Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 08:29, контрольная работа
Человек – это единственное существо на Земле, которое знает о своей смертности. В разное время, в различных культурах по-разному относились к смерти. В древнекитайском сознании, например, факт конца жизни оценивался как нечто, не имеющее глубокого бытийственного значения; человек, исповедующий ислам, к смерти относится «проще», нежели христианин. Но не зависимо от культуры, мировоззрения, хотим мы себе в том признаваться или нет, но темы умирания и послесмертного существования предельно актуальны для каждого из живущих. Это справедливо потому, что рано или позд
Введение.
Человек –
это единственное существо на Земле,
которое знает о своей
Подобно другим видам, наш вид имеет свою фиксированную продолжительность жизни. Многие из людей доживают до старости. Даже три тысячи лет назад, когда средняя продолжительность жизни не превышала тридцати лет, некоторые доживали до семидесяти. Современная медицина, хотя и увеличила продолжительность жизни настолько, что в ряде стран она приблизилась к библейскому пределу, оказалась неспособной сдвинуть сам этот предел. Мы изменили кривую выживания так, что практически любой из нас имеет шанс, минуя детство и зрелость, дожить до семидесяти, однако даже в Великобритании лишь один человек из десяти тысяч доживает до девяноста лет.
Сегодня, на одном из самых популярных сайтов «Википедия», можно прочитать следующее определение: Смерть (гибель) — прекращение, остановка жизнедеятельности организма.
Что же такое смерть с точки зрения биологии? Биологи называют смертью прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого – гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни.
В этой работе будет рассматриваться только смерть человека и её место как в социуме, так и в природе. Выясняться её биологический смысл.
Процесс умирания.
Биология рассматривает жизнь
не как линейную, а как циклическую
структуру, как серию изменений
или как жизненный цикл. Для
каждой определенной точки этого
цикла имеется определенная вероятность
смерти индивида, причем по мере продвижения
по кругу степень такой
Жизненный цикл традиционно определяется
как "прогрессивная серия
Прежде всего, человек пытается предотвратить
опасность, сопротивляясь неизбежному.
Частично это физический рефлекс вроде
отдергивания руки от горячей плиты, однако,
одновременно, по-видимому, происходит
психологическая борьба со странным стремлением
покориться опасности. Далее мы увидим,
что это стремление не деструктивно, а
имеет большое значение для выживания.
Следующая стадия начинается, как только
падающий осознает бесплодность борьбы
и смиряется с неизбежностью смерти. При
этом у него возникает состояние отрешенности,
в котором человеком овладевают странные,
не относящиеся к делу мысли. Один скалолаз
говорил, что испытывал "мелкую досаду
и даже некоторый умозрительный интерес
к происходящему". Студент, выброшенный
на большой скорости из автомобиля, рассказывал,
что, летя кувырком по дороге, он беспокоился,
что порвет пальто, а также переживал за
школьную футбольную команду, которая
в этот момент, по сообщению радио, проигрывала
последний матч. Описан также случай, когда
падавший с крутого обрыва ребенок боялся
одного: потерять новый перочинный ножик.
Вскоре бессвязные мысли кристаллизуются
в классический образ прожитой жизни.
В 1972 г. в Аризоне девятнадцатилетний парашютист
упал почти с километровой высоты, сломав
при этом лишь нос. Он рассказал, что в
начале падения стал пронзительно кричать,
затем "понял, что погиб и что жизнь
кончилась. Вся прошлая жизнь пронеслась
перед моими глазами. Я увидел лицо матери,
дома, в которых мне приходилось жить,
военную академию, в которой учился, лица
друзей, абсолютно все". Хейм рассказал,
что "видел себя семилетним мальчиком,
идущим в школу, затем четвероклассником,
стоящим в классе рядом с любимым учителем
Вейцем. Я вновь проигрывал свою жизнь,
как будто был на сцене, одновременно смотря
на нее с галерки". Тридцатичетырехлетняя
медсестра, едва не умершая от комы, вызванной
аллергической реакцией на пенициллин,
вспоминала особую красочность своих
видений: увидев когда-то принадлежавшую
ей куклу, она была поражена яркостью ее
голубых стеклянных глаз.
