Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:27, реферат
Широкая распространенность и многообразие деятельности кооперации обусловливают интерес к ней со стороны самых разных наук: философии, логики, экономической теории, всеобщей и экономической истории, правоведения, социологии, истории экономических учений, экономики отраслей народного хозяйства, политологии, социологии. Это определяет интегративный характер истории и теории кооперативного движения как науки и учебной дисциплины: для комплексного исследования различных аспектов кооперации необходимо использование достижений указанных выше наук.
Введение
Организация и функционирование кооперативов
Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»
Заключение
Список использованных источников
- равное участие всех членов кооператива в управлении независимо от степени их имущественного участия в коллективной собственности, т.е. вступительных и паевых взносов. Действует принцип "один пайщик — один голос". [1; с. 18]
По
этим признакам кооперативы
Совокупность
законодательных актов, правовых норм
и нормативных документов, на основе
которых функционируют
Основным источником кооперативного права в нашей стране является Конституция Республики Беларусь, принятая Верховным Советом 15 марта 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесенными по результатам референдума 24 ноября 1996 г.
В
соответствии со статьей 13 Конституции
признается существование государственной
и частной собственности, всем гражданам
гарантируются равные права в
осуществлении хозяйственной
Статья
36 Конституции гарантирует
Конкретнее правовые взаимоотношения кооперативов с государством, другими организациями, а также физическими лицами определяет Гражданский кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей Национального собрания 28 октября 1998 г., одобренный Советом Республики 19 ноября 1998 г. и подписанный Президентом Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. В соответствии с Гражданским кодексом одним из участников системы правоотношений в нашем государстве является юридическое лицо.
В статье 44 Гражданского кодекса дается определение юридического лица: "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету". В статье указано, что к юридическим лицам относятся, в частности, производственные и потребительские кооперативы. [1; с. 21]
В соответствии со статьей 48 юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица указываются его наименование, местонахождение, цели деятельности, порядок управления деятельностью, содержатся другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида.
В
статье 45 Гражданского кодекса отмечается,
что правоспособность юридического
лица возникает в момент его создания
и прекращается в момент завершения
его полной ликвидации. В соответствии
со статьей 47 юридическое лицо считается
созданным с момента его
Ответственность юридического лица за последствия его деятельности определяет статья 52 Гражданского кодекса. В ней отмечается, что юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждения, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника за исключением случаев, предусмотренных законодательством либо учредительными документами юридического лица. Применительно к кооперативам это означает, что законодательство Республики Беларусь, как правило, не предусматривает личную (т.е. на основе личного, а не принадлежащего кооперативу имущества) ответственность пайщиков кооперативов за результаты их деятельности. Тем не менее такая ответственность может предусматриваться в уставах кооперативов, если их члены примут соответствующее решение.
В
связи с этим отметим противоречие
между государственным и
В главе 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь, посвященной юридическим лицам, имеется параграф 3 "Производственные кооперативы". Согласно статье 107 "производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную материальную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода в производственном кооперативе". Таким образом, для одного вида кооперации законодательством Республики Беларусь предусмотрена обязательная материальная ответственность пайщиков по обязательствам организации.
Статья 108 Гражданского кодекса регламентирует наиболее общие вопросы образования производственных кооперативов. Учредительным документом производственного кооператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов. Устав кооператива помимо сведений, указанных в статье 48, должен содержать размер паевых взносов, порядок их внесения и ответственность за нарушение обязательств по их внесению, порядок трудового участия в деятельности кооперативов и условия ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию, порядок распределения прибылей и убытков кооператива, размер и условия субсидиарной материальной ответственности его членов по долгам кооператива, состав и компетенцию органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений. В производственном кооперативе не может быть менее трех членов. [1; с. 23]
Статья 110 Гражданского кодекса "Управление в производственном кооперативе" определяет важнейшие функции органов управления производственным кооперативом. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. К исключительной компетенции общего собрания относятся: изменение устава кооператива, прием и исключение членов, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков, решение о реорганизации и ликвидации кооператива. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.
