Теория Конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание

Теорий социального конфликта множество. В настоящее время существует самостоятельная отрасль знания на стыке философии, социологии, политологии и психологии — конфликтология.
Считается, что первым ученым родоначальником теории конфликтов является К. Маркс. В сущности весь марксистский стержневой идеей имеет идею борьбы классов. Представители наиболее радикальной ветви марксизма указывали, что главным в учении Маркса является теория классовой борьбы. Это подчеркивали и его последовательные критики.

Работа состоит из  1 файл

Теория Конфликта.docx

— 72.54 Кб (Скачать документ)

Причины конфликта  — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту  и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Среди огромного  множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются  так или иначе практически  во всех возникающих конфликтах. К  ним можно отнести следующие  причины.

Социально-политические и экономические причины связаны  с социально-политической и экономической  ситуацией в стране.

Социально-демографические  причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные  их полом, возрастом, принадлежностью  к этническим группам и др.

Социально-психологические  причины отражают социально-психологические  явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

Индивидуально-психологические  причины отражают индивидуальные психологические  особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

Вторую группу причин в нашей классификации  назовем частными. Эти причины  непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем  лишь некоторые из них:

- неудовлетворенность  условиями деятельности;

- нарушение  служебной этики;

- нарушение  трудового законодательства;

- ограниченность  ресурсов;

- различия  в целях, ценностях, средствах  достижения целей;

- неудовлетворительные  коммуникации.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных  ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов  социального взаимодействия и создающие  почву для реального противоборства между ними.

Соотношение причины конфликта, конфликтной  ситуации и конфликта можно выразить в виде следующей схемы (рис. 2.2).

 

 

 

Деятельность

субъектов социального взаимодействия

 
 

 

 

 
                   
 

Причина конфликта

 

Конфликтная ситуация

 

Конфликт

 
                   
 

Условия и факторы

 
 

 

 

Рис. 2.2. Соотношение  причины конфликта, конфликтной  ситуации и конфликта 

При этом важно  отметить, что особое место среди  факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.

Инцидент  — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Для решения  практических задач, связанных с  анализом конфликтов и их разрешением, важное значение имеет классификация  конфликтных ситуаций.

Наиболее  часто встречающиеся типы конфликтных  ситуаций представлены в табл. 2.2.

Динамика  конфликта

Важной характеристикой  конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит  свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта  отражают существенные моменты, характеризующие  развитие конфликта от его возникновения  и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его  прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

 

 

 

Таблица 2.2

Типы конфликтных  ситуаций

Характер конфликтной ситуации

Проявления

Недобросовестное исполнение обязанностей

Нарушение трудовой дисциплины Брак в  работе

Неудовлетворительный стиль управления

Ошибки в подборе и расстановке  кадров Ошибки в организации контроля Просчеты в планировании Нарушение  этики общения

Неадекватное представление о  конкретных ситуациях

Неправильные оценки, суждения о действиях  других субъектов социального взаимодействия Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций

Индивидуально-психологические особенности  личности

Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений Нарушение  этики общения

Низкая профессиональная подготовка

Брак в работе Неспособность принять  адекватное решение


 

Основные  этапы конфликта

1. Возникновение  и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается  одним или несколькими субъектами  социального взаимодействия и  является предпосылкой конфликта.

2. Осознание  конфликтной ситуации хотя бы  одним из участников социального  взаимодействия и эмоциональное  переживание им этого факта.  Следствиями и внешними проявлениями  подобного осознания и связанных  с ним эмоциональных переживаний  могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало  открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том,  что один из участников социального  взаимодействия, осознавший конфликтную  ситуацию, переходит к активным  действиям (в форме демарша,  заявления, предупреждения и т.  п.), направленным на нанесение  ущерба «противнику». Другой участник  при этом сознает, что данные  действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает  активные ответные действия против  инициатора конфликта.

