Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 08:29, контрольная работа
Человек – это единственное существо на Земле, которое знает о своей смертности. В разное время, в различных культурах по-разному относились к смерти. В древнекитайском сознании, например, факт конца жизни оценивался как нечто, не имеющее глубокого бытийственного значения; человек, исповедующий ислам, к смерти относится «проще», нежели христианин. Но не зависимо от культуры, мировоззрения, хотим мы себе в том признаваться или нет, но темы умирания и послесмертного существования предельно актуальны для каждого из живущих. Это справедливо потому, что рано или позд
Одно время считалось, что в
мозгу есть специальный центр, ответственный
за бодрствование. Последние исследования
показывают, что сон наступает, когда
на активирующую ретикулярную систему
оказывается одно из двух типов воздействия.
В первом случае в другой части
мозгового ствола вырабатываются химические
вещества, подавляющие его активность
так же, как тормоза останавливают
автомобиль. Такое активное воздействие
вызывает поверхностный ортодоксальный
сон. Во втором случае вырабатывается
иное химическое вещество, действие которого
сравнимо с остановкой автомобиля путем
прекращения подачи топлива. Результатом
такого пассивного воздействия становится
глубокий парадоксальный сон, или сон
со сновидениями. Если система, ответственная
за поддержание бодрствующего состояния,
разрушается из-за ранения или хирургического
вмешательства, тело впадает в необратимую
кому. Сначала мозговая активность уменьшается
до уровня, соответствующего состоянию
поверхностного сна или преходящей комы,
вызванной эпилептическим припадком,
однако вскоре все мозговые волны сходят
на нет и человек уже больше никогда не
просыпается, превращаясь в "беспомощный,
бесчувственный, парализованный сгусток
протоплазмы". Иными словами, он становится
готой.
Сон и эпилепсия связаны с умиранием в
том смысле, что считаются символами смерти.
Фрейд предположил, что эпилептические
припадки у Достоевского были суррогатом
смерти и вызывались чувством вины, развившимся
из-за того, что он желал смерти отца. Возможно,
что человек бессознательно притворяется
мертвым, пытаясь избежать настоящей смерти.
Именно так поступает опоссум и другие
животные, реагирующие на стрессовые ситуации
отключением от действительности и сном.
В своем рассказе о людях, уцелевших после
взрыва атомной бомбы в Хиросиме, Роберт
Лифтон описывает распространенный феномен
психического оцепенения и предполагает,
что, стремясь сохранить остатки разума,
оставшиеся в живых подвергают себя "обратимой
символической смерти, для того чтобы
избежать настоящей физической или психической
смерти". Все, кто уцелел после концентрационных
лагерей, средневековых эпидемий и природных
бедствий, вели себя так, как будто их оглушили
или ошеломили. Эта нечувствительность,
или анестезия, настолько характерна для
синдрома, возникающего у переживших бедствие
людей, что скорее всего имеет важное значение
для выживания. Закрываясь от сил, посягнувших
на его окружение, организму порой удается
сохранить себя, однако при этом он должен
хотя бы частично осознавать происходящее.
Узники нацистских лагерей научились
не замечать происходящих вокруг ужасных
убийств и не реагировать на них, но при
этом выработали удивительную способность
чутко реагировать на средовые сигналы,
позволяющие подготовиться к очередным
ударам судьбы. Сочетание жизни и смерти,
наличие скрытой чувствительности у кажущихся
мертвыми людей являются основным свойством
поведения, включающего способность притворяться
мертвым и состояния, имитирующего смерть.
Это биологическое условие и существенная
часть механизма выживания.
Жизнь и смерть как единое целое.
Живое возникло из неживого. Первые организмы на Земле даже не имели ядро, а лишь были горными породами с крошечным вкраплением углерода. Не удивительно, что все возвращается на свои места.
И до сих пор выживание зависит от гибели
его отдельных частей. Те же самые некрозы
и апаптозы отдельных клеток. Жизнь и смерть
неразличимы, однако существует и третье,
отличное от них состояние - гота, а также
четкая последовательность приводящих
к нему событий. Они могут возникнуть в
любой момент жизни.
Заключение.
Фридрих Энгельс писал: “Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни…, которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, – смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится…Жить значит умирать”.1
Говоря иными словами, смерть преформирована в живом. И она ни в коем случае не является мгновенным актом перехода из одного состояния в другое, как это представляют защитники религиозных взглядов, как об этом говорит христианское вероучение.
“Невозможно точно так же определить
и момент смерти,– указывал Фридрих
Энгельс в своей работе “Развитие
социализма от утопии к науке”, –
так как физиология доказывает, что
смерть есть не внезапный, мгновенный
акт, а очень длительный процесс”.
Современные научные
Все живое рождается, растет, размножается, затем уходит со сцены, но, умирая, уступает место другим растениям и животным организмам. В этом непоколебимый закон и непоколебимое условие жизни.
Смерть сложного человеческого
организма или организма
Таким образом, смерть является единством прерывности и непрерывности, содержит в себе одновременно и скачок и постепенность.
Период умирания в настоящее время принято делить на три части: преагональное состояние, агонию и клиническую смерть.
В преагональный период у больного резко ухудшается кровообращение, падает артериальное давление, развивается сильная одышка. Сознание еще борется с прогрессирующим недугом, но во многих случаях уже покидает
человека, а в других становится спутанным, неясным. Агония гасит сознание, исчезают глазные рефлексы, пульс можно прощупать только на сонных артериях, питающих мозг, а дыхание становиться нерегулярным, судорожным. Организм напрягает последние силы, чтобы выстоять в борьбе со смертью.
Список литературы