Один психиатр объясняет зрительный уход
в прошлое как "эмоциональную защиту
от мыслей о смерти" и выдвигает предположение,
что умирающий человек, лишенный будущего,
концентрирует остаток жизненной энергии
на попытках вернуть то, что в прошлом
представляло для него особую ценность.
Другой определяет эти видения как "экранизированную
память" и полагает, что, анализируя
всплывающие в этот момент воспоминания,
можно доказать их связь с негативным
жизненным опытом человека. Наиболее полное
собрание реакции людей, вернувшихся к
жизни, включает в себя описание примерно
трехсот случаев и лишь в двенадцати процентах
из них выявляет ретроспективные переживания;
бесспорно, однако, что такие переживания
всегда возникают при внезапной угрозе
смерти, например когда человек падает
с высоты или тонет. Когда же опасность
для жизни надвигается медленно, например
в случаях постепенного развития болезни
или длительного пребывания в герметично
захлопнувшемся холодильнике, картины
из прошлой жизни не появляются.
Потом, когда воспоминания исчезают, наступает
необычное мистическое состояние. Не следует
забывать, что речь идет о последовательности
реакций, длящейся буквально считанные
секунды. Одна медсестра рассказывала,
что, впав под воздействием наркотиков
в состояние экстаза, она "идиллически
созерцала Тадж-Махал". Упавший в горах
альпинист вспоминает: "Мое тело билось
о камни, ломалось, превращалось в бесформенную
массу, однако мое сознание не реагировало
на эти физические повреждения и совершенно
не интересовалось ими". Проведенное
Хеймом обзорное исследование несчастных
случаев в Альпах завершается фразой о
том, что смерть в результате падения очень
приятна и те, "кто погиб в горах, в последний
миг своей жизни созерцали свое прошлое,
испытывая состояние преображения. Отринув
телесные страдания, они пребывали во
власти благородных и мудрых мыслей, небесной
музыки и чувства покоя и умиротворения.
Они летели сквозь светлые, голубые, величественные
небеса; затем мир внезапно останавливался".
Это трансцендентальное состояние столь
могущественно и приятно, что испытавшие
его не хотят с ним расставаться. Вспоминая
свое спасение, тонувшая в детстве женщина
говорила: "Я видела, как меня пытались
вернуть к жизни, но прикладывала все усилия,
чтобы не возвращаться. Тогда я была всего
лишь беззаботным семилетним ребенком,
однако я больше никогда не испытала того
ощущения полнейшего счастья, которое
пережила в тот момент". Известно, что
уцелевшие самоубийцы, испытавшие это
состояние, после выздоровления вновь
пробуют покончить с собой - как правило,
с большим успехом.
Отмеченное сходство между трансцендентальным
состоянием, переживаемым на пороге смерти,
и трансцендентальным состоянием, переживаемым
под действием наркотиков, показывает
сложное сплетение умирания с жизнью.
Через стадии сопротивления, созерцания
прошлого и транса человек проходит в
течение нескольких мгновений, предваряющих
внезапную смерть, однако между этими
стадиями и гораздо более продолжительными
фазами, сопровождающими умирание человека
от болезни или старости, можно выявить
прямую аналогию.
Элизабет Каблер-Росс опросила около двухсот
умирающих больных и выявила пять стадий
изменения отношения человека к собственной
смерти. Первая реакция на смертельное
заболевание обычно такова: "Нет, только
не я, это неправда". Такое первоначальное
отрицание смерти очень похоже на первые
отчаянные попытки альпиниста остановить
свое падение. Как только больной осознает
реальность происходящего, его отрицание
сменяется гневом или фрустрацией. "Почему
я, ведь мне еще так много нужно сделать?"
Иногда вместо этой стадии следует стадия
попыток совершить сделку с собой и с другими
и выиграть дополнительное время на жизнь.
Когда же смысл заболевания полностью
осознается, наступает период страха или
депрессии. Эта стадия не имеет аналогов
среди переживаний, связанных с внезапной
смертью, и, видимо, возникает лишь в тех
ситуациях, когда у столкнувшегося со
смертью человека есть время для осмысления
происходящего. Страху смерти и умирания
посвящено множество исследований, в большинстве
из них было выдвинуто предположение,
что каждому человеку присущ страх смерти,
однако, просматривая литературу по проблемам
психологической реакции человека на
смерть, я был поражен одним фактом. Оказывается,
страх смерти возникает только у взрослых
людей и только у тех, кто имеет время для
размышлений на эту тему. Не существует
фактов, подтверждающих врожденность
страха смерти, либо его развитие в качестве
обязательной составляющей поведения,
связанного с умиранием. Наоборот, в тех
культурах, где к смерти относятся спокойно,
рассматривая ее как часть процесса жизни,
страха смерти нет. В жизни животных ничто
не говорит о том, что смерть является
одним из стимулов, вызывающих реакцию
инстинктивного избегания или дистресса.
