Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:20, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение значимости агропромышленного комплекса, сбоев в работе хозяйственной деятельности, структуру и подразделения АПК, а так же экономическое регулирование в России. Здесь мы рассмотрим понятия структуру АПК, переход аграрной экономики на рыночные отношения неразрывно связанных с реформированием агропромышленного комплекса, развитием новых форм хозяйствования, базирующихся на многообразии форм собственности. Это предполагает радикальные изменения хозяйственного механизма всей аграрной сферы экономики, как на макро-, так и на микро уровне. Также предстоит выяснить экономическую ситуацию в аграрной экономике по регионам России
1. 1. Понятие Агропромышленного комплекса
1.1 Уровень развития АПК в России………………………………….4
1.2 Особенности системы управления АПК………………………….6
1.3 АПК составные звенья……………………………………………...8
1.4 Структура АПК……………………………………………………...9
2. Экономические стороны развития АПК России
2.1 Экономические особенности АПК России……………………….9
2.2 Факторы, принципы и стратегии управления АПК………….....10
2.3 Государственное регулирование АКБ. Аграрная политика…....12
В современной России в период мирового кризиса, когда собственники фирм проводили увольнение среди управленцев, они подсознательно посредством средств массовой информации пытались принизить в обществе значение тех, кого они увольняли. Ведь наряду с увольнением управленцев сокращению подвергались рабочие, служащие, значительная масса трудящихся. В тот момент появилось даже общее понятие уволенных менеджеров высшего и среднего звена.
Собственники в России сегодня несут на себе клеймо приватизации и передела собственности 90-х годов прошлого века. Для большинства в обществе они являются полукриминального, а то и криминального статуса.
Управлять собственностью без управленцев – «специалистов в области управления», не реально никакому крупному и даже среднему собственнику. При этом для трудящихся масс управленец, работающий фактически по найму, умеющий, понимающий в деле, в большинстве случаев – «свой». Поэтому при массовом увольнении управленцев, рабочих и служащих масса собственников – нуворишей и распространяла слух о «планктоне», тем самым, признавая значение за менеджментом, его возможным политическим влиянием в трудящихся массах, выдавало свой страх перед возможностью потери приватизированной общенародной собственности. Всё это говорит о высоком значении менеджмента для экономики и политического строя.
Настоящий период развития экономики в России затянулся воспроизведением «эффективных» собственников разного калибра. Между тем эффективность управления собственностью в экономике определяется не собственником, а умением управлять собственностью. Давно назрели перемены те, что называются революция менеджеров.
2.2 Факторы, принципы и стратегии управления АПК
Возрастание значения фактора управления в современных условиях, повышение в связи с этим роли и социального статуса лиц, выполняющих управленческие функции, послужили основанием для появления концепции «менеджерской революции», согласно которой власть переходит от собственников к управленцам. Сегодня всё чаще говорят о наступлении «эпохи менеджмента» [2]. Как показала практика, от роста количества миллиардеров – собственников благосостояние народа не увеличивается. Необходимо эффективное управление экономикой, в том числе и агропромышленным комплексом.
Механизм управления включает следующие компоненты [5]:
• основные принципы и правила управления (общие и функциональные), нацеленные на решение задач, стоящих перед управляемым объектом
• функциональную структуру органов управления
• экономические и юридические законы и ограничения
• информацию
• методы, правила и технические средства обработки информации.
Система управления агропромышленным комплексом и пищевой и перерабатывающей промышленности представляет собой единый механизм, каждое звено которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других звеньев. Управление можно представить как синтез средств и способов подготовки управленческих решений, организацию и контроль их исполнения.
Все предприятия АПК являются не только группами, имеющими определённый набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех предприятий характеристики. Эти общие черты помогают понять, почему предприятием нужно управлять, чтобы добиться успеха.
Цели любого предприятия агропромышленного комплекса и пищевой и перерабатывающей промышленности включают преобразование основных ресурсов (человеческие ресурсы, капитал, информация, технология, материалы) для достижения, как правило, необходимых результатов.
Закупка аграрной продукции из-за рубежа – есть единственный результат деятельности агропромышленного комплекса в условиях настоящей аграрной политики в России. Между тем есть элементы развития, которые в случае их стимулирования могут изменить условия и открыть перспективы для будущего пищевой и перерабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса как основной базы.
Россия крепнет деревней, селом, помещичьей усадьбой, крепким крестьянином – эти лозунги аграрной политики должны быть отброшены и встречаться разве что в музее.
В России есть всё для ведения агропромышленного комплекса на базе города – единого агропромышленного комплекса, который, опираясь на современную науку, должен стать заботой государства с перспективами современной страны.
Фактором для развития АПК и пищевой и перерабатывающей промышленности экономики страны должно стать:
использование стимулирования развития пищевых и перерабатывающих предприятий малых городов, поскольку малые города тесно связаны с сельскими районами;
объединение пищевого и перерабатывающего сегмента экономики посредством групп и компаний на принципе межотраслевого взаимодействия с предприятиями машиностроительного комплекса и т.д.;
как стратегическая задача – строительство предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на селе;
развитие села в современные городские поселения, производительность которых отвечала бы потребностям современной страны.
