Основные стадии избирательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:01, курсовая работа

Описание

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующего института формирования представительных основ народовластии. По сути, на наших глазах происходит становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации, сопровождаемые активным поиском и апробацией на практике юридических формул осуществления и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Понятие и субъекты избирательного процесса..……………………………….5
1.1 Понятие избирательного процесса………………………………………..…..5
1.2 Субъекты избирательного процесса…………………………………….…….6
2 Основные стадии избирательного процесса……………………………………9
2.1 Назначение выборов……………………………………………………………9
2.2 Образование избирательных округов и избирательных участков…………12
2.3 Формирование избирательных комиссий…………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………...19
Глоссарий………………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………….23
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.24 Кб (Скачать документ)

Решение о назначении выборов должно быть принято не раньше, чем за 110 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты и не позднее, чем за 90 дней. В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, выборы должны быть назначены не позднее чем через 180 дней со дня такого прекращения полномочий.

Согласно п. «а» ст. 84 Конституции  РФ выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее, чем за четыре месяца до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В соответствии с п. «д» ст. 102 выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее, чем за 120 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Гарантией обязательности проведения выборов выступает норма, согласно которой в случае, если Президент РФ или Совет Федерации не назначат выборы в установленные сроки, то их проводит Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ).

Установление избирательных округов как стадия избирательного процесса выражается в законодательном определении территории, от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Соответствующая избирательная  комиссия не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления утверждает схему избирательных округов не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.

Установление избирательных  участков выражается в «нарезке» территориальных единиц, которые объединяют избирателей общим местом голосования. Избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой

 муниципального образования (иным уполномоченным лицом) на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются не позднее, чем за 45 дней до дня голосования4.

Избирательные участки  для граждан РФ, находящихся за пределами территории России, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений РФ на территории страны их пребывания.

Границы избирательных  участков не должны пересекать границы  избирательных округов. Порядок  приписки избирательных участков, образованных за пределами территории РФ, к избирательным  округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральным законом.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки могут образовываться в указанный срок, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией — не позднее чем за пять дней до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.

2.2 Образование избирательных округов  и избирательных участков

Создание избирательных  органов как стадия избирательного процесса связано с формированием в законодательно установленном порядке и в сроки коллегиального органа, который организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов. Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ установлены система и статус избирательных комиссий.

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

 Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации;  избирательные комиссии субъектов  РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) комиссии; участковые комиссии.

Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и  граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов в РФ. Их компетенция, полномочия и порядок деятельности устанавливаются законодательством. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий5.

Центральная избирательная комиссия РФ является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов. Она действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии РФ составляет четыре года.

Центральная избирательная  комиссия РФ состоит из 15 членов, которые назначаются на паритетных началах Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания РФ и Президентом РФ.

Избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений.

В избирательную комиссию может  быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, иного общественного объединения. Политическая партия не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/2 от общего числа членов избирательной комиссии субъекта РФ, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии, за исключением участия за границей и в отдельных воинских частях.

Избирательные комиссии субъектов  РФ являются государственными органами субъектов РФ, организующими подготовку и проведение выборов в соответствии с законодательно установленной компетенцией. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок их полномочий составляет четыре года. Число членов избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта РФ и не может быть менее 10 и более 14.

Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума является избирательной комиссией муниципального образования. Она является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

Срок полномочий избирательной  комиссии муниципального образования  составляет четыре года. Число ее членов с правом решающего голоса колеблется от 5 до 11 членов.

Формирование избирательной  комиссии муниципального образования  осуществляется представительным органом  муниципального образования. Представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее 1/2 от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений: политических партий, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов и списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Окружные избирательные  комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через 2 месяца после официального опубликования результатов выборов, если не поступила жалоба на ее действия в вышестоящую комиссию или заявление в суд. Тогда полномочия прекращаются со дня принятия решений.

Территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок их полномочий составляет четыре года. Если срок полномочий территориальных комиссий истекает в период избирательной комиссии, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на 2/3 от установленного состава.

Комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности в установленных  законодательством случаях.

2.3 Формирование избирательных  комиссий

Регистрация избирателей как стадия избирательного процесса выступает условием осуществления избирателем своего права голоса и выражается во включении лица в список избирателей. Участковая комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей.

Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.

В течение 24 часов, а в  день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию.

Выдвижение и регистрация  кандидатов как стадия избирательного процесса выражается в определении круга лиц, из числа которых будут избраны президент, депутаты, должностные лица и другие граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в установленном законодательством порядке.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено как путем самовыдвижения, так и путем выдвижения избирательным объединением, а выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено только избирательным объединением.

Отметим, что Федеральным законом  от 12 июня 2002 г. установлены условия, при которых дееспособный российский гражданин, достигший установленного законом возраста и отвечающий требованиям ценза оседлости, не может быть выдвинут в качестве кандидата.

В частности, это адресуется гражданину РФ, замещавшему должность Президента РФ и досрочно прекратившему исполнение полномочий Президента РФ в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами; гражданину РФ, замещавшему должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации6.

О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в  составе списка кандидатов, избирательная  комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.

Агитационная кампания как стадия избирательного процесса направлена на формирование у избирателя установки сделать свой выбор в пользу того или иного кандидата, избирательное объединение, избирательный блок или против них.

Федеральным законом  от 12 июня 2002 г. установлено, что граждане РФ,

Информация о работе Основные стадии избирательного процесса