Когда молодые шимпанзе достигают определенного
возраста, они безо всякого указания извне
или какой-либо специальной тренировки
начинают избегать контакта со змееподобными
объектами. У них есть врожденное свойство
страшиться стимулов, способных ассоциироваться
с опасностью, однако нет ни одного животного
с врожденным страхом самой смерти.
Конечные стадии цикла, предваряющие наступление
клинической смерти, одинаковы как при
мгновенной, так и при медленной смерти.
Если умирающие больные имеют достаточно
времени для того, чтобы справиться со
своими страхами и примириться с неизбежностью
смерти, или получают соответствующую
помощь от окружающих, то они нередко начинают
испытывать состояние покоя и умиротворенности.
Таким образом, процесс умирания, по-видимому,
является самостоятельной фазой развития
человека с собственной последовательностью
событий, определенными поддающимися
описанию переживаниями и способами поведения.
Доказательством того, что эти фазы присутствуют
не только у людей, умирающих в результате
несчастных случаев или заболеваний, является
искусственное вызывание тех же стадий
умирания у физически абсолютно здоровых
людей. Исследование восемнадцати убийц,
ожидающих смертной казни в тюрьме Синг-Синг,
показало, что отрицание смерти (при помощи
которого сводились на нет многие проблемы)
сменялось гневом или страхом и, наконец
(у тех, кто имел достаточно времени), спокойной
медитативной отрешенностью.
Новейшие исследования в области биохимии
мозга, проводившиеся в процессе умирания,
также свидетельствуют о существовании
четырех поддающихся четкому определению
стадий. Профессор Неговский из Академии
медицинских наук СССР называет их шоком,
предагональным состоянием, агонией и
клинической смертью. Данная классификация
основана главным образом на экспериментах,
в ходе которых проводилось наблюдение
за собаками, умирающими от кровопотери
вследствие повреждения бедренной артерии.
Первая стадия начинается через две-три
минуты после того, как из организма вытекла
примерно половина крови и артериальное
давление существенно упало. Это означает,
что поступающей в мозг крови недостаточно
для обеспечения его нормальной потребности
в кислороде и сахаре, на это мозг отвечает
включением компенсаторных механизмов:
сужением сосудов и освобождением запасов
крови из кровяных депо. Эти экстренные
меры ненадолго срабатывают, и содержание
сахара в крови, поступающей в мозг, увеличивается.
Наше тело накапливает энергию в виде
гликогена, хранящегося в печени и гладких
мышцах, до тех пор, пока он вновь не понадобится.
В аварийных ситуациях адреналин повышает
артериальное давление и обеспечивает
быстрое превращение гликогена в сахар,
его поступление в кровь и немедленное
использование. В считанные секунды мозг
получает массу питательных веществ и
начинает работать в повышенном режиме.
Эта биохимическая стадия прямо соответствует
ментальной отрешенности и возвращения
к прошлому у падающего альпиниста, которая
следует за первой стадией сопротивления.
Вторая стадия, которую называют предагональной. Преагональное
состояние характеризуется дезинтеграции всех
функций организма, критическим уровнем
артериального давления, нарушениями
сознания различной степени выраженности,
нарушениями дыхания. Преагональное состояние
может длиться от нескольких минут до
нескольких часов. Затем наступает терминальная
пауза, основными проявлениями которой
считаются прекращение дыхания (от нескольких
секунд до 3—4 минут). Характеризуется
резкими химическими изменениями в мозге.
Активность мозговой коры достигает наивысшей
точки, и потребление сахара превышает
его поступление. Известно, что точно такое
же состояние мозга развивается в процессе
медитации и сопровождается ощущением
счастья и трансценденции, о которых рассказывали
стоявшие на краю гибели люди.