Гражданским кодексом также закреплен статус организаций и предприятий системы Белкоопсоюза. Потребительские общества и учреждения действуют в качестве субъектов хозяйствования и некоммерческих организаций. Унитарные предприятия с правами юридического лица (заводы, рынки, оптовые базы, зверохозяйства и др.) действуют как субъекты хозяйствования и коммерческие организации. Союзы потребительских обществ представляют собой объединения некоммерческих организаций. Некоммерческие организации имеют ряд льгот в налогообложении, государственном кредитовании и др.
С 1992 г. в Беларуси неоднократно предпринимались попытки принять закон о потребительской кооперации. Однако Верховный Совет, а затем Национальное собрание достаточно критически подходили к представляемым законопроектам и отправляли их на доработку. Чтобы восполнить пробел в законодательстве, 20 августа 1999 г. Президент издал Декрет "О потребительской кооперации в Республике Беларусь", который утвердил Положение о потребительской кооперации в Республике Беларусь. Декрет действовал до принятия закона.
Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Республике Беларусь" был принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2001 г., одобрен Советом Республики 31 января 2002 г. и подписан Президентом 25 февраля 2002 г. Он вступил в силу 1 марта 2002 г. Закон состоит из 5 глав и 43 статей.
В главе 1 "Общие положения" изложены основные понятия и определения, используемые в Законе, характеризуется законодательство Республики Беларусь о потребительской кооперации, перечисляются ее основные задачи, определяются основы взаимоотношений потребкооперации и государства.
В статье 3 Закона изложены основные задачи потребкооперации: организация оптовой и розничной торговли, общественного питания, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья у населения и юридических лиц; оказание платных услуг; создание и развитие учебных заведений и др.
В статье 4 Закона отмечается, что государство обеспечивает защиту интересов потребительских обществ и их союзов, способствует их развитию и осуществляет контроль за их деятельностью. Потребительская кооперация взаимодействует с правительством Республики Беларусь на основе ежегодно заключаемых соглашений между Советом министров и Белкоопсоюзом, в которых определяются прогнозные показатели ее финансово-хозяйственной деятельности. Для широкого обсуждения наиболее важных вопросов могут проводиться конференции и съезды потребительской кооперации, порядок созыва и проведения которых определяется органом, принявшим решение об их проведении. Таким образом, конференции и съезды не являются обязательными.
Статья 5 запрещает использовать названия "потребительское общество" и "союз потребительских обществ" в наименованиях потребительских кооперативов, не входящих в систему Белкоопсоюза.
Глава 2 "Потребительское общество" определяет порядок создания, основные принципы организации и деятельности первичного звена потребительской кооперации в Республике Беларусь. В этой главе сформулированы важнейшие положения Примерного устава потребительского общества: его структура; порядок приема в общество и прекращения членства; права и обязанности членов; структура, полномочия и порядок выборов органов управления и контроля потребительского общества; характер имущественных отношений; порядок распределения прибыли.
Глава 3 "Союз потребительских обществ" регламентирует принципы организации союза потребительских обществ.
Глава 4 "Государственная регистрация и особенности реорганизации, ликвидации потребительских обществ и союзов потребительских обществ" устанавливает порядок государственной регистрации, реорганизации и ликвидации потребительских обществ и их союзов. В главе 5 определяется порядок вступления Закона в силу.
Кроме
рассмотренных нормативных
В Законе "О предпринимательстве", принятом 28 мая 1991 г., определяются формы предпринимательской деятельности (статья 3): частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании, а также коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании. Кооперация представляет собой разновидность коллективной формы предпринимательства.
В
1990-е годы в условиях активного
реформирования экономики на постсоветском
пространстве во многих странах СНГ
также были приняты законы о потребительской
кооперации. Полезно проанализировать
опыт наших соседей. Время показало,
что ряд положений принятых законов
или вовсе не работал, или оказался
разрушительным для кооперации некоторых
стран. В России в 1992 г. был принят
Закон "О потребительской кооперации
в Российской Федерации". Целый комплекс
его положений нанес существенный вред
системе российской потребкооперации.
Союзы потребительских обществ не были
наделены организационно-
Информация о работе Принципы создания и функционирования кооперативов