Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:09, контрольная работа
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что сегодня научная картина мира включает такие категории, функции и методы рефлексии, которые позволяют связать в единую систему данные различных дисциплин с категориальным аппаратом философии, что открывает новые возможности для формирования в современной культуре целостного общепринятого научного мировидения. Ведь научная картина мира, испытывая на себе воздействие всех форм современной культуры, аккумулирует в себе понятийные выводы различных наук и обладает способностью к их интеграции в иную образную форму выражения культуры современного общества. Исследование данной проблемы представляет собой по существу поиск эффективного научного мировоззрения «человека культуры» XXI века, затрагивая при этом вопросы реализации современных научных методов, подходов, ресурсов, достижений и технологий.
1.Введение…………………………………………………………...2
2.Научная картина мира…………………………………………….3
3.Основные принципы построения научной картины мира...……7
4.Особенности современной научной картины мира……………11
5.Заключение…………………………………………….................18
6.Используемая литература……………………………………….20
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что сегодня научная картина мира включает такие категории, функции и методы рефлексии, которые позволяют связать в единую систему данные различных дисциплин с категориальным аппаратом философии, что открывает новые возможности для формирования в современной культуре целостного общепринятого научного мировидения. Ведь научная картина мира, испытывая на себе воздействие всех форм современной культуры, аккумулирует в себе понятийные выводы различных наук и обладает способностью к их интеграции в иную образную форму выражения культуры современного общества. Исследование данной проблемы представляет собой по существу поиск эффективного научного мировоззрения «человека культуры» XXI века, затрагивая при этом вопросы реализации современных научных методов, подходов, ресурсов, достижений и технологий. Сегодня крайне актуальной остается ситуация в современной философии культуры, где научная картина мира взаимодействует с такими разновидностями системного отношения человека к миру, как картина жизни и картина человека, что свидетельствует о непосредственной взаимосвязи научной картины мира не только с наукой, но с существованием современного человека. Каждую эпоху можно охарактеризовать специфическими представлениями человека о мире. Современный мир представляет специфические условия и особые материалы для оформления современной научной картины мира как уникальной. Сегодня научный образ мира соприкасается с другими, ненаучными и вненаучными, образами, оставляя следы дефиниций в понятийных конструкциях и повседневных представлениях, индивидуальном и общественном сознании.
Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира. Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человечества.
В каждый период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики. Кроме того, картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой еще не доказано, т. е. некоторые гипотезы, предвидения, которые в будущем могут прийти в противоречие с опытом и достижениями науки, так что некоторые места в картине мира придется дополнять».
Как отмечают многие исследователи, «научная картина мира, безусловно, слишком большая и запутанная тема, чтобы можно было содержательно исследовать ее целиком». Чтобы понять, что такое современная научная картина мира обратимся к изучению определения «научная картина мира».
Научная картина мира это – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
Как показывает анализ исследовательских работ, можно согласиться с мнением Погосовой К.О., что «ученые выделяют разные картины мира и предлагают свои критерии классификации. По мнению исследователей, существует столько картин мира, сколько имеется наблюдателей, контактирующих с миром; существует столько картин мира, сколько имеется «призм мировидения, человек смотрит на мир не только сквозь призму своего индивидуального опыта; существует столько картин мира, сколько имеется миров, на которые смотрит наблюдатель. Синонимом слова мир «выступает» действительность, реальность (объективная), бытие, природа и человек». Мир в целом может быть отображен в научной картине мира, которая возникает в итоге синтеза частнонаучных картин мира и является результатом всей духовной активности человека, а не какой-либо из ее сторон - чувственных форм отражения (восприятия, представления, созерцания, воображения) или понятийных (сознательного, бессознательного или сверхсознательного) моментов человеческой психики».
Научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов.
Важнейшие элементы структуры научной картины мира - междисциплинарные концепции, образующие ее каркас. Концепции, лежащие в основе научной картины мира, являются ответами на сущностные основополагающие вопросы о мире. Эти ответы меняются с течением времени, по мере эволюции картины мира, уточняются и расширяются, однако сам "вопросник" остается практически неизменным, по крайней мере, со времен мыслителей классической Древней Греции.