Третьей стадии, называемой агонией, падающий
с высоты человек достигает после удара
о землю. Продолжительность агонального
периода, как правило, невелика. Сердечные сокращения
и дыхание быстро прекращаются. Дыхание
замедленное, поверхностное, активно включаются
вспомогательные мышцы. Газообмен неэффективный
вследствие одновременного участия в
акте дыхания мышц, обеспечивающих вдох
и выдох. Отмечается централизация кровообращения
(в пользу мозга, печени, почек, сердца).
У собак агония начинается, когда органическая
кислота полностью разрушает накопившиеся
в мозгу продукты глюкозы, отравляя его.
Полное выключение мозга рассматривают
как клиническую смерть, но даже
на этой последней стадии при условии
восстановления нормального кровоснабжения
мозга возможно возвращение организма
к жизни. Если же не происходит своевременной
компенсации возникшего в мозгу
дисбаланса (выяснилось, что для
человека этот период не должен превышать
шести минут), наступает четвертая
необратимая в современных
Эти исследования выявили еще один важный
момент. Как выяснилось, продолжительное
умирание, например при заболеваниях легких,
приводит к сильному истощению энергетических
ресурсов организма уже на ранних стадиях,
поэтому мозг способен восстановиться
лишь при условии очень короткого периода
клинической смерти. Если же смерть наступает
мгновенно либо в результате несчастного
случая, энергетический потенциал организма
остается высоким, обеспечивая его способность
к выживанию после продолжительного полного
отключения мозга. Способность к восстановлению
после такой остановки полностью зависит
от предшествующего состояния метаболических
процессов в организме. В эксперименте
с собаками обнаружилось, что вероятность
выживания животных, находившихся перед
смертью в состоянии сильного возбуждения,
была крайне мала; если же в начальной
стадии умирания они были спокойны или
спали, то вероятность их выживания существенно
возрастала. Таким образом, состояния
отрешенности и транса, в которых человек
расслабляется и созерцает Тадж-Махал
или вспоминает прошедшую жизнь, имеют
большое значение для его выживания. В
этом состоянии падающий с высоты человек
имеет значительно больше шансов уцелеть
после серьезной травмы или даже клинической
смерти по сравнению с теми, кто все время
кричит и сопротивляется.
Таким образом, фиксированная последовательность
изменений, происходящих в ходе умирания,
целесообразна, хотя и может быть нарушена
практически на любой из стадий. Кроме
того, она может стать короче под влиянием
боли и страха. Бывает даже, что достаточно
сильный страх на начальной стадии умирания
непосредственно приводит к заключительной
стадии клинической смерти. Недаром говорят
"испугался до смерти" или "умер
от страха". Такое действительно случается.
Состояния «мнимой смерти» как защитного механизма.
Логично предположить, что человек
первым узнает об изменениях собственного
состояния. Чем сильнее выражено
такое изменение, тем лучше оно
осознается человеком, который в
этом случае сначала, образно говоря,
как бы беременеет смертью, затем
же в срок разрешается ею от бремени.
Известно множество рассказов о животных,
которые обладают такой интуицией и уползают
куда-нибудь, чтобы там умереть. На основании
того, что обучиться подобному поведению
невозможно, поскольку каждый человек
умирает только один раз, некоторые ученые
(прежде всего Фрейд) пришли к идее "инстинкта
смерти". У человека существуют сильно
выраженные самодеструктивные тенденции,
однако не доказано, что источником этих
деструктивных сил является инстинкт.
Смерть не является всем или ничем.
Различные стороны повседневной
жизни предоставляют обширные возможности
для знакомства с ней.
Возможно, что люди впервые знакомятся
со смертью в момент рождения. Мало кому
из людей доводится еще раз пережить такое
опасное и страшное путешествие, какое
он проделал, выходя из десятисантиметровых
родовых путей. Когда начинаются роды
и матка совершает первые ужасающие попытки
вытолкнуть ребенка из теплого и безопасного
убежища, он, может быть, сопротивляется.
На смену изначальному сопротивлению
и отрицанию рождения должно в конце концов
прийти смирение ребенка перед неослабевающим
давлением матки. Ребенок может существенно
облегчить роды, лишь расслабившись, впав
в состояние отрешенности.
Общим для рождения и смерти является
факт отделения. В момент своего рождения
ребенок впервые отрывается от матери,
по мере того как он растет, эта разобщенность
увеличивается, становясь все более длительной.
Это, по-видимому, позволяет ребенку овладевать
столь противоположными состояниями,
как объединенность и изоляция, бытие
и небытие. Ада Морер говорит: "К трехмесячному
возрасту здоровый ребенок благодаря
достаточно развитому чувству собственной
безопасности может начать экспериментировать
с этими противоположными состояниями.
Играя в прятки, он, находясь в безопасности,
получает возможность поочередно испытывать
страх и восторг, самоутверждаться, теряя
и обретая себя". В известной степени
он выбирает между жизнью и смертью.
Позже ребенок начинает все более активно
играть в игры, связанные с чередованием
ощущений жизни и смерти, в которых он
постигает реальность смерти в самых различных
условиях, играя роли убийцы, умирающего
и мертвого. Многие совершенно справедливо
считают игру одной из наиболее серьезных
форм поведения. Играя, можно спокойно
относиться к тому, что обычно страшит
человека, и даже получать от этого удовольствие.
Многие животные благодаря игре формируют
навыки, необходимые для дальнейшей жизни.
Некоторые даже играют в собственную смерть.
Американский опоссум «притворщик» получил
свое название благодаря защитному поведению.
Это животноележит на боку с открытыми
глазами, вытянутыми лапами, вцепившись
когтями в землю, как будто он впал в состояние
коллапса. При этом животное бодрствует,
а температура тела, кислородный обмен
и состав крови у него остаются неизменными.
Его электроэнцефалограмма идентична
записям мозговой активности здорового
животного, находящегося в состоянии возбуждения.
Группа исследователей из Лос-Анджелеса
при помощи вживленных в мозг опоссумов
электродов детально изучила их физиологические
реакции в состоянии имитации смерти,
которое вызывалось встряхиванием при
помощи искусственной собачьей пасти
и звуками записанного на магнитофон лая
и рычания. Полученные электроэнцефалограммы
свидетельствуют о том, что животные чутко
реагируют на происходящее и в действительности
лишь "притворяются" мертвыми.
Ракообразные, пауки и насекомые, умеющие
притворяться мертвыми, всегда делают
это в нужный момент, однако в отличие
от опоссума теряют контроль над своими
мышцами и впадают в совершенно неподвижное
состояние, известное как кататоническая
неподвижность. Аналогичные состояния
возникали и описывались у птиц, морских
свинок, собак, кошек, овец, шимпанзе и
людей. Проще всего вызвать это состояние
у человека, сначала попросив его нагнуться
вперед на девяносто градусов и задержать
дыхание, а затем резко опрокинуть его
на спину. Мышцы человека при этом резко
сокращаются, и человек почти на целую
минуту застывает, теряя подвижность.
Этот феномен нередко можно наблюдать
на футбольном поле, когда внезапно сбитый
с ног игрок кажется серьезно травмированным,
потом он столь же внезапно приходит в
себя, полностью восстанавливая подвижность.
Известно о кататонических состояниях
у солдат, участвовавших в рукопашном
бою, где умышленная или рефлекторная
имитация смерти, несомненно, способствовала
выживанию.
Одно из немногих свидетельств тому, что
чувствует человек, не по своей воле притворившийся
мертвым, подтверждает предположение
о целесообразности защитного поведения.
Однажды на исследователя Дэвида Ливингстона
напал лев, который, опрокинув его на спину,
вцепился зубами ему в плечо. Он ощутил
"нечто вроде сонливости, в которой
не чувствовал ни боли, ни ужаса", и так
как он лежал неподвижно, то лев на мгновение
отпустил его, что позволило Ливингстону
прийти в себя и убежать. Отрешенное состояние,
в котором пребывал Ливингстон, напоминает
отстраненность падающих вниз альпинистов
и вновь показывает, что при определенных
чрезвычайных обстоятельствах тело минует
некоторые стадии умирания. Оно свидетельствует
и о том, что подобное поведение действительно
способствует выживанию и не только сопровождает
умирание, но и продлевает жизнь.
Другой распространенной реакцией человека
на стресс является потеря сознания. Эмоциональный
стресс вызывает гиперстимуляцию вагуса,
что, в свою очередь, приводит к замедлению
сердцебиения, а также к расслаблению
сосудов брюшной полости, вызывая в момент
прилива крови к кишкам "ощущение слабости".