Менеджмент – это передовой отряд в экономике, он должен отвечать современным требованиям и вызовам времени. В настоящий момент аграрно-промышленный комплекс может состоять из:
- аграрных предприятий, хозяйств
- иных различных промышленных предприятий, компаний (группы компаний, межотраслевая комбинация)
- потребительских организаций, обществ, объединений и т.п. (сеть реализации различных форм)
- банковско-ссудной системы
Социально-политические механизмы должны обеспечивать жизнеспособность, гарантии и перспективы всех элементов единого Агропромышленного комплекса.
2.3 Государственное регулирование АКБ. Аграрная политика.
Государственная система регулирования в области аграрных отношений, аграрная политика должны быть основаны на многолетнем опыте как внутри страны, так и опыте зарубежных стран. Поддержка продовольственного комплекса и единого Агропромышленного комплекса должна рассматриваться как элемент государственных приоритетов:
защита собственного товара производителя;
содействие экспорту отечественного товара;
финансирование развития социальных программ, стимулирующих и способствующих росту производительных сил.
В связи с предстоящим вступлением России во всемирную торговую организацию , первостепенной задачей является подтягивание пищевой и перерабатывающей промышленности до мирового уровня. Проблема отечественного продовольствия должна быть приоритетной, требуется коренная реконструкция предприятий пищевых отраслей, оснащение их современной техникой, создание принципиально новых, энергетически выгодных, экологически безопасных технологий, обеспечивающих глубокую комплексную безотходную переработку сельскохозяйственного сырья и производство пищевых продуктов высокого качества [1, 5]. Между тем вступление во всемирную торговую организацию не может быть самоцелью. Необходимо чётко понимать последствия вступления и оценивать реальные возможности и преимущества вступления во всемирную торговую организацию.
При формировании стратегии и тактики единого аграрного промышленного комплекса должны учитываться не только ресурсы в обычном понимании, но и в общественном смысле, т.е. и материалы, и технологии, и люди, и информация, а также имеющиеся деловые связи, положение на рынке и т.д. Часто ресурсы бывают ограничены. При этом в зависимости от конкретной ситуации, различные виды ресурсов могут быть узким местом. Так, если цели влекут большие материальные затраты, то приходится ограничиваться теми целями и средствами их достижения, которые крайне необходимы в первую очередь.
Одним из основных умений современного управленца является умение рационально распределить и воспользоваться имеющимися в распоряжении ресурсами. Проблема рационального распределения ресурсов является одной из основных проблем планирования деятельности единого Агропромышленного комплекса. Однако основной смысл постановки любой цели – в её достижении. А достигнута цель может быть только при условии эффективной аграрной политики государства, в соответствии с которой должен действовать единый аграрный промышленный комплекс.
Заключение
В данной работе мы изучили значимости агропромышленного комплекса, сбоев в работе хозяйственной деятельности, структуру и подразделения АПК, а так же экономическое регулирование в России. Так же рассмотрели понятие структуры АПК, переход аграрной экономики на рыночные отношения неразрывно связанных с реформированием агропромышленного комплекса, развитием новых форм хозяйственности, базирующихся на многообразии форм собственности. Это предполагает радикальные изменения хозяйственного механизма всей аграрной сферы экономики.
Экономическая ситуация в аграрной сфере не стабилизирована во многих регионах страны. Обстановка в агропромышленности характеризуется как кризисная не стабильная. За счёт нестабильности экономики происходит падение объемов производства, дестабилизация продовольственного рынка, прогнозируется дальнейший рост безработицы, что обостряет политическую нестабильность в обществе.
В таких условиях агропромышленный комплекс России и в региональных агропромышленных комплексах особенно важную роль для осуществления экономических преобразований приобретают разработки эффективных экономических программ реализации перехода к рынку и функционирование экономики с учетом экономических, исторических, природных, демографических особенностей регионов.
Литература
1. Кузьбожев, Э.Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил) : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080111 (061500) "Маркетинг", 080301 (351300) "Коммерция (торговое дело)", 080115 (350900) "Тамож. дело", 080300 (522000) "Коммерция (бакалавр)" и др. экон. специальностям / Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева. - М. : Высш. образование, 2009. - 540 с. : ил., табл. - (Основы наук). - ГРИФ
2. Экономическая география и регионалистика : учеб. пособие / Е. В. Вавилова. - Изд. 2-е. - М. : Гардарики, 2005. - 148 с. - РЕД.,ГРИФ
3. Экономика предприятия : Учебник/ Под ред.проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – с. 245-248.
4. Сафиуллин Н.З. Методология исследования конкурентных преимуществ хозяйственных субъектов / Н.З. Сафиуллин// Достижения науки и техники Аграрно промышленного комплекса.- 2004.- №2- с. 24-27.
5. Масютин С., Леонтьев С. Совершенствование системы управления предприятием. Из архивов журнала "Аудит и финансовый анализ" Интернет: http://www.cfin.ru/management/
6. Д. Б. Мельничук. Семь граней стратегического управления предприятием. Опубликовано в журнале Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2003 Интернет: http://www.iteam.ru/
7. Экономический сервер Сибири: www.econom.nsc.ru
Информация о работе Основные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса России