Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:31, курсовая работа
Теорий социального конфликта множество. В настоящее время существует самостоятельная отрасль знания на стыке философии, социологии, политологии и психологии — конфликтология.
Считается, что первым ученым родоначальником теории конфликтов является К. Маркс. В сущности весь марксистский стержневой идеей имеет идею борьбы классов. Представители наиболее радикальной ветви марксизма указывали, что главным в учении Маркса является теория классовой борьбы. Это подчеркивали и его последовательные критики.
Причины конфликта
— это явления, события, факты, ситуации,
которые предшествуют конфликту
и, при определенных условиях деятельности
субъектов социального
Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.
Социально-политические
и экономические причины
Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.
Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.
Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).
Вторую группу
причин в нашей классификации
назовем частными. Эти причины
непосредственно связаны с
- неудовлетворенность условиями деятельности;
- нарушение служебной этики;
- нарушение трудового законодательства;
- ограниченность ресурсов;
- различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
- неудовлетворительные коммуникации.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.
Конфликтная
ситуация — это накопившиеся противоречия,
связанные с деятельностью
Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно выразить в виде следующей схемы (рис. 2.2).
Деятельность |
субъектов социального взаимодействия |
||||||||
| |||||||||
Причина конфликта |
Конфликтная ситуация |
Конфликт |
|||||||
Условия и факторы |
|||||||||
|
Рис. 2.2. Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта
При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.
Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтов и их разрешением, важное значение имеет классификация конфликтных ситуаций.
Наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций представлены в табл. 2.2.
Динамика конфликта
Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.
Таблица 2.2
Типы конфликтных ситуаций
Характер конфликтной ситуации |
Проявления |
Недобросовестное исполнение обязанностей |
Нарушение трудовой дисциплины Брак в работе |
Неудовлетворительный стиль |
Ошибки в подборе и |
Неадекватное представление о конкретных ситуациях |
Неправильные оценки, суждения о действиях
других субъектов социального |
Индивидуально-психологические |
Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений Нарушение этики общения |
Низкая профессиональная подготовка |
Брак в работе Неспособность принять адекватное решение |
Основные этапы конфликта
1. Возникновение
и развитие конфликтной
2. Осознание
конфликтной ситуации хотя бы
одним из участников
3. Начало
открытого конфликтного
4. Развитие
открытого конфликта. На этом
этапе участники конфликта
5. Разрешение
конфликта. В зависимости от
содержания, разрешение конфликта
может быть достигнуто двумя
методами (средствами): педагогическими
(беседа, убеждение, просьба,
Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Основными фазами конфликта являются:
1) начальная фаза;
2) фаза подъема;
3) пик конфликта;
4) фаза спада.
Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):
Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.
Соотношение фаз и этапов конфликта
Таблица 2.3
Фаза конфликта |
Этап конфликта |
Возможности разрешения конфликта (%) |
Начальная фаза |
Возникновение и развитие конфликтной
ситуации;осознание |
92% |
Фаза подъема |
Начало открытого конфликтного взаимодействия |
46% |
Пик конфликта |
Развитие открытого конфликта |
Менее 5% |
Фаза спада |
- |
Около 20% |
3
Технологии управления
Управление
конфликтами можно
Понятие управления конфликтом
Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения: «управление самоорганизующихся систем», «управление техническими системами», «управление обществом» и т. д.
Применительно
к социальным системам управление представляет
собой целенаправленный процесс
оптимизации этих систем в соответствии
с объективными законами. Что касается
понятия «управление
Управление конфликтом — это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
В предложенном
нами определении требует пояснения
указание на целенаправленное воздействие
в интересах развития или разрушения
социальной системы. Дело в том, что
в функциональном плане конфликты
отличаются противоречивостью. Одни из
них носят конструктивный характер
и способствуют развитию сопряженной
с ними социальной системы, при условии
адекватной динамики конфликтов. Другие
же носят деструктивный характер
и способствуют разрушению социальной
системы Поэтому субъекты социального
управления в зависимости от отношения
к конкретной социальной системе
могут целенаправленно
Содержание управления конфликтами
Управление
конфликтами как сложный
• прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
• предупреждение или стимулирование конфликта;
• регулирование конфликта;
• разрешение конфликта.
Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой, которая отражена в табл. 4.1.
Прогнозирование
конфликта — это один из важнейших
видов деятельности субъекта управления,
оно направлено на выявление причин
данного конфликта в
Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат, лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления.
Таблица 4.1 Содержание управления конфликтом и его динамика | ||
№ п/п |
Этап конфликта |
Содержание управления (вид деятельности) |
1 |
Возникновение и развитие конфликтной ситуации |
Прогнозирование Предупреждение (стимулирование) |
2 |
Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия |
Предупреждение (стимулирование) |
3 |
Начало открытого конфликтного взаимодействия |
Регулирование |
4 |
Развитие открытого конфликта |
Регулирование |
5 |
Разрешение конфликта |
Разрешение |
Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.
Предупреждение
конфликта — это вид
Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе и предупреждение конфликта) является составной частью общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:
• постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
• подбор и
расстановка сотрудников с
• соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;
• воспитание
сотрудников, формирование у них
высокой психолого-
Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.
Стимулирование
конфликта — это вид
Регулирование
конфликта — это вид
I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами.
II этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.