Происходит резкое снижение давления
в сосудах мозга, вы теряете сознание,
однако, когда вы падаете, голова оказывается
на одном уровне с желудком, благодаря
чему кровоснабжение мозга восстанавливается.
Таким образом, обморок можно назвать
рефлекторной реакцией со встроенными
ограничителями, поскольку он создает
условия, необходимые для восстановления
нормального состояния. Когда-то обмороки
были в большом ходу среди женщин определенного
сословия как способ реагирования на проблемные
ситуации, связанные с общением, а также
как способ их разрешения. Без сомнения,
некоторые из женщин поняли, что могут
достичь желаемого, лишь притворившись
упавшими в обморок, однако большинство
из них в самом деле теряли сознание. Некоторые
делали это настолько убедительно, что
их принимали за мертвых. Такое поведение
- яркий пример социально обусловленной
физиологической реакции, ставшей реальностью
для тех, кто оказался способным поставить
телесные функции под контроль сознания.
Сейчас обмороки уже не так популярны
и поэтому случаются гораздо реже, однако
эволюционные возможности данной ситуации
очевидны. Если бы социальное подкрепление
обмороков продолжалось достаточно долго,
они могли бы стать естественной и неизменной
частью нашего инстинктивного поведенческого
репертуара. Хотя в определенных обстоятельствах
люди и сейчас еще порой теряют сознание,
имитация смерти, как обнаружил Ливингстон,
более ценна для выживания, поскольку
позволяет, сохраняя сознание, использовать
в своих интересах изменение обстоятельств.
Существуют два похожих на обморок состояния
коллапса, о которых сейчас забыли. Одно
из них - катаплексия, при которой человек
безвольно опускается на землю, лежит
с закрытыми глазами, не в силах двигаться
и говорить, однако не теряет сознания
и полностью контролирует происходящее.
Это человеческий аналог состояния, легко
возникающего у животных, например у птиц
или кроликов, если их внезапно остановить.
Оно описано в старых медицинских книгах
как "вызванное сильным переживанием
и длящееся до тех пор, пока человек не
овладеет собственными чувствами",
и кажется явлением из прошлого, поскольку
не упоминается ни в одном из современных
медицинских словарей. Не исключено, что
теперь мы просто заживо хороним людей,
впавших в состояние катаплексии. Необходимо
отметить, что данная проблема впервые
обсуждалась в статье "О признаках,
отличающих реальную смерть от мнимой",
опубликованной в трансильванском медицинском
журнале. Автор обратился к этой проблеме
под влиянием распространившихся в обществе
страхов перед вампирами. Он и другие исследователи
высказали предположение, что поврежденные
могилы, сломанные гробы, порванные саваны
и искалеченные окровавленные трупы свидетельствуют
не столько о вампирстве, сколько о последних
отчаянных попытках погребенных в состоянии
катаплексии выбраться из своей преждевременной
могилы.
Вторым редко встречающимся сейчас состоянием
является каталепсия, описываемая как
"внезапная потеря чувствительности
и способности к совершению произвольных
действий, связанная с восковой ригидностью
членов". В настоящее время это состояние
можно наблюдать у больных с кататонической
формой шизофрении, а также вызвать практически
у любого человека при помощи гипноза.
Одной из любимых шуток "безумного монаха"
Распутина было устройство аллей из застывших
в причудливых позах живых фигур, чтобы
развлечь слабонервных придворных в старом
Санкт-Петербурге. То же сейчас проделывают
на эстраде безответственные гипнотизеры.
Спонтанные воскоподобные состояния возникают
также вследствие длительного воздействия
ритмичных стимулов.
У млекопитающих такая пластичность является
условным рефлексом, сформировавшимся
еще до появления на свет, когда развивающийся
плод должен, не сопротивляясь, принимать
любую форму, соответствующую очертаниям
материнской матки. В этот период ритмическая
стимуляция обеспечивается равномерным
биением материнского сердца. Проще всего
успокоить новорожденного, прижав его
к груди, чтобы он услышал знакомый ритм.
