков разума впервые высказал Ч. Дарвин, считавший, что, наряду с инстинктами и ассоциациями, они обладают и "способностью к рассуждению". Обсуждая этот вопрос в "Происхождении человека", он подчеркивал, что "разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве" (1, с.103).
Гипотеза о наличии у животных элементов мышления имела для Дарвина принципиальное значение, в связи с решением вопроса о происхождении человека. Однако с момента своего появления она вызывала серьезные возражения и до сих пор не получила окончательного признания у физиологов и психологов, и, в особенности, у философов. Одна из причин этого - опасение быть обвиненными в антропоморфизме, другая причина - догматическая убежденность в уникальности высших психических функций человека. В связи с этим исследования проблемы мышления животных всегда были не столь многочисленными, как анализ других форм поведения.
Весьма определенно по вопросу эволюции поведения и рассудочной деятельности животных и человека высказался А.Н. Северцов в своей книге "Эволюция и психика". Его основное положение сводится к тому, что у животных помимо инстинктов и простых условных рефлексов существует тип поведения, который может быть охарактеризован как разумный. Северцов считал, что данный тип поведения прогрессивно развивается в эволюционном ряду и является важнейшим фактором эволюционного процесса.
В начале ХХ в. Э. Торндайк, считавший способность к обучению показателем интеллекта, разработал свой знаменитый "метод проблемных ящиков". Идея этого метода была подсказана ему Ллойдом-Морганом, который видел, как его собака открывала задвижку калитки, и расценил это как проявление интеллекта. Наблюдая за решением подобных задач в условиях эксперимента, Торндайк пришел к выводу, что интеллект животных позволяет им действовать только путем проб и ошибок и постепенно обучаться правильной реакции, поэтому в его монографии "Animal intelligence" говорилось только об этой стороне интеллекта животных, но не о собственно зачатках мышления. Тем не менее это было первое систематическое экспериментальное исследование высших психических функций животных в контролируемых лабораторных условиях (4, с.124).
Отечественный
физиолог И.С. Бериташвили полагал, что
многие формы поведения регулируются
целостным "представлением", или
"образом", о той внешней среде, в
которой находится животное. В этом "представлении"
отражены те объекты среды, которые существенны
для организации поведения. Необходимые
знания приобретаются в процессе активной
ориентировочно-
И.С. Бериташвили выделял следующие виды поведения:
прирожденное (инстинктивное);
индивидуальное поведение, направляемое образами;
автоматизированное;
индивидуально-
Концепция
И.С. Бериташвили имела много
Труды его школы стоят у истоков современных исследований когнитивных процессов у животных.
Первое
экспериментальное
Использование животными "обходных путей". В процессе решения данного типа обезьяны, для того, чтобы овладеть приманкой, должны были, увидев ее через окно, открыть дверь в коридор, пройти через ряд комнат и выйти во двор.
Употребление орудий. В задачах на использование орудий, для того, чтобы достать подвешенный к потолку банан, обезьяны должны были сбить его при помощи палки или достать его, взобравшись на какое-либо возвышение. Обезьяны составляли такие пирамиды из двух, трех, четырех и даже большего числа ящиков и, взобравшись на самый верх, доставали плоды. В случаях, когда ящики были наполнены камнями или песком, обезьяны сначала их опорожняли, потом подтягивали к приманке и складывали пирамиду. В иных случаях они взбирались на ящики и, действуя палкой, сбивали приманку. В других опытах обезьяны срывали бананы, подпрыгивая к потолку, опираясь на длинную палку, подобно прыгунам с шестом.
Изготовление орудий. В подобных экспериментах обезьяна, для того, чтобы достать приманку, лежащую на некотором расстоянии от клетки, должна была удлинить имевшиеся в ее распоряжении короткие бамбуковые палки, вставив их одна в другую.
В результате своих опытов В. Келер пришел к выводу, что шимпанзе способны к решению только таких задач, в которых все предметы, входящие в задачу, находились в одном зрительном поле, т.е. в зрительном восприятии обезьяны.
Таким
образом, животное имело возможность
решить задачу не путем проб и ошибок,
а за счет улавливания структуры
задачи. В этом состояло принципиальное
отличие опытов Келера от "проблемных
ящиков" Торндайка, где животное заведомо
не могло "понять", как действует
замок, открывающий дверцу клетки, хотя
бы потому, что он находился снаружи и
был скрыт от его глаз. Поэтому в тех экспериментах
животные могли действовать и действовали
только методом проб и ошибок.
Заключение
Несомненной
заслугой Лоренца явилось уточнение
и унификация терминологии, применявшейся
для описания поведения его
В качестве единицы
В основу своей первоначальной
концепции Лоренц положил
Первой стадией поведенческого акта Лоренц называет поисковое поведение. На данной стадии животное, пришедшее в состояние специфической готовности к какому-то виду деятельности (например, готовности к размножению), активно ищет стимулы, при действии которых эта деятельность могла бы осуществиться.
На вторая стадии многие инстинктивные действия проявляются только в ответ на строго определенные раздражители, получившие название ключевых, или знаковых. Важно отметить, что ключевые раздражители животные опознают уже при первом предъявлении, без всякого индивидуального опыта.
На стадии завершающий акта в отличие от вариабельного по форме поискового поведения непосредственное осуществление стоящей перед животным цели, удовлетворение руководившего им побуждения происходит в виде видоспецифических фиксированных комплексов действий. Они лишены приобретенных элементов и могут совершенствоваться в онтогенезе только за счет созревания ответственных за них структур мозга, но не за счет обучения.
Первоначально понятие "разум" использовали главным образом как альтернативу понятию "инстинкт". Им обозначали любые индивидуальные формы приспособительного поведения, в подавляющем большинстве случаев связанные с обучением.
В четкой форме предположение о наличии у животных зачатков разума впервые высказал Ч. Дарвин, считавший, что, наряду с инстинктами и ассоциациями, они обладают и "способностью к рассуждению".
В начале ХХ в. Э. Торндайк,
считавший способность к
Таким
образом, в науке нет единого
мнения о том, является ли поведение
животных просто инстинктом или они
действуют сознательно.
Литература
1. Савельев
С.В. Введение в зоопсихологию.
2. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции.- М., 1981. – 319с.
3. Сотская М.Н. Зоопсихология. – М., 2000. – 416с.
4. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие / Сост. М.Н. Сотская МГППУ, 2003. – 357 с.
5. Фабри
К.Э. Основы зоопсихологии. –
М., 1999. – 356 с.