4. Развитие  открытого конфликта. На этом  этапе участники конфликта открыто  заявляют о своих позициях  и выдвигают требования. Вместе  с тем они могут не осознавать  собственных интересов и не  понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение  конфликта. В зависимости от  содержания, разрешение конфликта  может быть достигнуто двумя  методами (средствами): педагогическими  (беседа, убеждение, просьба, разъяснение  и т. п.) и административными  (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта  непосредственно связаны с его  этапами и отражают динамику конфликта  прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная  фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться  циклически. Например, после фазы спада  в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может  начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта  в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также  возможности менеджера по его  разрешению отражены в табл. 2.3.

Соотношение фаз и этапов конфликта

Таблица 2.3

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможности разрешения конфликта (%)

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной  ситуации;осознание конфликтной  ситуации..

92%

Фаза подъема

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46%

Пик конфликта

Развитие открытого конфликта

Менее 5%

Фаза спада

-

Около 20%


 

3 Технологии управления конфликтами

Управление  конфликтами можно рассматривать  в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном  взаимодействии. Этот аспект носит  психологический характер и находит  свое отражение в теме 7 практикума. Внешний аспект управления конфликтами  отражает организационно-технологические  стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать руководитель (менеджер), лидер или посредник (медиатор). Именно в этом аспекте мы рассматриваем данную проблему.

Понятие управления конфликтом

Понятие «управление» имеет очень широкую сферу  применения: «управление самоорганизующихся систем», «управление техническими системами», «управление обществом» и т. д.

Применительно к социальным системам управление представляет собой целенаправленный процесс  оптимизации этих систем в соответствии с объективными законами. Что касается понятия «управление конфликтом», то можно дать следующее его определение:

Управление  конфликтом — это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в  интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой  имеет отношение данный конфликт.

В предложенном нами определении требует пояснения  указание на целенаправленное воздействие  в интересах развития или разрушения социальной системы. Дело в том, что  в функциональном плане конфликты  отличаются противоречивостью. Одни из них носят конструктивный характер и способствуют развитию сопряженной  с ними социальной системы, при условии  адекватной динамики конфликтов. Другие же носят деструктивный характер и способствуют разрушению социальной системы Поэтому субъекты социального  управления в зависимости от отношения  к конкретной социальной системе  могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами .

Содержание  управления конфликтами

Управление  конфликтами как сложный процесс  включает следующие виды деятельности

• прогнозирование  конфликтов и оценка их функциональной направленности;

• предупреждение или стимулирование конфликта;

• регулирование  конфликта;

• разрешение конфликта.

Содержание  управления конфликтами находится  в строгом соответствии с их динамикой, которая отражена в табл. 4.1.

Прогнозирование конфликта — это один из важнейших  видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном  развитии.

Основными источниками  прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических  особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами  могут быть: стиль управления; уровень  социальной напряженности; социально-психологический  климат, лидерство и микрогруппы  и другие социально-психологические  явления.

Таблица 4.1 Содержание управления конфликтом и его динамика

№ п/п

Этап конфликта

Содержание управления (вид деятельности)

1

Возникновение и развитие конфликтной  ситуации

Прогнозирование Предупреждение (стимулирование)

2

Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального  взаимодействия

Предупреждение (стимулирование)

3

Начало открытого конфликтного взаимодействия

Регулирование

4

Развитие открытого конфликта

Регулирование

5

Разрешение конфликта

Разрешение


Особое место  в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так  и частных причин конфликтов.

Предупреждение  конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о  причинах зреющего нежелательного конфликта  предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего  комплекса детерминирующих его  факторов. Это так называемая вынужденная  форма предупреждения конфликта.

Но конфликты  можно предупреждать, осуществляя  в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе  и предупреждение конфликта) является составной частью общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов в  организациях могут быть:

• постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;

• подбор и  расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических  особенностей;

• соблюдение принципа социальной справедливости в  любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;

• воспитание сотрудников, формирование у них  высокой психолого-педагогической культуры общения и др.

Подобную  форму предупреждения конфликтов в  отличие от предыдущей можно назвать  превентивной.

Стимулирование  конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса  для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.

Регулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону  разрешения. Регулирование как сложный  процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в  управленческой деятельности.

I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами.

II этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.

Информация о работе Теория Конфликта