Каждая научная картина мира обязательно включает в себя следующие представления:
о материи (субстанции);
о движении;
о пространстве и времени;
о взаимодействии;
о причинности и закономерности;
космологические представления.
Каждый
из перечисленных элементов
Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира, изображая ее как взаимосвязанную «сеть бытия». В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человек воспринимает как данность, как объективность, существующую независимо от наших личных мнений. Картины мира означают как бы зримый портрет мироздания, образно понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять и увидеть связи с действительностью и свое место в ней. Она подразумевает понятие того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Поэтому понятие «картины мира» занимает особое место в структуре естествознания [2,стр.111].
Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают как в рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Различают несколько картин мира:
Каждая
из этих картин дает свою версию того,
каков мир на самом деле и какое
место занимает в нем человек.
Отчасти эти картины
Отметим различия научной и религиозной картин мира на примере «творения Мира». Согласно религиозной картине мира в течение семи дней Бог создал Мир: небо и землю, свет и тьму, сушу и моря, траву и деревья, звезды на небосводе, зверей, птиц и рыб, человека «по подобию Своему». Согласно научной картине мира в «начале» не было «ничего». Из «физического вакуума» созданы «элементарные» частицы, из «элементарных» частиц (кварков) созданы нуклоны (протоны и нейтроны), из нуклонов созданы ядра, а из ядер и «элементарных» частиц (электронов) созданы атомы. Таким образом, первый «день» по научной картине - это период физической эволюции, в процессе которой создан свет, космос с его объектами и строительный материал для химической эволюции. Во второй день из атомов созданы молекулы, из молекул - химические соединения. Второй «день» по научной картине - это период химической эволюции, в процессе которой созданы неорганические и органические химические соединения, Земля, вода, белки и т.д., то есть, создан строительный материал для биологической эволюции. В третий день из химических соединений на Земле созданы клетки, из клеток - живые организмы, включая человека. Таким образом, третий «день» по научной картине - это период биологической эволюции, в процессе которой создан растительный и животный миры на Земле, то есть, создан строительный материал для социальной эволюции. В четвертый день из живых организмов, размножающихся половым путём, созданы семьи, из человеческих семей созданы роды, из родов - племена, из племён - государства, из государств - соединения государств - это сегодняшний день эволюции, который идёт в настоящее время.
Итак,
главное и явное различие здесь
состоит в том, что в религиозной картине
есть Бог-Творец, а в научной Его нет - наш
Мир самосоздаётся и саморазвивается
по законам природы. Религиозная картина
нарисована явно ненаучным языком. В религиозной
картине нет понятий физические, химические,
биологические результаты творения, что,
впрочем, понятно - религиозная картина
нарисована тысячи лет назад, когда науки,
как таковой еще не было, а с людьми религия
должна была говорить на понятном им языке.
Наука – это во многом особый метод познания, своеобразный способ получения структурного знания. Но в науке всегда есть и другая составляющая, которая предполагает ту или иную философию или даже религию. Например, в эпоху Возрождения наука была тесно связана с так называемым “пантеизмом” - представлением о Боге как проникающем собою любую часть мира и совпадающим с бесконечным Космосом. Позднее наука приняла философию материализма и атеизма. Можно поэтому говорить о двух видах принципов научной картины мира:
1)внутренние принципы науки,
2)внешние принципы науки,
Наука может соединиться с любой картиной мира, лишь бы не были разрушены внутренние принципы науки. С этой точки зрения чистой (т.е. построенной только на основе внутренних принципов) научной картины мира не существует. Во всех тех случаях, когда мы говорим о научной картине мира, всегда существует та или иная картина мира (как система внешних принципов науки), которая согласована с внутренними принципами науки. С этой точки зрения можно говорить о трех научных картинах мира:
1)пантеистической научной
2)деистической научной
3)атеистической научной
Информация о работе Принципиальные особенности современной научной картины мира