Как правило, частота пульса составляет
около 70 ударов в минуту, однако и
более быстрые ритмы способны
оказывать на человека чрезвычайно
сильное влияние. В 1966 г. Грей Уолтер
обнаружил, что короткие световые вспышки,
направляемые в глаз через регулярные
промежутки времени, способны удивительным
образом влиять на активность мозга, а
световые колебания с частотой, в шесть-десять
раз превышающей частоту пульса, вызывают
внезапные припадки, напоминающие эпилептические.
В настоящее время такая реакция используется
в клинической диагностике как средство,
помогающее выявить лиц, склонных к эпилепсии,
однако такие же припадки можно спровоцировать
и у большинства совершенно здоровых людей.
При возникновении замкнутой цепи возбуждения,
когда световое мерцание начинает поддерживаться
сигналами самого мозга, синхронизированные
вспышки способны вызвать внезапный эпилептический
припадок и потерю сознания более чем
у половины населения земного шара.
Эпилепсия - симптом, а не заболевание.
С самого начала она была окружена суевериями
и считалась следствием одержимости. Ее
приписывали св. Павлу, Юлию Цезарю, Наполеону
и Достоевскому (по-видимому, справедливо),
но истина в том, что у любого из нас может
возникнуть эпилептический припадок.
Это всего лишь период дезорганизации
мозговой активности вследствие травмы
головы, электрического шока, воздействия
лекарств, асфиксии или высокой температуры.
Эти припадки, включающие мышечные спазмы
и конвульсии и ведущие к потере сознания,
не просто напоминают эпилепсию; они и
есть эпилепсия. Единственное отличие
настоящего больного эпилепсией от всех
остальных состоит в том, что у него подобные
нарушения возникают чаще. Иногда причиной
приступа становится тромб или опухоль,
но, как правило, приступы возвратной эпилепсии
возникают спонтанно. Их можно подавить
при помощи седативных препаратов, ввергающих
больного в состояние сонливости, но возникает
подозрение, что единственная функция
лечения при этом заключается в снижении
общего уровня активности мозга. Не доказано,
что grand mal, то есть наиболее сильные припадки,
генетически обусловлены, поэтому не исключено,
что они, как и стадия отрешенности, при
умирании являются психосоматическими
реакциями на определенные угрожающие
обстоятельства. Это предположение позволяет
вывести эпилепсию из разряда мозговых
поражений и нервных заболеваний и превратить
ее в поведенческий стереотип, реализуемый
любым здоровым мозгом и, возможно, при
определенных условиях способствующий
выживанию человека. Между феноменами
эпилепсии и умирания есть значительное
сходство; я также считаю, что они имеют
много общего с самым известным из напоминающих
смерть состояний - трансом.
Состояние транса вызывалось, чтобы, усилив
внушаемость, добиться веры и послушания,
при этом, однако, всегда возникает и побочный
эффект: разрядка нервного напряжения,
способная иногда привести к развитию
патологии. Состояние транса приводит
к поразительному исцелению больных с
выраженной депрессией, параноидной шизофренией
и старыми травмами, вызывая состояние
возбуждения, приводящее к истощению,
коллапсу и к долговременному изменению
или восстановлению мозговых функций.
Существует испытанный психоаналитический
прием, называемый отреагированием, когда
терапевт пытается освободить подавленное
пациентом переживание, заставляя его
вновь пережить происшедшее с ним событие.
Сарджент вылечил от невроза многих побывавших
на второй мировой войне солдат, внушив
им в состоянии транса или под воздействием
лекарств, что они возвратились в ситуацию,
вызывавшую у них в прошлом состояние
ужаса и стресса. Нередко это приводило
к сильному нервному возбуждению, неистовому
всплеску эмоций и заканчивалось коллапсом.
Когда больной приходил в себя, его нездоровая
озабоченность исчезала. Позднее аналогичные
результаты были получены при помощи электрошоковой
терапии, в ходе которой больной получал
сильный удар электрическим током, вызывающий
эпилептический припадок.
В некоторых западноафриканских языках
не существует слов, обозначающих сон.
Глагол, означающий "спать", пишется
как "наполовину мертвый". Мы говорим
"смертельно устал" или "уснул
мертвым сном", а многие психоаналитические
концепции рассматривают сон и смерть
как синонимы бессознательного. Существует
ли между ними связь? Люди нередко умирают
во сне, однако является ли сон частью
процесса умирания?